Андрей Травников: «Главная задача — приблизить победу»
На встрече с прессой глава региона расставил точки над i в вопросе по концессионным проектам, рассказал о гуманитарной помощи фронту и поддержке участников спецоперации
Фуры идут на фронт
Предвосхищая вопросы журналистов, губернатор Андрей Травников начал подводить итоги уходящего года с главного — помощи СВО, тем, кто находится на передовой, тем, кто вернулся, семьям бойцов.
В регионе создано два склада для сбора гуманитарных грузов для нужд СВО. «Гуманитарку» предоставляют предприятия, бизнес, организации, в том числе общественные, депутаты, собирают волонтеры и просто обычные люди, дорогу оплачивает областной бюджет. За год удалось отправить на фронт более 300 двадцатитонных фур. Фото: Андрей Заржецкий
— Самая главная наша задача — приближение победы в специальной военной операции, — подчеркнул руководитель области. — В очередной раз, когда страна оказалась перед таким серьезным вызовом, новосибирцы сплотились и оказывают максимальную помощь нашим военнослужащим. Правительство региона оказывает содействие и общественным организациям, и отдельным волонтерам в виде помощи по подбору помещений, приобретению материалов. Также решен один из важных вопросов по организации логистики и адресной доставки грузов нашим землякам в различных воинских частях. Сегодня организована работа двух распределительных складов — в Новосибирске и Татарске. Также склады для приема грузов нами организованы в Донецке и Луганске. К концу 2024 года только за счет средств областного бюджета в зону СВО направлено более 300 большегрузных автомобилей. Это без учета самостоятельных инициатив муниципалитетов, предприятий и крупных общественных организаций.
Андрей Травников также рассказал о том, что в нынешнем году в регионе было организовано производство беспилотных летательных аппаратов, средств радиоэлектронной борьбы, транспортеров для эвакуации раненых с поля боя и другой необходимой фронту продукции.
Лечиться и реабилитироваться лучше дома
Глава региона озвучил еще одну важную тему, а именно вопросы лечения и реабилитации наших бойцов, которые вернулись домой. По его словам, еще в 2023 году была выявлена необходимость долечивать наших раненых земляков поближе к родному дому. И Новосибирская область в числе первых осенью 2023 года инициировала перевод сибиряков на долечивание в 425-й военный госпиталь, который расположен в Новосибирске.
Дома и стены помогают — за нынешний год в военных и гражданских клиниках Новосибирской области прошли лечение и реабилитацию почти три тысячи жителей региона, получивших ранения в ходе специальной военной операции. Фото: Андрей Заржецкий
— А с января 2024 года первыми в стране мы стали использовать наши гражданские областные клиники и больницы для долечивания раненых земляков. Сегодня этот опыт признан успешным и рекомендован для распространения по всем регионам Сибирского федерального округа, в Сибири пока мы одни это делаем. За 2024 год медицинскую помощь в наших областных клиниках получили 2938 раненых бойцов, — акцентировал губернатор. — Еще один проект, который заслужил высокую оценку с федерального уровня, — реабилитационный сертификат Новосибирской области. Он рекомендован для распространения в других субъектах РФ и взят за основу федеральной сертификационной реабилитационной программы. На сегодняшний день сертификатом социальной реабилитации в регионе воспользовались 1134 наших героя.
«Быстро и полно решать все вопросы»
Андрей Травников поставил перед правительством региона и муниципалитетами задачу максимально быстро и полно решать все вопросы, возникающие у бойцов, которые уже находятся дома. Для выявления такой потребности, проблем используются самые разные каналы получения информации. Это различные горячие линии, порталы, сайты, приемные. А еще посещение воинских частей в зоне специальной военной операции и сбор вопросов от бойцов.
— Также это мониторинг СМИ и социальных сетей. На одной из встреч год назад с журналистами мы договаривались об оперативном обмене информацией по самым различным случаям и проблемам, которые возникают у родных военнослужащих, для того чтобы мои коллеги могли приступать к решению этих вопросов даже раньше, чем публикации о них появятся на различных ресурсах, — сообщил губернатор. — И могу сказать, что этот порядок взаимодействия у нас сложился. Он оправдал себя: аудитория еще не успевает прочитать сюжет о какой-то конкретной жизненной ситуации, а к ее решению уже подключаются специалисты министерства социального развития, фонда «Защитники Отечества» или Комитета семей воинов Отечества. Я хочу поблагодарить представителей СМИ за сложившееся взаимодействие, за помощь в выполнении этой общей важной задачи.
