USD 83.6813 EUR 89.6553
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Культура: что показал аудит?

Инна ВОЛОШИНА
Депутатов очень волнует судьба объектов культуры, которые сегодня финансируются за счет муниципальных бюджетов, — они решили направить письмо в минфин региона, чтобы ускорить решение этого больного вопроса. Фото: Андрей Заржецкий
Депутатов очень волнует судьба объектов культуры, которые сегодня финансируются за счет муниципальных бюджетов, — они решили направить письмо в минфин региона, чтобы ускорить решение этого больного вопроса. Фото: Андрей Заржецкий

Поддержке сельских культурных работников иные городские могут только позавидовать. Региональная контрольно-счетная палата проанализировала исполнение планов отраслевого национального проекта, выяснив, где оно хромало в минувшие два года.

Отчет КСП был представлен на заседании комитета по культуре регионального парламента. Аудитор Наталья Козлова, в частности, осветила, на что и насколько эффективно были потрачены деньги в проекте «Создание условий для реализации творческого потенциала нации» («Творческие люди»), на который обл­бюджет в 2023 году выделил 159,7 миллиона рублей, в 2­024-м — 138,7 миллиона. Что удалось сделать на эти деньги?

— На период проверки из 12 показателей проекта было полностью достигнуто три, — констатировала аудитор. — Речь идет о поддержке сельских работников культуры, предоставлении губернаторских стипендий и проведении тематических лагерных смен. — Но в 2024 году не выделялись гранты любительским творческим коллективам и волонтерам в сфере искусства.

С поощрениями разобрались, а с квалификацией?

На результативности в отчете негативно сказался тот факт, что конкурсы грантовой поддержки артистов-любителей были заявлены с опозданием, у проверяющих возникли вопросы к порядку предоставления грантов, а также к размерам денежного поощрения работников культуры из муниципальных образований. Система, кстати, действует не первый год. Да, текущие замечания КСП областное министерство культуры учло: по словам заместителя главы минкульта Владимира Деева, проект постановления о порядке предоставления субсидий уже на рассмотрении в правительстве, внесены изменения в положение о конкурсе для сельских работников культуры, размеры поощрений четко определены.

Зампред парламентского комитета Евгений Подгорный заострил внимание на вопросе повышения квалификации работников культуры: по плану предстояло обучить 973 человека, по факту — 722. Как выяснилось, на самом деле показатель — 100 процентов, просто часть культурных работников еще не предоставила в отделы кадров свидетельства об окончании квалификационных курсов. Не секрет, что гербовые документы могут по полгода добираться до самого выпускника. Наверное, в век цифровых технологий этот процесс можно было бы значительно упростить, но, согласитесь, до сих пор на местах находятся сторонники «бумажных историй».

Сколько волонтёров — посчитайте

На вопрос депутата Елены Спасских, которая, к слову, работает очень плотно с общественниками патриотической и благотворительной направленности, «сколько у нас сейчас волонтеров в сфере культуры?», замминистра назвал предположительную цифру — около девяти тысяч. Да, их, возможно, и даже скорей всего, больше. Но одни активничают, подают заявки на гранты, вторые зарегистрировались, однако деятельную работу не ведут, третьи регистрируются не в регионе, четвертые вообще работают на общественных началах, не имея официальных документов. Безусловно, волонтерство нуждается в государственной поддержке, на что указала депутат, поэтому минкульту нужно обратить самое пристальное внимание на все направления, где граждане от мала до велика могут проявить свои инициативы.

И тут уместно возник вопрос о финансировании городских учреждений культуры, которые могли бы — и многие это делают — аккумулировать добровольческие культурные проекты. Евгений Подгорный обратил внимание: многие городские клубы и библиотеки находятся, мягко говоря, не в лучшем состоянии, так как их финансируют из городских бюджетов, а не из областного, как сельские.

Замминистра культуры региона сообщил, что изменения, которые необходимо внести в порядок предоставления субсидий муниципалитетам, в том числе и городским округам, уже разработаны, соответствующее письмо направлено губернатору. Теперь все дело в заключении регионального министерства финансов. По мнению Владимира Деева, письмо в минфин от депутатов могло бы ускорить процесс.

Там, где курят кальян, детям не место

Депутаты обсудили изменения, вносимые в закон «О защите прав детей в Новосибирской области» — если сессия поддержит, несовершеннолетних оградят не только от нежелательной информации, но и от ядовитого к­альянного дыма.

Изменения обусловлены необходимостью приведения областного закона в соответствие с федеральным законодательством.

— Предлагаемый к рассмотрению законопроект включает в себя внесение изменений в две статьи областного закона о защите прав детей, — рассказал Евгений Подгорный. — Речь идет о защите несовершеннолетних от информации об отказе от деторождения, а также о запрете им находиться в местах, где курят кальян.

Напомним, что несколько лет назад региональный парламент уже принял законы, запрещающие продавать детям электронные сигареты, жидкости и аксессуары для них, а также энергетические напитки. Но, видимо, этого оказалось недостаточно — теперь войну на законодательном уровне объявили кальянам. И, похоже, весьма свое­временно: в заведениях, где вьется дымок, паспорт никто не спрашивает.

— Мы давно ждали этого закона, — озвучил свою позицию председатель комитета по культуре Вениамин Пак. — Запрет детям находиться в кальянных — это наша региональная инициатива. Нечего им там делать.

Коллегу поддержала депутат Елена Спасских: «В настоя­щее время в нашем регионе 93 заведения, где посетителям предлагают покурить кальян. И мы не можем оставлять без внимания тот факт, что подростки, иногда даже в сопровож­дении взрослых, их посещают и порой курят — в их среде это модно. Ужесточить требования необходимо».