USD 98.3657 EUR 104.2901
 

Школа в цифре: объективная потребность?

Инна ВОЛОШИНА
Электронный дневник – вещь, безусловно, полезная, но пока этот сервис далек от совершенства и вызывает много нареканий. Фото: Андрей Заржецкий
Электронный дневник – вещь, безусловно, полезная, но пока этот сервис далек от совершенства и вызывает много нареканий. Фото: Андрей Заржецкий

Какие дополнительные возможности дают педагогам, ученикам и родителям электронные сервисы 

Пандемия показала: уроки в формате онлайн не заменят живого учителя. Тем не менее школа старается идти в ногу со временем: электронный дневник, электронный журнал, родительские чаты уже стали обыденностью. Дальнейшее совершенствование цифровой образовательной среды обсудили на выставке-форуме «Учебная Сибирь».

Состоявшаяся при поддержке правительства региона выставка оказалась настолько насыщенной и интересной, что рассказать о ней в одном номере нашего издания было невозможно. А темы форума, в частности цифровизация в средней школе, весьма актуальны для большинства наших читателей. 

046-25-02_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

Как отметила проректор по научно-методической работе и цифровизации Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования доктор педагогических наук, профессор Анна Молокова, тема на пике обсуждения уже... почти сорок (!) лет, то есть с тех пор, как еще в советских школах появились первые компьютеры и начали преподавать информатику. Правда, мы тогда не предполагали, насколько глубоко цифра проникнет в нашу жизнь. Согласитесь, многие из нас начинают утро с просмотра сообщений на смартфоне, а кто-то даже чайник на кухне включает не собственной рукой, а подав команду «умному помощнику». Дети же, как говорят, рождаются уже с гаджетами в руках. Школа должна не догонять своих учеников, а учить познавать этот мир с помощью понятных детям инструментов.

Путь от сопротивления до принятия

— В марте 2025 года будет ровно сорок лет с момента выхода правительственного постановления, которое определило необходимость и обязательность введения курса «Основы информатики и вычислительной техники» в школах Советского Союза, — рассказала Анна Молокова. — И вот с тех пор многие педагоги и руководители образовательных учреждений проходят долгий путь от сопротивления до принятия и погружаются в цифровую трансформацию. Этот путь был длинным. Лично я в 1985 году осваивала язык бейсик и программировала на «Ямахе». Но я не могла себе и представить, сколько проблем это важное и нужное направление вызовет через сорок лет. Я даже предположить не могла, сколько жалоб будут писать родители и сколько директорам школ придется объясняться с ними, как придется уговаривать учителей войти в систему и начать работать с ней, а также сколько будет претензий и вопросов к разработчикам. И никто не может точно сказать, что будет дальше.

По словам замминистра цифрового развития и связи региона Ирины Савельевой, сейчас на первый план выходят вопросы нормативного регулирования, так как цифровые документы становятся обязательными в ведении образовательного процесса.

046-25-03_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

— Сегодня у нас основным инструментом является государственная информационная система «Электронная школа», — отметила Ирина ­Савельева. — С ней неразрывно связана платформа «Сферум». Это уже единая мощная коммуникационная площадка в сфере образования в Российской Федерации. Параллельно с этими двумя платформами идет развитие платформы «Моя школа». Сегодня мы все делаем еще один шаг в наше цифровое будущее, в современную образовательную среду. Тем более что система «Электронная школа» постоянно развивается, в ней появляются новые сервисы и возможности.

Система расскажет о событии

О возможностях системы «Электронная школа» рассказал технический директор компании «Иннотех» Дмитрий Сясин. По его словам, за годы внедрения «Электронной школы» в Новосибирской области в сервисе появилось немало новых функций. Начинали разработчики с электронного журнала, а сегодня всего за неделю на информационном ресурсе фиксируется более 2 миллионов просмотров, 307 тысяч визитов. На сегодняшний день у «Электронной школы» 131 тысяча пользователей — школьники, родители, учителя.

Информационная система состоит из нескольких связанных компонентов. Это электронный журнал и электронный дневник, модуль по учету учеников и учителей, отдельный модуль оптимизации кадров. Кроме того, информационная система ведет учет материально-технической базы образовательных организаций региона. Причем все сервисы «Электронной школы» интегрированы с информационной платформой «Сферум» и ФГИС «Моя школа». В цифровом виде ведется учет успеваемости и посещаемости, выдаются домашние задания, идет коммуникация с родителями. В режиме онлайн также можно увидеть и другую полезную информацию. В планах введение нового сервиса — календаря событий и оповещения о них. Умная система будет сообщать, когда в образовательных учреждениях проходят дни открытых дверей, праздники, соревнования и так далее.

А как с отчетностью?

Ирина Савельева отметила, что при помощи электронных сервисов сегодня можно подать заявление на прохождение государственной итоговой аттестации или на апелляцию. Актуальный вопрос для жителей сельских районов: раньше для этого приходилось ездить в город. Еще один несомненный плюс — сбор отчетности в электронном виде. В минцифры области есть понимание того, какие программные продукты могли бы эту задачу решать, причем как на региональном, так и на федеральном уровне. В связи с чем министерство образования региона должно определиться, каким должен быть продукт и на каком уровне он будет реализован. Предпочтительнее, конечно, на федеральном, чтобы иметь единую точку входа и минимизировать количество ввода одной и той же информации.

Не менее важная цель — обеспечить возможность общения между людьми в рамках образовательного процесса. Это позволяет сделать, например, платформа «Сферум». Она объ­единяет в себе чаты, звонки, каналы, а также чат-боты и мини-приложения.

046-25-04_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

— Уникальность сервиса состоит в том, что он был создан исключительно для системы образования, — подчеркнул Иван Чугин, замдиректора по взаимодействию с партнерами платформы. — Педагоги выступают главными пользователями «Сферума», поэтому система выстроена таким образом, чтобы им было удобно. Сегодня в ней зарегистрировано более 25 миллионов пользователей, создано 65 тысяч классных чатов, которыми пользуются более 7,5 миллиона родителей. Сервисы платформы продолжают развиваться: недавно появился поиск в рамках одной образовательной организации.

Ликбез по безопасности для студентов колледжей

Минцифры Новосибирской области совместно с ИТ-компаниями региона, ­Домом финансового просвещения в рамках федерального проекта «Цифровая Россия» запустило проект по повышению уровня киберграмотности студентов.

Первая лекция прошла в промышленно-энергетическом колледже. 

Как рассказал начальник управления стратегического планирования и финансового учета минцифры региона Сергей Пустынников, по поручению губернатора Андрея Травникова министерство усилило профилактическую работу, направленную на борьбу с киберпреступлениями. Специалисты регионального министерства совместно с представителями ИТ-сферы проводят лекции для пенсионеров, студентов, школьников, госслужащих, чтобы понятие «цифровая гигиена» прочно закрепилось в жизни, чтобы у жителей сформировалась культура поведения в онлайн-пространстве и они знали, как себя вести при угрозе мошенничества.

Представитель компании «СофтМолл» Антон Землянухин рассказал о правилах безопасного поведения в социальных сетях, защите от телефонных мошенников, фишинговых сообщений и рассылок, об опасных QR-кодах и базовых способах защиты: надежных паролях, двухфакторной аутентификации, а также об обновлениях операционных систем устройств.