Учить своих или завозить иностранцев?
Разумеется, глава региона не мог обойти вниманием тему экономики. По его словам, во исполнение стратегии социально-экономического развития «Сибирское лидерство» нашему региону удается в течение всех последних лет развиваться темпами выше среднероссийских. По предварительным итогам 2024 года объем внутреннего регионального продукта, по прогнозу, составит 2,4 триллиона рублей, то есть прирост объемов в сопоставимых ценах превышает уровень 2023 года на 3,1 процента.
У нас немало предприятий, которые выпускают продукцию военного назначения. Среди них НПО «Луч». Кстати, здесь постоянно требуются сотрудники. Фото: Андрей Заржецкий
К пресс-конференции редакция «Советской Сибири» подготовила для губернатора несколько вопросов. Один из них касался непосредственно этой темы. Как известно, дефицит кадров в промышленности и других отраслях тормозит увеличение объемов производства. Но есть ли у региона реальные шансы на 100 процентов использовать имеющийся кадровый ресурс, учитывая образовательный потенциал, или без иностранной рабочей силы все же не обойтись? И не следует ли работодателям поднять зарплаты, а там, возможно, и люди пойдут?
— Проблема, с которой столкнулись не только промышленники, но практически все отрасли экономики региона, как и всей страны, — это проблема дефицита кадров, причем самых разных уровней, специальностей и профессий, — констатировал Андрей Травников. — Но благодаря достаточно качественному рынку труда нашего региона, а также хорошей системе образования и тому, что мы в последние годы системно вкладывались в ее развитие, эта проблема управляема. Количество бюджетных мест по наиболее востребованным экономикой специальностям в наших вузах и колледжах выросло за последние пять лет в полтора раза и на 30 процентов соответственно. Мы выстраиваем взаимодействие между работодателями, в первую очередь промышленными предприятиями, и нашими учебными заведениями, и это принесло нам результат в самый нужный момент. В последние два года такие отрасли, как оборонно-промышленный комплекс и сфера импортозамещения, максимально загружены. Объем производства на некоторых предприятиях вырос кратно, где-то — в шесть раз, по сравнению с уровнем 2022 года.
По словам главы региона, за 2023 и 2024 годы совместными усилиями регионального минтруда, минобразования, центров занятости только на предприятия оборонно-промышленного комплекса было привлечено 21 312 специалистов.
— Встречаясь с руководителями промышленных предприятий, я всегда привожу такой факт. Пик промышленного производства в Новосибирске за всю его историю пришелся на 1987 год. Конечно, тогда работали такие гиганты, как «Сибсельмаш», «Тяжстанкогидропресс», на одном заводе имени Чкалова трудилось 15 тысяч человек. При этом тогда в Новосибирске людей проживало на 200 тысяч меньше, чем сейчас, — рассказал Андрей Травников. — Поэтому основная задача — закрепить в регионе уже имеющихся специалистов, особенно выпускников вузов и колледжей. Выпускают их в достаточном количестве, но многие либо не доходят до рабочих мест, либо, проработав один — три года, уходят. Я призываю всех руководителей подумать об этом. Но и без привлечения иностранной рабочей силы развивающейся экономике — а в Новосибирской области она именно такая — обойтись сложно. Но привлекать ее надо разумно, учитывая все возможные риски, включая угрозу терроризма.
Максимально жёстко о ГЧП, потому что...
Еще один вопрос, который невозможно было не задать руководителю области, — это вопрос о государственно-частном партнерстве. Как известно, удорожание кредитов в связи с поднятием ключевой ставки Центробанка повлекло за собой дополнительные проблемы для бизнеса. Это в полной мере коснулось и проектов, реализуемых на принципах ГЧП. Будет ли выработан механизм завершения начатых объектов с участием государственного бюджета при недееспособности частников? И что это будет за механизм?
