Круг первый — круг последний?
Потому, например, что уже после первой публикации на страницах «ТВ-смотрителя» — отклика нашего читателя Антона Науменко по поводу четырех начальных серий — в редакцию стали звонить «солидарные» и «в корне несогласные» с позицией автора, его оценкой не столько кинопроизведения, сколько трактовки исторической правды.
И даже в большей мере не им, а писателем Александром Исаевичем Солженицыным. К сожалению, ни те, ни другие звонившие письменно запечатлеть свои мысли в ответ на нашу просьбу не пожелали. Им просто хотелось высказаться.
И как можно скорей…
Но нам все же хотелось, чтобы мнения зрителей о новой работе Солженицына и Панфилова, а также плеяды замечательных актеров на страницах газеты появились. И ближе к окончанию показа мы обратились к новосибирцам разных поколений с вопросами: «Смотрите «В круге первом»? Ну и как?»
Галина БУЛГАКОВА, заслуженный работник культуры РФ, бывший директор театра «Красный факел»:
— Книга для экранизации взята замечательная. Да, это — правда: все, что показано на экране, было на самом деле, и от этого никуда не деться. Другое дело, что Солженицын не смог написать профессиональный сценарий. А Панфилов, мне кажется, забыл, что такое современное кино. И фильм получился скучным. В нем не хватает внутренней пружины, которая бы давала картине энергетику. Все должно быть сжато, художественно и ложиться на актера. А тут действие идет как идет. Не задано нужного темпоритма. Как написан роман «В круге первом», так и идет. А фильм должен быть интересным не только по тексту, но и живым. И герои должны быть не такими одномерными, как здесь…
Все это не умаляет таланта и авторитета Солженицына. Но не надо забывать, что человеку много за 80, что психологически точно сегодняшнее время он не чувствует.
У меня племянник двадцативосьмилетний — умница, образованный и тонко чувствующий человек, говорит: «Скучно, тетя Галя…» И я, в общем-то, соглашаюсь с ним: помимо того, что кино сделано изначально талантливыми людьми, оно должно быть живое, с сегодняшним дыханием.
Татьяна ХРАМОВА, генеральный директор муниципального радио «Новое радио «Новосибирск»:
— Относительно исторической правды: не верить очевидцам я не могу. И, к сожалению, есть некоторый собственный негативный опыт общения с «органами». А то, как сделано это кино в профессиональном плане, мне очень понравилось. Откровенно говоря, сидеть и смотреть при всем желании даже этот фильм мне некогда. Но от серии, где показали свидание заключенных с женами, даже опаздывая куда-то, оторваться не могла. Особенно от сцены-дуэта Скляра и Чуриковой. Что касается Евгения Миронова в роли Глеба Нержина, я тоже была поражена. Потому что прежде испытывала некоторое предубеждение к этому актеру. Сейчас же могу сказать, что он повзрослел и очень профессионально вырос. Режиссер же, я думаю, просто не нуждается ни в каких оценках и комментариях. Панфилов — прекрасный режиссер… Остается только сожалеть, что я не смогла увидеть весь фильм целиком.
Ирина МИХНО, заслуженный учитель РФ, директор гимназии № 2 Ленинского района Новосибирска:
— Да, мы смотрим с мужем «В круге первом» каждый вечер. И его, и меня этот фильм очень трогает. Он — особый в этом смысле. Ведь чаще всего как бывает? Посмотрел последние кадры какого-либо фильма, выключил телевизор и переключился на другие дела. А сейчас после каждой серии мы подолгу говорим, обсуждаем: понравилось — не понравилось, согласен — не согласен… В общем, после окончания очередной части эта тема продолжает жить внутри меня, события не уходят из сознания — они не пустой звон, они оставляют впечатления, оставляют в душе след, а сюжет заставляет глубоко философски задумываться…
Тяжело смотреть, конечно, тяжело… И вместе с тем это не та тяжесть, когда смотришь по телевизору современные низкопробные фильмы, где кровь льется рекой, и художественно все сделано наспех, абы как, без всякого уважения к зрителю.
У нас вообще мало оптимистичного на экране, не добавляют его и эти бесконечные концерты с одними и теми же артистами и шутками. Нет ничего, чтобы радовало по-настоящему. Люблю, правда, «Времена» Познера и с удовольствием их смотрю. А так очень мало по телевидению за что можно зацепиться умом и душой.
В фильме Панфилова показаны поломанные человеческие судьбы, его тяжело смотреть психологически, физически, но то, что происходит на экране, не вызывает отвращения, а лишь желание подумать, разобраться в собственных мыслях и чувствах. Мой муж подростком жил с родителями на Севере и видел таких вот интеллигентных и образованных людей — репрессированных. То есть не понаслышке знает об этой трагической странице в истории нашей страны. Фильм всколыхнул в нем воспоминания. Мы много говорим об этом. И захотелось вновь перечитать роман Солженицына.
