USD 103.2707 EUR 108.5588
 

В какое время родился

Алёна КОВРОВА
Благодаря федеральным проектам «Цифровая образовательная среда» и «Современная школа» в регионе открыты шесть центров цифрового образования детей «IT-куб», 561 общеобразовательная организация оснащена современным цифровым оборудованием, в сельской местности появилось 382 центра образования «Точка роста», в разных районах области создано три школьных технопарка «Кванториум». Фото: Андрей Заржецкий.
Благодаря федеральным проектам «Цифровая образовательная среда» и «Современная школа» в регионе открыты шесть центров цифрового образования детей «IT-куб», 561 общеобразовательная организация оснащена современным цифровым оборудованием, в сельской местности появилось 382 центра образования «Точка роста», в разных районах области создано три школьных технопарка «Кванториум». Фото: Андрей Заржецкий.

Поменьше «лирики», или Почему школьники всё чаще интересуются точными науками

В Новосибирской области подвели итоги реализации нацпроекта «Образование». Выяснилось, что гуманитарная профессиональная стезя стремительно теряет популярность. Ситуация в сфере профориентации, которую хотели получить, сложилась.

За пять лет созданы тысячи мест для дополнительного образования. Акцент с гуманитарных дисциплин сместился на технические и естественные науки. В школах появились новые предметы и специалисты, курирующие связь с молодежными объединения­ми. Об этом и многом другом рассказала региональный министр образования Мария Жафярова.

Причинно-следственные связи

Немного собственных наблюдений. Какой стала образовательная среда за годы реа­лизации нацпроекта? Листая наши же подшивки, можно проследить, как методично и системно закладывалась материально-техническая база, как встраивались новые, ориентированные на технологичную экономику смыслы в школьный процесс. В конце октября 2024 года в Экспоцентре за три дня форума-выставки «Учебная Сибирь» школы, колледжи и вузы показали свои возможности. И это действительно впечатляет.

Сегодня дети разного возраста легко управляются с роботами и искусственным интеллектом, показывают свои разработки, вступают в научные дискуссии и многие уже в школе знают, кем хотят стать в будущем. Такой разворот в сторону точных наук вырос на базе новых практичных предложений. Например, в регионе в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» открыты шесть Центров цифрового образования, так называемые «АйТи-кубы». Очередной запустили в октябре в Доме детского творчества в Куйбышеве.

Еще один федеральный проект — «Современная школа», который является частью нацпроекта «Образование», позволил создать и открыть в нашем регионе 382 «Точки роста». Это центры образования в сельских школах, где теперь есть необходимое оборудование для практических занятий: опытов, экспериментов и исследований в области точных и естественных наук — физики, химии, математики, биологии.

С 2021 по 2024 год в регионе открыли три школьных «Кванториума». Первый — на базе лицея № 6 города Бердска, второй — в школе № 9 города Искитима, еще один — на базе лицея «Интеграл» в Новосибирске. Внутри этих технопарков школьники получают теоретические знания в сфере естественных и точных наук, подсказки и рекомендации по интересующей их теме, отрабатывают практические навыки. Заниматься там могут дети от пяти до 18 лет.

— Мы целенаправленно учим наших детей ставить эксперименты, формируем логическое мышление, которое позволяет устанавливать причинно-следственные связи между явлениями. Это настоящая подготовка к научной деятельности, — уточнила региональный министр образования Мария Жафярова.

Глава минобра отметила, что в регионе на конец 2024 го­да в 60 процентах школ установлены современные цифровые системы. В частности, государственная информационная система «Моя школа» есть во всех учебных заведениях. Она интегрирована с региональной «Электронной школой» в части расписания, домашнего задания и оценок. Доступ к ней позволяет педагогам использовать цифровые и электронные образовательные ресурсы.

Индивидуальный подход

Дополнительное образование вне школы — головная боль каждого родителя. Хочется, чтобы ребенок получал как можно больше полезных навыков. Сегодня, по данным минобразования, доля детей в возрасте от пяти до 18 лет, посещающих дополнительные занятия, выросла до 78 процентов — годом ранее было 75,9 процента. На расширение возможностей повлиял федеральный проект «Успех каждого ребенка», который посвящен индивидуальному развитию школьника.

— За пять лет, с 2020 по 2024 год, на территории Новосибирской области в разных образовательных организациях под эгидой этого проекта открыто 62 205 новых мест доп­об­разования детей: в 2024 году 8208 мест появилось в 121 образовательной организации. На их оснащение было выделено около 48,9 миллиона рублей, — уточнила Мария Наильевна.

Министр приводит такие цифры. За время реализации проекта были расставлены приоритеты: 28 процентов от вновь созданных мест отдано под освоение наук технической направленности, 22 процента — физкультурно-спортивной, 16 процентов — естественно-научной, 14 — социально-гуманитарной, 11 — художественной и девять — туристско-краеведческой. В области развивается региональный проект со специализированными, профильными классами, который поддерживает губернатор Андрей Травников. Дети выбирают интересное направление — инженерное, медицинское, педагогическое, агротехническое — и усиленно изучают предметы, относящиеся к будущей профессии.

Новые и необходимые кадры

Мария Жафярова напомнила, что с 1 сентября 2024 года почти во всех школах региона к своим обязанностям приступили советники директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Эта должность была введена в образовательный процесс в 2023 году и является частью федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

Кадровый вопрос, который в области стоит остро — не хватает преподавателей по ключевым направлениям, — стараются решить разными методами. К ним относится подготовка специалистов в профильных классах, вузах и стимулирую­щие программы, такие как «Земский учитель». Последняя действует на территории региона с 2020 года и продолжится в рамках нового нацпроекта «Молодежь и дети», стартующего в 2025 году.

По программе педагоги, переезжающие в села, получают один миллион рублей подъемных. Так, уже трудоустроилось 212 учителей. «Конкурс на участие в этой программе высокий — около пяти человек на место. Приоритет — учителя русского языка, литературы, математики, физики, учителя начальных классов и иностранных языков», — уточнила министр.

Преемник текущих задач — новый нацпроект

Один из острейших вопросов отрасли — строительство школ в Новосибирске. В новых микрорайонах мегаполиса их очевидный дефицит, что отдаляет решение президентской задачи — организовать обучение в школах в одну смену. На Чистой Слободе дети учатся в три смены, и не только там.

Глава регионального мин­обра сообщила о возведении в настоящий момент 19 школ и детских садов. Если посмотреть в целом, то, участвуя в различных госпрограммах, удалось только за последние четыре года сдать в эксплуатацию 20 образовательных учреждений. Такого бума школьных новостроек область не видела с советских времен. Но и динамика роста населения Новосибирска не отрицательная. Город магнитом притягивает молодежь, семейных людей. Словом, гонка за дополнительными учебными местами продолжается, и она была бы успешной, кабы не слабое звено в лице подрядчиков на школьных стройках — головная боль минобра и минстроя. Как мы уже писали, есть вероятность, что концессионные объекты будут доводить до ума за счет бюджета. Проблему-то нужно решать любым способом.

Плюс акцент на капремонт и модернизацию действующих учебных заведений.

— 37 школ заходят в ремонт, что-то уже исполнено, — рассказала Мария Жафярова. — Мы активные участники программы «Модернизация системы образования», выполняем 14 видов работ, на следующий год 19 школ вошли в список на ремонт. Все задачи, связанные с развитием инфраструктуры, входят в новый национальный проект «Молодежь и дети», действие которого рассчитано до 2030 года.

Так что образовательная среда движется в намеченном русле.