Четвертый мост через Обь очень красив, но, увы, строится слишком медленно. Введение его в эксплуатацию откладывается на будущий год. Фото: Андрей Заржецкий
— Мы меняем отношение к нашим партнерам и подрядчикам, которые не выполняют свои обязательства, — подчеркнул Андрей Травников. — Раньше мы старались любым способом дотянуть любой контракт, даже если понимали, что подрядчик уже несостоятельный. Самый яркий пример — завершение строительства «Сибирь-Арены». Несостоятельность подрядчика была очевидна уже к концу 2021 года, у нас были все основания расторгать контракт, предъявлять претензии и применять штрафные санкции. Но это потеря времени, в среднем на полтора-два года. Так было на Восточном обходе. Для того чтобы этого не допускать, мы раньше иногда в ручном режиме работали за исполнителей. Однако увидели, что многие наши партнеры стали этим злоупотреблять. Нам это надоело. В конце прошлого года я продекларировал, что в отношении недобросовестных исполнителей мы пойдем на расторжение контрактов, даже если это будет чревато потерей сроков или возвратом средств федерального бюджета. В этом году достаточно большое количество расторгнутых контрактов и судебных исков. Эта практика будет продолжена и в следующем году.
Концессия как ипотека или лучше без неё
Андрей Травников сравнил концессии с приобретением квартиры в ипотеку. Если есть деньги, всегда лучше купить жилье за свои. Но если их нет, а жить негде, то приходится брать ипотеку и переплачивать проценты, не считая других расходов. Это очень ярко проявилось при строительстве школ по концессии.
— Проблема нехватки школ в Новосибирске острая. Нацпроект «Образование» был ограничен по объему, поэтому не позволял нам быстро решить ее, — пояснил глава региона. — Федеральным правительством была запущена программа строительства школ по концессии, и Новосибирск просто не имел права не войти в эту программу. Когда мы громче всех говорим, что нам не хватает школ, и не входим в программу — нас бы никто не понял.
Но, как рассказал Андрей Травников, все преимущества, которые виделись на старте, были перечеркнуты недостатками. И пожалуй, самый существенный из них — сложные взаимоотношения подрядчика, банка, частного партнера: у каждого свои интересы и условия. Зачастую неисполнение обязательств хотя бы одним из участников проекта приводит к срыву сроков. Кроме того, во все соглашения заложена формула по возврату заемных средств: ставка ЦБ плюс какой-то процент. Меняется ставка — финансовая модель соглашения меняется автоматически.
То, что обязательно достроим
— Конечно, мы не могли предположить, что ставка ЦБ будет 18 процентов, как весной 2022 года, или 21 процент, как сегодня. Под такие проценты строить что-то, особенно социальные объекты, просто неразумно, — подчеркнул руководитель области. — Некоторые объекты мы сознательно останавливали. Продолжали реализацию тех проектов, где нам удавалось привлечь деньги федерального бюджета. Накопленный опыт и объем недостатков, которые возникают при концессиях и ГЧП, привел нас к окончательному выводу, что этим инструментом мы больше пользоваться не будем, за исключением каких-то очень редких случаев, когда условия достаточно выгодные. А это, например, мусороперерабатывающие комплексы — там нет привязки к ставке Центробанка, предусмотрено льготное кредитование.
Насчет уже начатых объектов Андрей Травников пояснил: где есть возможность достроить, будем достраивать — либо привлекая дешевые деньги, либо за счет бюджета. Заключенные концессии будут или расторгать, или менять концессионера на компанию, подконтрольную области. Это касается и школ, и поликлиник. Причем спрос с подрядчиков будет максимально жестким. Это же в полной мере касается и четвертого моста через Обь. И контрольно-счетная палата региона, и Росавтодор не раз фиксировали отставание от графика, поэтому средства капитального гранта концессионеру выдаваться не будут, пока не будет актуализирована проектно-сметная документация и получено заключение государственной экспертизы. Сейчас концессионер решает эту задачу. А пока сроки сдачи четвертого моста переносятся на 2025 год.