USD 106.1878 EUR 112.0200
 

Сухой паек надоедал быстро

Андрей НЕСТЕРЁНОК. Фото автора.



Ольга Евгеньевна помогала по хозяйству, готовила обеды для рабочих-подростков, обшивала их, поддерживала словом.

Как известно, в экспедициях топографы в поле весь световой день. Возвращаются, как говорится, без задних ног. Сухой паек надоедал быстро. Потому покупали корову, кур. Естественно, что было парное молоко, яйца и курятина...

О детской поре Маргарита Давыдова вспоминает, как о празднике.

С этой приветливой и скромной женщиной мы не раз встречались в государственном краеведческом музее. Знал, что Маргарита Вениаминовна — мастер на все руки, она хорошо знакома любителям декоративно-прикладного творчества. А недавно в стенах музея открылась выставка «Мир изделий Маргариты Давыдовой». На этот раз земляки увидели работы из кожи: панно, украшения, одежду, выполненную в авторской технике по собственным эскизам.

Когда разошлись первые посетители, мы продолжили разговор.

— В экспедициях, как губка, напитывалась впечатлениями. Бескрайняя степь, голубые горы, а воздух какой был! И горные реки и перекаты видела, — говорит Давыдова. — Впрочем, не только любовалась красотами. С семи лет «заведовала» экспедиционными лошадьми. Ухаживала за животными, отводила их на пастбища, пригоняла на водопой...

— И все-таки вы не стали топографом...

— Верно! Видимо, захотелось передать на холсте или листе ватмана окружающий мир людям — пусть посмотрят, порадуются. Не у всех же есть возможность отправиться в далекое путешествие.

На выбор профессии архитектора повлияло и то, что родилась я в Омске, основанном в 1716 году. Там была особая аура. Жили мы в самом центре — Дворянское собрание, музей имени Врубеля, соборы. Все было пропитано стариной...

Рита, как и многие сверстники, в школе рисовала сначала акварелью, позже — маслом. Учитель рисования разглядела в девчонке талант, посоветовала: «Поступай в художественное училище». Но родители были иного мнения: «Лучше пусть будет толковым инженером, чем плохим художником».

После школы Маргарита поступила на архитектурный факультет Сибстрина. Наука давалась легко, увлеченно изучала рисунок, акварель, скульптуру.

— В 1963 году, получив диплом, поступила на работу в зональный институт, в отдел жилища. В то время мы проводили серьезное обследование, выявляли определенные типы наиболее встречающихся семей, чтобы в будущем строить для них квартиры, где количество комнат должно быть по принципу: число членов семьи плюс комната, — рассказывает Давыдова. — То есть если в семье три человека, то комнат должно быть не менее четырех.

В начале шестидесятых многим это казалось несбыточной мечтой. В основном были одно- и двухкомнатные квартиры и очень мало — трехкомнатных. На основании наших исследований разработаны предложения для Госстроя — формировать жилой фонд с учетом демографического состава конкретного населенного пункта.

Я разработала методику расчета в развитие динамики семьи: сколько она может прожить в комфортных условиях, не меняя квартиру. Рада, что мои обоснования пригодились для поселка Краснообска.

Еще один памятный момент — проектирование генеральной схемы Академгородка. Мы настояли на застройке микрорайона «Щ», это было маленькой победой.

Но, пожалуй, главным достижением в своей жизни считаю индивидуальный проект жилья повышенной комфортности на улице Золотодолинской в Академгородке, где были четырех-пятикомнатные квартиры. Рада, что реализовала себя как архитектор.

— Раньше мы смотрели на серые кирпичные пятиэтажки и считали, что иначе и быть не может. А сейчас город преобразился. Как вы относитесь к переменам?

— К сожалению, новостройки не всегда вписываются в ансамбль Новосибирска. Сам по себе новый дом, может быть, смотрится привлекательно. Но в соседстве с более «старыми» он — чужак. Не секрет, что точечная застройка разрушает структуру, не создавая новую.

Правда, в последнее время начали вести разговоры о новом генплане, о комплексной застройке. Справедливости ради скажу, что у нас есть и положительные примеры. Мне понравилась застройка на улице Громова, около парка аттракционов (Затулинка). А центр еще долго и кропотливо нужно причесывать, приводить в порядок. Раньше какая-то цельность была, сейчас — полный разброд.

Жалко, когда сносят деревянные дома — памятники архитектуры. Понимаю, что этот процесс неизбежный. Выход из положения — музей под открытым небом.

— Говорят, что вы изготовляли мягкую игрушку...

— И это было. Я попала на фабрику «Пионер» в тот момент, когда началась кампания за безотходное производство. Мне, начальнику экспериментальной лаборатории, однажды выдали обрезки и сказали: «Сделайте из них игрушки». И я сделала.

— Когда стали работать с кожей?

— Лет пятнадцать назад... До этого перепробовала и керамику, и резьбу по дереву, и резьбу по кости. Одно время работала художником в бюро эстетики Новосибирского приборостроительного завода. Коллеги меня научили многому.

Но по семейным обстоятельствам я была вынуждена уйти с работы. А дома заниматься керамикой или еще чем-то серьезным было невозможно. Постепенно пришла к выводу, что кожа — наиболее пластичный и выразительный, а главное — теплый материал.

Начинала с украшений, с мелкой бижутерии. Охотно шью жилеты из кожи. Напомню, что жилет — элемент женской одежды, который к любому, самому простому платью можно каждый раз подавать по-новому.

На снимках: Маргарита Давыдова и её работы.

Фотографии статьи
023-23.jpg
023-24.jpg