USD 98.0126 EUR 102.4041
 

Стажировка + заработок = чистота

Алёна КОВРОВА, Александра КАЛУГИНА
Стажеры уже в июне будут защищать диплом: Егор получит специальность машиниста спецтехники, тракториста, а Семён — машиниста колесного экскаватора. Дипломированными специа­листами они планируют вернуться и приступить к работе в этой сфере, правда, уже управляя спецтехникой. В день, когда мы встретились, студенты колледжа чистили парковку у парка «Арена». Фото: Андрей Заржецкий
Стажеры уже в июне будут защищать диплом: Егор получит специальность машиниста спецтехники, тракториста, а Семён — машиниста колесного экскаватора. Дипломированными специа­листами они планируют вернуться и приступить к работе в этой сфере, правда, уже управляя спецтехникой. В день, когда мы встретились, студенты колледжа чистили парковку у парка «Арена». Фото: Андрей Заржецкий

Студенты колледжа на время практики пополнили ряды муниципальных дорожных рабочих

В конце 2024 года в Новосибирске впервые применили на практике привлечение студентов к дорожным работам. Восемь воспитанников колледжа автосервиса и дорожного хозяйства пришли на стажировку в ДЭУ-4 в Кировском районе. Их трудо­устройство позволило укомплектовать штат дорожных рабочих в ДЭУ на 100 процентов.

004-02-02_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

Рано утром 28 января на входе в парк «Сибирь-Арена» нас встретили экипированные в спецодежду молодые дорожные работники. В руках, как и положено, лопаты. Погода ветреная, пасмурно — да, работать приходится в разных условиях, на которые повлиять невозможно. Когда был шторм и резко опустилась температура, студенты тоже были на смене. Основную часть дня, как рассказывают сами, провели в теплых помещениях, выезжали, только если нужно было экстренно очистить от наледи пешеходный переход.

Работа практиканта — осенью чистить и сметать пыль и грязь, зимой убирать снег с улиц, тротуаров, остановок, парковочных карманов, а также посыпать убранные территории солью или песком. Отметим, что общая площадь улично-дорожной сети Кировского района составляет 1650 тысяч квадратных метров. И работать приходится в самых разных точках.

004-02-04_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

— Рабочий день начинается в восемь утра, — рассказывает студент третьего курса дорожного колледжа Егор Красиков. — Проходим медкомиссию: врач оценивает общее самочувствие, измеряет давление и температуру. Потом переодеваемся, садимся в «дежурку» и едем на работу.

Егор работает с 27 октября и говорит, что его ожидания совпали с реальностью. Четыре месяца он метет улицы, но в ближайшее время, правда, не знает когда, готовится сесть за руль спецтехники. Эта опция была ему недоступна, потому что он пока учится на права. После трудоустройства парню, как и его однокурсникам, выдали два комплекта одежды — летний и зимний. Условия труда устраивают: все понятно и платят хорошо, 65 тысяч рублей на руки.

Семён Литвяков и раньше подрабатывал — курьером, молодой человек нацелен на заработки.

004-02-05_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

— В ДЭУ прохожу стажировку с января. Физически тяжело, но тяжело везде, — рассказывает он. — А зарплата тут больше, чем на моем предыдущем месте работы. Заработок зависит от количества рабочих часов и дней, так что можно влиять на получку. Я работаю в графике 6/3, кто-то — три дня в ночь, три дня в день.

В мэрии еще в прошлом году подсчитали, сколько рабочих не хватает для уборки улиц в разных районах города, расширили штат и изыскали в бюджете деньги, чтобы повысить зарплату. В интервью «Советской Сибири» в декабре об этом рассказал новосибирский градоначальник Максим Кудрявцев. Открытые вакансии постепенно закрываются. На начало года, по данным, предоставленным мэрией города, в Центральном, Кировском, Дзержинском, Калининском, Советском районах дорожных рабочих, то есть тех, кто «на лопате», полный комплект. В Железнодорожном районе три вакансии, в Заельцовском — 14, Ленинском — 23, Октябрьском — 21.

У городских дорожных служб сегодня нет недостатка в технике. По улицам ездят комбинированные дорожные машины, погрузчики, тротуарная техника — все российского производства. Обновление техники происходит ежегодно. Основной дефицит, отмечают в дорожно-эксплуатационном управлении, в механизаторах.

