Нелли Уварова: красавица-дурнушка
Ей удаются и роли маленьких девочек, и образы лирических героинь, которые она уже пятый сезон играет в Российском академическом молодежном театре. В творческом багаже Нелли Уваровой картины «Полетели», «Ангел на обочине», «До востребования», «Главные роли» и несколько премий международных фестивалей. В список добавилась весомая строка — фильм Глеба Панфилова.
— Нелли, фильм «В круге первом» снимался, когда вы еще не были так широко известны. Как вы попали в проект Панфилова?
— Мне позвонили и попросили привезти фотографии на «Мосфильм». Я была жутко занята, но нашла время и приехала. Какая-то девушка взяла у меня фото и попрощалась. Тогда я подумала, что кто-то собирает базу данных, прикрываясь именем известного режиссера. Расстроилась и забыла. Когда через полтора месяца меня вызвали на личное знакомство с Панфиловым, я была очень удивлена. Мы пообщались, сделали несколько проб, и меня утвердили на главную женскую роль. Я была на седьмом небе от счастья. Однако в последний момент с роли меня сняли. Объяснили, что, по мнению Солженицына, я слишком юна для этого образа.
— Но в проекте-то вы остались...
— Да, мне предложили небольшую роль девушки без имени, эпизод, но в ходе съемок роль разрослась. У героини появились имя Нинэль, своя судьба. «В круге первом» — исключительно мужская история, и каждая женская роль в ней на вес золота. Отказаться от проекта с таким материалом, режиссером, партнерами было бы непростительной актерской глупостью.
— Роль Кати Пушкаревой с ее брекетами еще не стоит поперек горла?
— К брекетам я привыкла довольно быстро. Сложнее привыкнуть к жесточайшему графику съемок. Меня изначально пугали количество серий и формат сериала. Я согласилась на предложение компании «Амедиа» только потому, что в этой истории есть драматургия. Моя героиня по ходу действия меняется, что очень-очень важно. Это не первый кинопроект на телевидении, который мне предлагали. К счастью, я научилась говорить «нет» и в кино, и в театре.
— Когда вы поняли, что зрителя удалось «зацепить»?
— Меня очень удивил один случай. В эфире прошла еще только вторая серия, когда ко мне в первый раз подошли на улице — молодые люди, причем не подростки, а вполне взрослые ребята, профессиональные музыканты. Подходят и говорят: «Вы не поверите, но мы только что сидели в кафе и обсуждали ваш сериал». Я подумала тогда, если такие люди говорят о Кате Пушкаревой, у проекта есть шансы.
— А правда, что в связи с многочисленными предложениями в кино вы собираетесь бросить театр?
— Конечно, нет! Для меня театр был и остается на первом месте. Возможно, для зрителя спектакль — это сиюминутность, но для актера — жизнь. Чтобы действие в полтора-три часа состоялось, ты живешь этим материалом месяцы, полгода, год. Всегда мечтала о сцене. О кино я даже не думала, но по иронии судьбы поступила именно в кинематографический институт.
— Из ВГИКа вас чуть не выгнали...
— Дело в том, что наш руководитель Георгий Тараторкин категорически запретил нам где бы то ни было сниматься до конца второго курса. Я была послушной студенткой и держалась, хотя соблазны были. Во время летних каникул мне предложили сняться в студенческой картине режиссера Анны Меликян «Полетели». Я долго отказывалась, но в итоге меня уговорили. Мы поклялись друг другу, что никто из моих преподавателей об этом фильме никогда не узнает. Снялась и забыла. И вдруг эта картина стала собирать призы на международных кинофестивалях. Все, решила я, закончилась моя учеба...
— И что вас спасло в той ситуации?
— Меня и режиссера вызвали на кинофестиваль в Милан. В институте как раз началась учеба, сдача спектакля. Отпустили меня только в последний момент. Чудом успела с визой, и вот я, студентка, которая снялась в одной-единственной картине, в Милане. Целую неделю организаторы не выпускали нас из рук. Мы с Аней действительно почувствовали себя почетными гостями. Закрытие. Со сцены объявляют: «В номинации «Лучшая актерская работа» побеждает... Нелли Уварова!» Я в шоке... даже не знала, что меня номинировали. Пока я с последнего ряда протискивалась к сцене, думала, умру от волнения. Следом наградили и Анну. В итоге мы взяли за наш дебютный фильм два приза из четырех. После этого Тараторкин мне сказал: «Ладно, забудем эту историю. Но запомни, ты поступила нехорошо». Вот так драматично начали складываться мои отношения с кино.
— Не обидно, что полстраны знает вас как Катю Пушкареву, и мало кому известно, что вы театральная актриса, к тому же номинант «Золотой маски» и других профессиональных конкурсов?
— Я даже не думаю об этом. Понятно, что число людей, которые смотрят телевизор, несоизмеримо больше числа тех, кто следит за театральной жизнью. Кроме того, я не вправе обижаться еще и потому, что в Молодежном театре вот уже третий год каждый раз при полном зале играю моноспектакль «Правила поведения в современном обществе», с которым и была номинирована на «Золотую маску».
Представляете, полтора часа я на сцене совсем одна. Забуду слова, все пропало. Не было никакой рекламы, не было сериала, а народ подчистую раскупал билеты. Вы не представляете, как это греет мою актерскую душу.
Представляете, играя молоденькую дурнушку Пушкареву, я сейчас в театре репетирую роль с характеристикой «красивая женщина 35 лет».
Родилась 14 марта 1980 года в Тбилиси. В 2001 году окончила ВГИК (курс г. Тараторкина). С 2001 года работает в Российском академическом молодежном театре.
Премии, номинации:
«За лучшую актерскую работу» — Международный кинофестиваль, Милан, 2000 год. (Фильм «Полетели»).
«За лучшую женскую роль» — Международный фестиваль ВГИК, Москва, 1999 год. (Фильм «Полетели»).
Премия за лучшую женскую роль на Международном фестивале «Радуга» (моноспекталь «Правила поведения в современном обществе»).
Номинация на театральную премию «Золотая маска» (моноспекталь «Правила поведения в современном обществе»).
Фильмография:
«Полетели», 1999 год, студенческая работа Анны Меликян, черно-белая стилизация фильмов 80-х годов.
«До востребования», 2000 год, короткометражный фильм; отмечен главным призом на конкурсе ВГИКа «Святая Анна».
«Главные роли», 2002 год, сериал.
«Бумер», 2003 год, криминальный боевик.
«Ангел на обочине», 2004 год, боевик.
«Не родись красивой», 2005 год, сериал.
Работа в театре:
«Приключения Тома Сойера» М. Твена.
«Маленький лорд Фаунтлерой» Ф. Бернетта.
«Незнайка-путешественник» Н. Носова.
«Эраст Фандорин» Б. Акунина (в паре с Петром Красиловым («Бедная Настя», «Не родись красивой»).
«Таня» А. Арбузова.
«Тень» Е. Шварца.
«Волшебник Изумрудного города» А. Волкова.
«Forever» А. Ибсена.
«Идиот» по Ф. Достоевскому.
«Правила поведения в современном обществе».
Кое-что о Нелли:
любимая еда: грузинская кухня;
любимый напиток: свежевыжатые соки;
любимый отдых: активный, поездки;
любимый вид спорта: художественная гимнастика;
любимый фильм: «Рассекая волны»;
любимая книга: Габриэль Гарсия Маркес «Сто лет одиночества»;
любимая музыка: этническая, современная.