Максим БУТОВ, менеджер торгового дома:
— Я неплохо знаю западное кино, а также общепризнанные шедевры нашего, отечественного. И поэтому по возможности стараюсь смотреть фильмы, которые анонсируются на телеканалах как хиты, «премьеры года» и прочее. Так, посмотрел сериалы «Идиот» (правда, в видеозаписи) и «Мастер и Маргарита». Оба, если говорить коротко, — понравились. «В круге первом» начинал смотреть с некоторой опаской, потому что лет пять назад, откровенно скажу, роман Солженицына мне как-то «не пошел». Хотя в ту пору я честно старался разобраться для себя в этом периоде российской истории. Кстати, считаю, разобрался: ужасное время, эта атмосфера всеобщей подозрительности, боязнь сказать лишнее слово, я уже не говорю о таком «феномене», как доносительство и оговоры, полное бесправие самого умного, самого честного человека относительно репрессивного маховика…
Фильм оставил двойственное впечатление: как кинопроизведение он, конечно, не образец — повествовательный, линейный. Но через актеров режиссер смог сказать, мне кажется, очень много. И тот, кто не черств душой, кто умеет сопереживать чужому горю, кто способен принять правду другого человека, то есть поверить ему, как себе, того этот фильм не оставил равнодушным. Как, к примеру, меня…
Виктор СЛАВКИН, заслуженный энергетик Минтопэнерго СССР, бывший начальник производственно-технического отдела дирекции строительства Новосибирской ГЭС, председатель совета ветеранов Новосибирской ГЭС:
— Конечно, «В круге первом» — автобиографичная вещь. Но после тех процессов, которые прошли в обществе в конце 50-х и когда было все обсуждено и оценено, по-моему, особую актуальность эта тема утратила. Знать о репрессиях и молодому поколению, безусловно, надо. Но в процессе изучения истории. Иначе она только будоражит общество. Надо в принципе всем нам успокоиться и решать сегодняшние проблемы. Например, проблему беспризорничества. Это же позор современной России!
Я сам прошел суровую школу жизни. Мои родители были репрессированы, а точнее, раскулачены. Нас четверо детей попали в детский дом. Но никто не беспризорничал. Сам я попал в Пензенской области в колонию типа макаренковской. Жили мы в барском особняке, где после учебы и работы в мастерских или в подсобном хозяйстве ходили даже в войлочных тапках, чтобы не повредить паркет. Учились, работали. Я закончил Московский институт водного хозяйства по специальности «строительство гидростанций». Предлагали аспирантуру, но я хотел трудиться и, хотя имел возможность выбора в распределении, решил поехать в Сибирь. Это были времена, когда, несмотря на все тяготы, главным для нас было желание дело делать!
Правду о так называемых «шарашках» узнал сначала из воспоминаний генерального конструктора нашей космической отрасли Королева, а потом из разговоров со своим хорошим знакомым Константином Андреевичем Решетниковым. Он был начальником строительства основных сооружений нашей ГЭС. (Кстати, для человека обычного, как принято сейчас говорить, простого обывателя, понятие «шарашка» очень сложное. Почему заключенные не в камерах, прилично одеты и достаточно свободно себя ведут? Эти вопросы во время показа фильма, уверен, у многих зрителей возникали и их отношение к происходящему как-то искажали...) Он был в тридцатые годы министром водного хозяйства и мелиорации Белоруссии. Тогда же ездил для закупок оборудования для нужд отрасли, в частности землеройных машин, в Германию. В 1937 году его арестовали. Арестовали еще группу инженеров того же профиля, дали по 10 лет срока (Решетникову таким образом «аукнулась» поездка в Германию), посадили в самом центре Москвы в закрытую зону и велели проектировать Волго-Балтийский канал. Каждая группа проектировала определенное сооружение. Кормили, как он говорил, хорошо — по заказу. Но жили за колючей проволокой, разумеется, никаких встреч с родными и близкими. Одним словом, заключенные. Потом всех отправили уже на строительство канала — именно тех сооружений, какие кто проектировал. Рассказывал и о конкретных случаях в работе, когда, заподозрив в мнимом саботаже, могли добавить срок...
Много бывших инженеров-лагерников на поселении было у нас здесь и на строительстве Новосибирской ГЭС, и на участках энергосистемы — в районах области.
Желание Солженицына экранизировать эту вещь, безусловно, надо было исполнить. Но не концентрировать в такой мере на этом внимание. Мы пережили эту трагедию, мы пережили эти сложные и тяжелые времена — давайте работать, улучшать сегодняшний мир — словом, жить днем сегодняшним!