«Драмкружок, кружок по фото, хоркружок — мне петь охота...»
![Фото: архив ИД «Советская Сибирь»](/upload/media/preview/media_preview83622_710x439.jpg)
За два последних года площадки дополнительного образования приняли на 50 тысяч больше юных земляков
За пять лет действия профильного национального проекта в регионе создано 62 200 новых мест дополнительного образования, причем особенно заметно увеличилось количество технических кружков.
О развитии направления, новых программах рассказал заместитель министра образования Новосибирской области Владимир Щукин.
Мы опередили планы России
Как отметил замминистра, сфера эта лежит не только в области реализации нацпроекта, она вписана в Концепцию развития дополнительного образования детей до 2030 года.
— Главная цель, которая реализовывалась всеми субъектами Российской Федерации, — увеличить охват дополнительным образованием детей от пяти до 18 лет. И целевой показатель по Российской Федерации был 80 процентов, он успешно достигнут, в том числе Новосибирской областью — мы даже его перевыполнили: на сегодня охват системой дополнительного образования составил 84 процента, это почти 380 тысяч детей, — сообщил Владимир Щукин. — Кстати, это только один из ключевых показателей нового федерального проекта «Все лучшее детям» национального проекта «Молодежь и дети» (к 2030 году он запланирован на уровне 82 процентов, то есть регион опередил планы рекордно. — Прим. ред.). Для его достижения в регионе будет продолжаться обновление материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом в образовательных организациях, создание инфраструктурных условий для реализации дополнительных программ научного профиля.
Появление 622 тысяч новых мест дополнительного образования с 2020 по 2024 год способствовало исполнению не только показателей, но и мечты конкретных детей о любимом занятии, спортивной или творческой самореализации. Это, собственно, и есть самое главное.
— На эти места как раз и привлекали тех ребят, которые еще не нашли своего интереса, не нашли тот кружок или секцию, в которые они хотели записаться и ходить, — сообщил Владимир Щукин. — Это совокупный результат всех муниципальных образований в Новосибирской области — 30 районов и пяти городских округов. У нас только пять муниципалитетов не достигли этого показателя в 80 процентов. В принципе, есть, наверное, и объективные причины, погрешности в методике расчета этого показателя, потому что, например, дети из Искитимского района могут посещать кружки на территории города Искитима и попадать в учет по контингенту учреждений дополнительного образования именно города Искитима. А ребята, которые проживают, соответственно, недалеко от города Бердска, могут посещать секции и кружки на территории города Бердска, не являясь его жителями и не попадая в итоге в статистику.
Детсады могут снова стать «кружковыми обителями»?
Кстати, по поводу «нехватки» площадок для кружковой деятельности в регионе. Так вот, строить новые дворцы молодежи, как видится областному минобразования, не имеет смысла...
— Нужно эффективно использовать, во-первых, ту базу, которая есть, — указывает замминистра. — Сейчас в муниципалитетах более динамично снижается количество детей дошкольного возраста — закрываются детские сады, и на их место приходит допобразование. Наша цель — приблизить кружок к ребенку, лучше, чтобы он был рядом со школой или вообще в школе.
Что касается количества учреждений дополнительного образования, оно стабильно последние годы, сеть не изменяется — всего 119 учреждений на регион. Кроме того, сейчас есть такая тенденция в рамках национального проекта «Образование» — включение в реализацию программ дополнительного образования школ, детских садов и учреждений среднего профессионального образования, на базе которых открываются различные кружки и секции, в том числе создаются школьные театры, школьные спортклубы, уточняет Владимир Щукин.
Спасибо педагогам, готовым на «сверхнорму»
Начальник департамента образования мэрии города Новосибирска Рамиль Ахметгареев отметил ежегодное увеличение количества программ дополнительного образования непосредственно в столице Сибири. По словам нашего собеседника, в мегаполисе нет и не было переизбытка кадров в этой области.
— В системе допобразования сегодня у нас, по официальной информации, получаемой от учреждений дополнительного образования, не хватает 34 сотрудников, — сообщил Рамиль Ахметгареев. — Но, чтобы не лукавить, мы говорим о том, что, конечно же, объем работы, который выполняет педагог дополнительного образования, — это не одна ставка. Идет превышение нагрузки по предполагаемой норме, но напомню, что происходит это не из-за давления административного ресурса, а из-за желания трудиться каждого работника. Сегодня педагоги часто дают согласие на работу с детьми «сверх нормы». Особенно это выражено в спортивных секциях. Сейчас в Новосибирске в каждой школе — в 100 процентах образовательных организаций — есть спортивные клубы, в которых занимаются дети по 55 видам спорта. Не отстают и школьные театры — они созданы в 98,5 процента от общего количества школ. Тут нужно понимать, что система образования города — это не только общеобразовательные школы. Это и целая сеть коррекционных школ, в том числе есть школы в системе ГУФСИН. Пользуясь ситуацией, хотел бы поблагодарить педагогов: работа по вовлечению детей на первом этапе в организационном формате имела определенные трудности.
КСТАТИ
В настоящее время в государственной информационной системе «Навигатор дополнительного образования Новосибирской области» зарегистрировано 1687 организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, из них 119 организаций дополнительного образования, 868 школ, 384 детских сада.
КОММЕНТАРИЙ
Александра Калугина, педагог-организатор:
— Внеурочная занятость студентов имеет весомую ценность в образовательных учреждениях, более того, сейчас воспитательная деятельность стоит наравне с учебным процессом, что прописано в федеральном стандарте. Я пришла в образование в 2021 году, совершенно зеленая, но с огромным желанием создать в колледже автосервиса и дорожного хозяйства, казалось бы, непрофильное объединение — театральную студию. Ходила по группам, пыталась завлечь, отозвались семь человек. Как назвать студию? Поделилась своими творческими муками с подопечными. На следующий день в кабинет ворвался студент, воскликнув: «Подорожники!» Мы же учимся на дорожников, а растение еще и принято считать лечащим». Название утвердила сразу: кратко и со смыслом — группа сценического мастерства «Подорожники». Начали проводить занятия, между тем, организовывая мероприятия и концертные программы, делилась со студентами опытом, полученным за свои восемь лет сценической деятельности. Практические тренинги и выезды на конкурсы ораторского мастерства позволили освоить некоторую базу, которая также будет полезна и в повседневной жизни: грамотная устная речь, работа в команде, жесты, мимика, движения, креативность, уверенность и убедительность. На сегодняшний день численность группы составляет 26 человек. Нашей команде удалось себя зарекомендовать как бренд на базе учреждения и региональных площадках, у нас даже есть свой логотип. Из года в год мы становимся лауреатами крупных областных конкурсов: программа «Арт-Профи Форум», фестиваль «Российская студенческая весна», инклюзивный фестиваль «Парад талантов», проект «ПроТворчество», российская национальная премия «Студент года» (в 2023 году ездили на федеральный этап в Казань). Уже даже перестали ограничиваться сценическим мастерством, пробуем себя в публицистике и поэзии, фотографии, видеосъемке, рисовании, интеллектуальных играх и другом.
АКТУАЛЬНО
![](/upload/media/preview/media_preview83635_230x130.jpg)
![](/upload/media/preview/media_preview83630_230x130.jpg)
![](/upload/media/preview/media_preview83628_230x130.jpg)