USD 78.2267 EUR 92.0938
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Педагогическая жилка, или В какой школе работает директор года России?

Александр Ситников успевает не только руководить самой большой школой в Новосибирске, но и вести уроки для девятиклассников. Со своими обязанностями он справляется так эффективно, что вошел в число лучших директоров российских школ. Фото предоставлено Александром Ситниковым
Александр Ситников успевает не только руководить самой большой школой в Новосибирске, но и вести уроки для девятиклассников. Со своими обязанностями он справляется так эффективно, что вошел в число лучших директоров российских школ. Фото предоставлено Александром Ситниковым

Почему образование по единым стандартам оправданно и как передать годами наработанный опыт старших коллег молодежи, газете «Советская Сибирь» рассказал финалист конкурса «Директор года России», который организует Министерство просвещения РФ.

Руководитель самой большой школы в Новосибирске Александр Ситников в текущем году вошел в пятерку сильнейших управленцев страны. В 2018-м Александр Сергеевич стал победителем конкурса для молодых руководителей и учителей «Педагогический дебют», но тогда он возглавлял другую, намного меньшую по количеству учителей и ребят образовательную организацию.

— Решение участвовать принял самостоятельно, потому что близкие люди поверили в мои силы и поддержали, — рассказал он о профессиональных соревнованиях директоров. — В основе моего успеха не лежит ничего сверхъестественного: нужно быть честным перед самим собой и показывать, на что действительно способен. Особенно мне пригодилась определенная начитанность, знание как художественной, так и профессиональной литературы.

Больше чем менеджер

В роду у Александра Ситникова педагогическая жилка передается через поколение по маминой линии. Прапрадед руководил женской православной гимназией в городе Балаково Самарской области, дед был заслуженным учителем профтехобразования и 50 лет отработал в колледже, который сейчас носит имя прославленного летчика Покрышкина.

Александр Ситников родился в 1985 году в Ленинском районе Новосибирска в семье рабочего и инженера. После школы поступил в Новосибирский педагогический университет; когда проходил практику, понял, что действительно хотел бы работать с детьми. Затем трудился учителем одновременно в Аэрокосмическом лицее и в школе № 191. В 2015 году заступил на первый в своей жизни управленческий пост в школе № 1 на улице Владимировской.

Говорит, что в работе директора нравится возможность создавать перспективы для развития каждого ребенка. Для него важно вносить свой вклад и в какой-то степени формировать будущее страны и ее молодого поколения.

В 2019 году Александр Ситников был назначен директором школы № 216. Она самая большая в Новосибирске по площади, по количеству учителей и детей. Приходится управлять коллективом из 160 педагогов и более чем 3800 учеников.

— Это требует комплексных управленческих умений, потому что и сотрудников достаточно, и родителей много. Здесь директор должен быть не только менеджером, но и учителем учителей, — объясняет Александр Сергеевич. — Это вообще наша отечественная традиция, когда директор не является чисто управленцем, а выступает еще и как пример для других учителей с точки зрения преподавания, духовно-нравственных ценностей, отношения к ребенку и окружающим.

Вот это как раз то, что отличает российскую педагогику от западных стандартов и образцов, где должность директора, как правило, занимает обычный менеджер, который о педагогике может иметь весьма туманное представление. В нашей стране устроено по-другому, что я для себя считаю правильным.

Система ценностей

Чтобы стать «учителем учителей», требуется ежедневный систематический труд. В глазах окружающих образ директора, как и любого другого человека, формируется прежде всего на основе поступков, с которыми он связан. Не зря говорят, что учитель начинает воспитывать своим видом, когда входит в класс. Если отношения с коллегами, родителями и детьми строятся на уважении, все получится.

— В нашем коллективе ­15–20 процентов мужчин, что для школы считается много. Они ведут уроки русского и ­английского языков, математики, физики, технологии, физической культуры. Я добился такого результата через уважение к каждому отдельному педагогу, независимо от того, молодой он или опытный. Нужно в каждом видеть личность, и если он умеет слышать, слушать и развиваться, то прок обязательно будет, — делится секретами профессионального мастерства Александр Сергеевич. — В целом коллектив остается женским, и, чтобы им управлять, использую уже определенный менеджмент. Опять-таки, любая организация строится на системе ценностей, которую позиционирует администрация, и, если они здоровые, какой бы коллектив по гендерному составу ни был, все должно быть в порядке. Конечно, везде есть люди, которые не разделяют этих убеждений, но тут главное, чтобы сформированный костяк поддерживал то, что транслирует руководство.

Ответственность и исполнительность

Школа № 216 охотно трудо­устраивает молодых специалистов. Большинство закрепляется, кто-то переходит в другие учреждения, но остается в профессии. За каждым определяется наставник, который помогает с методикой и знает, как оказать эмоциональную поддержку, если у подопечного возникнут сложности. У директора даже есть особая позиция: молодых учителей защищать и в обиду не давать.

Чтобы человек приступал к работе, уже имея представление, что такое преподавание, школа берет на работу и студентов-старшекурсников. Им дается небольшая нагрузка. Так выпускники вузов понимают, что им предстоит, а учреждение страхует себя от риска потери кадров.

— Опытные учителя уже знают, как вести уроки с точки зрения содержания, поэтому им не нужно много времени на подготовку. У них есть своя модель поведения, апробированная годами, они могут нести большую нагрузку, ничего в целом не боятся, очень ответственные и исполнительные, — говорит Александр Сергеевич. — Молодые коллеги учатся, глядя на них, набираются опыта, взрослеют. А почему некоторые уходят? Не хватает, наверное, какого-то внутреннего стержня, порой бывают непростые ситуации, сложные родители учеников. Здесь у каждого своя история.

В школе № 216 работают семь педагогов, которые получали высшее образование по целевым договорам. В 2026 году их станет на два больше. По мнению Александра Ситникова, чтобы молодые специалисты оставались в профессии, такого механизма, как целевое обучение, вполне достаточно. Вводить распределение, с его точки зрения, для учителей не нужно. Если человек не хочет работать по профессии, то найдет способ отказаться; если заставлять, будет хуже всем — и самому педагогу, но прежде всего детям.

Разное толкование

Директор Александр Ситников до сих пор ведет уроки. Это история и обществознание в девятых классах. Говорит, учительство помогает не терять связь с учениками, видеть, как они меняются из поколения в поколение: все вырастают немного разные, хотя обстоятельства те же самые.

— Общаясь с ними, отдыхаю от административных обязанностей, потому что дети, какого бы поколения ни были, искренние и добрые. Если ты с ними, что называется, в контакте, уроки превращаются в настоящее удовольствие, — говорит Александр Сергеевич.

Теперь в российских школах история преподается по учебникам одного образца. Более того, такое нововведение предусмотрено по всем наукам, на основе которых складывается мировоззрение: по литературе, обществознанию и другим гуманитарным предметам. Александр Ситников считает это совершенно оправданным.

— В условиях, когда перед страной поставлена задача по достижению технологического суверенитета, нам необходимо формировать конкретную модель выпускника. Это возможно, если система образования настолько самостоятельна, что на нее никто не может влиять, кроме государства, — подчеркивает Александр Сергеевич. — Если мы говорим об учебных предметах, которые формируют мировоззрение, все должно быть четко. Идео­логия в государстве должна быть, тем более в таком сильном, как Российская Федерация. Она великая держава, которая, соответственно, и граждан должна воспитывать в уважении к своей истории, культуре. На школьных уроках не должно быть разного толкования одних и тех же событий, а дополнительные возможности познавать мир у детей есть в рамках разносторонней исследовательской деятельности.