Палитра света и добра
Это имя давно уже известно за пределами нашей страны. Картины признанного мэтра живописи, многопланового и философски-глубокого в своем творчестве, можно увидеть в национальных галереях и частных коллекциях Англии, Японии, Польши, Сирии, Непала, а теперь и Китая. Ведь Никольский приехал сюда по личному приглашению очень известного и глубоко почитаемого мастера живописи Чжана Хуацина. Приглашен в числе нескольких выпускников Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина 1962-го года.
Тогда Чжан был однокурсником Никольского, они даже три года жили в одной комнате институтского общежития, учились у одних и тех же знаменитых педагогов — Б. В. Иогансона, В. В. Соколова, А. Н. Худякова и других мастеров живописи.
И вот теперь это приглашение и эта встреча спустя сорок с лишним лет... Оба стали именитыми, «обросли» учениками, достигли мастерства и признания своего творчества, но молодые годы в северной столице вспоминали с удовольствием.
— Помню, Чжан и в юности удивлял меня своей целеустремленностью и серьезным отношением к искусству и учебе, — говорит Анатолий Николаевич, — неудивительно, что он так многого достиг за эти годы. Он признан и любим в своей стране, у него много учеников и последователей, необыкновенно преданных ему. У него замечательная семья, взрослые дочери и доверительно теплая и гостеприимная обстановка дома, где мы не раз за время поездки побывали.
Кстати, в Китае перед художниками открыты все дороги: устраивают бесплатные выставки, предоставляя для этого просторные помещения, дают безвозмездно холсты и краски, издают каталоги художественных произведений.
— Мы были просто потрясены, — вспоминает Никольский, — когда буквально за три дня был издан увесистый каталог нашей совместной художественной выставки в Куаньшане — очень полный и красочный, на превосходной бумаге. А каким торжественным и красочным было само открытие! Пурпурные ковровые дорожки, по которым мы шли торжественно, как почетные гости, рядом с консулом и мэром города. Для каждого художника и его картин был выделен индивидуальный бокс. Все было организовано в высшей степени замечательно. Уж я не говорю о необыкновенной душевности, добросердечии и уважительности посетителей.
Кстати, эта уважительность — и младших к старшим, и коллег друг к другу, и к любым памятникам прошедшего времени — особенно приятно удивила Никольского. Ведь это было отношением целого народа к своей культуре — нынешней и прошедшей, и оно подтверждалось на каждом шагу, в любом городе. А за две недели пребывания в этой древней стране наши художники побывали в пяти городах — в Чжоу Чжуане, Шанхае, Пекине, Нанкине, Куаньшане, где для них была организована специальная и разнообразная программа, которая давала возможность очень полно познакомиться с самым разным искусством страны — театральным, музыкальным, архитектурным.
Многое давало и живое общение с этим народом — необыкновенно доброжелательным, трудолюбивым, талантливым, бережно хранящим свое прошлое.
Все города по-своему интересны и неповторимы. Чжоу Чжуань — это юго-восточная Венеция с древнейшими памятниками культуры, многим из которых не одна тысяча лет. Шанхай — это гигантский 15-миллионный мегаполис, поражающий своим размахом и чудесами цивилизации. В Нанкине, на северо-западе Китая, можно было прикоснуться к памятникам культуры, которым более 12 тысяч лет: Великая Китайская стена проходит посреди города. А сегодня этот древний город вовсю готовится к предстоящей очередной Олимпиаде, что тоже очень символично: встреча седой, самой древней на земле истории с юностью всего мира.
А. Н. Никольского восхитило мастерство, которого достиг его бывший однокурсник.
— В работах Чжана — высокая острота видения окружающего мира, тонко схваченная и убедительно переданная через собственную неповторимую индивидуальность, — подмечает Анатолий Николаевич, — это высота настоящего Мастера. И еще. Работы Чжана Хуацина не случайно сравнивают с полотнами великого русского импрессиониста Константина Коровина: то же светлое, солнечное восприятие мира, то же изящество образов, их удивительная гармония, легкость и подвижность. Правда, работы моего китайского друга отражают вполне конкретные наблюдения окружающего мира, и мир этот — его любимая Родина — Китай с его богатыми красками и изменчивыми состояниями природы.
На снимках: встреча друзей в городе Нанкине; прогулка по Уси — самому большому озеру Китая; в городе древней культуры Чжоу Чжуане.