Сегодня в ДЭУ-4 нет и половины от необходимого количества. И это несмотря на то, что заработная плата за год значительно выросла.

004-02-06_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

— Прошел ряд повышений, после которых с 45 тысяч зарплата выросла до гарантированных 65 тысяч, — рассказывает начальник отдела благоустройства, озеленения и транспорта администрации Кировского района Вячеслав Ильяшенко. — Решение взять студентов на работу было принято после того, как отметили, что дорожных рабочих не хватает. У нас на территории колледж автосервиса и дорожного хозяйства, предложили им сотрудничество — они согласились. Студенты проходят практику, а в дальнейшем будут работать.

По словам руководителя ДЭУ, студенты устраиваются на общих основаниях.

004-02-07_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

— Пока они убирают грязь и снег, но весной тех, у кого будут права, мы посадим на технику, — пояснил замдиректора ДЭУ-4 Алексей Сурков. — На самом деле, мы набираем работников через объявления везде. Ситуация меняется, люди приходят. Кстати, если нужно, некоторых наемных работников мы можем обучить на месте. Водители же разные, специфику мы рассказываем.

Сейчас система среднего профессионального образования ориентирована на освоение компетенций, применимых к профилю будущей работы. Механизм направлен на практическое обучение как одну из основ успешной профессиональной адаптации и трудо­устройства студентов.

004-02-03_M.jpg

По словам завпрактикой дорожного колледжа Елены Карязиной, «существует множество мер по привлечению и закреплению выпускников колледжа на предприятиях. Это и размещение материала в социальных сетях, и ярмарки вакансий, и взаи­модействие с центром занятости населения. Но самыми актуальными являются встречи с представителями предприятий в колледже. Студенты могут узнать, как работать, какая будет зарплата, о коллективе, организации. У ребят загораются глаза, и они с удовольствием идут на эти предприятия». Фото: Андрей Заржецкий

Будущие машинисты дорожных и строительных машин, студенты Новосибирского колледжа автосервиса и дорожного хозяйства вышли на преддипломную практику в ДЭУ-1 и ДЭУ-3 еще в октябре прошлого года. Стажировка будет проходить до 31 мая 2025-го. По сути, заключительный учебный год у студентов этой профессии состоит в освоении практических умений и навыков.

Профессия машиниста предполагает земляные, дорожные, строительные работы с применением техники: автогрейдера, экскаватора, трактора, слесарные работы по ремонту дорожно-строительной техники.

004-02-08.jpg

КОММЕНТАРИЙ
Елена Карязина, заведующая производственной практикой и трудоустройством дорожно-строительного направления Новосибирского колледжа автосервиса и дорожного хозяйства:
— Главные герои нашего образовательного процесса — наши студенты, они совсем не похожи на своих предшественников, которые учились в колледжах ранее. Они независимые сейчас, немного дерзкие, творческие, умные ребята, поэтому навыки профессиональные получают, особенно проходя производственную практику. Студент, отправленный на практику, получает задание, в котором он должен выполнить все поставленные задачи. По прибытии на предприятие он проходит инструктаж по технике безопасности, знакомится с организацией предприятия, из каких отделов, структур состоит организация, должностные обязанности. И конечно же, по приказу назначается инструктор-наставник, который непосредственно ему дает задание и проверяет его выполнение, в итоге студент получает оценку.
Цель работодателя — это подобрать себе квалифицированные кадры, а производственная практика для студента — это стартовый опыт в профессии, которого так не хватает после получения диплома. Наши студенты ходят на практику в ДЭУ № 1, ДЭУ № 3, ДЭУ № 4, ДЭУ Советского района. Согласно законодательству Российской Федерации продолжительность рабочего дня несовершеннолетнего студента, проходящего производственную практику, составляет не более 36 часов в неделю. В возрасте от 18 лет и старше — не более 40 часов в неделю. Опытные руководители предприятий делают ставку на привлечение и закрепление выпускников колледжа. Эта неопытность иногда в работе студентов рассматривается как не недостаток, а, наоборот, преимущество, потому что, отобрав самых лучших ребят-студентов, они готовят для себя профессиона­лов.