Наш боевой журналист
Герой сегодняшней публикации совершил на фронте подвиг, но сумел выжить, вернулся домой и посвятил себя творческой работе. «Советская Сибирь» продолжает рассказ о героях, именами которых названы улицы Новосибирска.
Улица Николая Мейсака совсем небольшая. Она находится в Дзержинском районе. Как и улица Анцупова (о ней газета рассказала в предыдущем номере. — Прим. авт.), она только начинает застраиваться, и табличек на домах пока нет.
Николай Алексеевич Мейсак родился в 1921 году в Новониколаевске — так раньше назывался Новосибирск, — его отец был железнодорожником. В 1939 году Николай окончил среднюю школу № 9, затем сразу был призван в Красную армию и отправлен в Монголию, где недавно завершились бои с Японией. Здесь начал писать статьи для армейских газет.
Когда началась Великая Отечественная война, Николая Мейсака направили под Москву. В ночь на 2 ноября 1941 года командир роты связи 6-го гвардейского мотострелкового полка лейтенант Дудоренко дал Николаю Мейсаку задание организовать на новом командном пункте полкового командира телефонную станцию. В это время силами полка велось наступление на немцев. В ответ войска противника начали контратаку, задействовав два пехотных полка и 74 танка. Из-за неравных сил полк был вынужден отступить. Мейсак в момент отхода продолжал находиться в блиндаже, обеспечивая связь с отступавшими батальонами.

Когда неприятель обнаружил блиндаж, то открыл по нему огонь из пулеметов и танков, но Николай Мейсак все равно остался поддерживать связь под ожесточенным обстрелом. Вражеские войска продолжали вплотную подходить к блиндажу. Через некоторое время связь со стрелковым батальоном была прервана, но все еще частично поддерживалась со старым командным пунктом. Мейсак начал обстреливать наступавшего противника, убив очередью из автомата троих немецких солдат и ранив двоих. Еще троих прибывших на помощь раненым он также ликвидировал тремя автоматными очередями. Все патроны были израсходованы, но оставались три гранаты, которые Мейсак решил применить в момент наибольшего сосредоточения немцев возле блиндажа. Когда наступило затишье, солдаты вермахта проникли в блиндаж и стали вытаскивать Мейсака за ноги, но он бросил им поочередно на спины две гранаты, убив их, и сам получил при этом тяжелое ранение: взрыв раздробил правую ногу выше голени, на левой ноге была оторвана ступня и разорваны мягкие ткани.
Но сибиряку удалось выжить. После изнурительной битвы Николай Мейсак оставался 12 суток в разгромленном блиндаже и был обнаружен местными жителями, оказавшими ему помощь. Затем он продолжительное время находился в так называемом госпитале, где в ужасных условиях лежали раненые пленные русские красноармейцы. После освобождения Можайска Мейсак был отправлен сначала в московский, а затем в новосибирский госпиталь, где начал писать заметки и стихи, издававшиеся газетой СибВО.
Весной 1942 года Николай Алексеевич был выписан из госпиталя. Он стал печататься в газетах Новосибирска и выступать по новосибирскому радио. В 1962 году «Сибирские огни» опубликовали биографическую повесть Николая Мейсака «62 дня», в этом же году вышло его произведение «Сколько у нас Маресьевых», за которое автор в 1977 году получил премию имени Николая Островского. Легендарный летчик даже написал сибирскому публицисту благодарное письмо. В своих книгах Николай Мейсак с большой теплотой отзывался о Сибири, любил родной Новосибирск и много о нем писал. Он работал корреспондентом агентства печати «Новости» и издавался за рубежом. В своих книгах писатель рассказывал об основателе Академгородка Михаиле Лаврентьеве, знаменитом хирурге Евгении Мешалкине, строителях сибирских заводов и городов.
Николай Алексеевич Мейсак умер 14 декабря 1984 года. Он похоронен на Заельцовском кладбище Новосибирска.
АКТУАЛЬНО
EUR 90.5903 