Джи Би Эс
А Шоу был человеком не просто очень умным, остроумным и образованным — он обладал еще и редкой наблюдательностью. Вдобавок к этим достоинствам, высказывая свое мнение, он никогда и никого не боялся. Никогда и никому не продавался. Учтиво благодаря за приглашение на театральный ужин, даже в самые свои голодные годы никогда на него не оставался. Но это так, небольшие штришки личности.
Полностью масштаб личности Шоу можно оценить, только прочитав его пьесы. К счастью, почти все и всегда они публикуются с его вступительными статьями, комментариями, размышлениями... Помимо великолепного чувства юмора и огромных знаний, поражает как раз мировоззрение. Родившийся в 1856 году, он как будто точно знал, куда движется прогресс и что ждет человечество в будущем.
Сравните сказанное им в другой стране и в другое время: «Мне приходится просвещать людей, называющих себя консерваторами, социалистами, протестантами, фашистами... Все они нацепили на себя ярлыки и придерживаются убеждений, которыми ни один из них в жизни не руководствуется и от которых многие их них, сняв ярлык, с негодованием открещиваются. Они более опасны, чем простаки и неучи, потому что на основании своего сомнительного образования возомнили себя политически мыслящими людьми. Для того чтобы излечиться от политического невежества, есть только одно эффективное средство — факты».
И, прекрасно видя несуразности, грубости и подлости окружающей жизни, он никогда не терял ни бодрости духа, ни хорошего настроения, напоминая деятельного каменщика с мастерком, раз за разом возводящего здание на песке прибоя. Не смущающегося кажущейся безрезультатности своего труда (а сколько его пьес терпели крах от непонимания его замыслов актерами, антрепренерами, публикой...), снова и снова терпеливо восстанавливая в первоначальном виде свой замысел — в том месте и в то время, которое было дано ему судьбой.
Прочитав это, он наверняка бы фыркнул, ответив, скорее всего, как-нибудь так:
— Я никогда не был идиотом, который делает то, что никому и никогда не сможет пригодиться! Наоборот, был всегда уверен в том, что делаю, в том, что добьюсь своих целей!
Самоуверенность Шоу общеизвестна. Но вот то, что известнейший драматург десятилетия бесплатно работал в приходском совете, все члены которого были людьми богатыми и законы принимались ими соответствующие — в пользу богатых, знают немногие. А он ведь и ушел с этой тяжелой, никак не оплачиваемой работы не по собственному желанию, его убрали. Вся его жизнь — постоянная работа и неукоснительное выполнение добровольно взятых на себя обязанностей: учить думать, образовывать, изменять окружающую жизнь — при этом всегда весело и без малейшего занудства.
Творчество Шоу заставляет думать. Оно же воспитывает привычку точно и красиво выражать свою мысль. С годами, правда, начинаешь понимать, что в основании этого то, что и сложнее всего — такое же, как у него, отношение к людям и жизни.
К примеру, фраза героини из пьесы «Дом, где разбиваются сердца»: «Мы были ужасно влюблены друг в друга. Это был такой волшебный сон, что потом я навсегда потеряла способность ревновать тебя или кого-нибудь другого — я понимала, что это такое...» Прочитанная в 16 лет, эта фраза меня тоже раз и навсегда от ревности избавила.
А слова героя другой пьесы заставили совсем с другой точки зрения взглянуть на секс, о котором в том же возрасте с придыханием рассказывали девчонки:
— Большинство женщин и мужчин так мало знают и так плохо воспитаны, что очень скоро начинают скучать наедине друг с другом. И невольно, просто не зная, что им еще друг с другом можно вместе делать, начинают заниматься этим...»
Напоследок признание Шоу. Проверенное его гением, оно наверняка пригодится и всем нам, простым смертным:
— Самыми лучшими собеседниками в моей жизни были мертвецы. Авторы и герои давным-давно написанных книг...