USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Второе рождение «железки»

Наталья ИВАНОВА
В церемонии запуска также приняли участие полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолий Серышев, специальный представитель Президента РФ по международному сотрудничеству в сфере транспорта Игорь Левитин, председатель совета директоров ООО «Новосибирский транспортный терминал» Александр Кахидзе, начальник Западно-Сибирской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» Александр Грицай. Фото: nso.ru
В церемонии запуска также приняли участие полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолий Серышев, специальный представитель Президента РФ по международному сотрудничеству в сфере транспорта Игорь Левитин, председатель совета директоров ООО «Новосибирский транспортный терминал» Александр Кахидзе, начальник Западно-Сибирской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» Александр Грицай. Фото: nso.ru

Запрос рынка труда на специалистов в сфере логистики будет только расти, и Новосибирская область способна удовлетворить эту потребность

В условиях санкций, которыми обусловлена переориентация внешней торговли с Запада на Восток, второе рождение получают железнодорожные перевозки. Предстоит не только увеличить пропускную способность уже действующих маршрутов, но и организовать новые.

День железнодорожника, который отметили в первой августовское воскресенье, на минувшей неделе ознаменовался серьезным разговором о перспективах отрасли и новой логистике, актуальной в нынешних реалиях. Новосибирская область — в центре событий не случайно, поскольку является одной из ключевых точек "входа-выхода" транспортировочных маршрутов, в том числе международных. Логично, что участников обсуждения принимал главных в Сибири отраслевой вуз — университет путей сообщения (СГУПС).

В обсуждении приняли участие советник главы государства Игорь Левитин, полномочный представитель Президента РФ Анатолий Серышев, губернатор Новосибирской области Андрей Травников, представители отрасли, бизнес, студенты вуза.

Ответ на вызов

Игорь Левитин рассказал, как развиваются транспортные коридоры в условиях санкций и каковы перспективы. Так или иначе, но изменения, которые происходят в логистике, должны повлечь за собой увеличение объема экспорта по стране, и в том числе из Новосибирской области.

В настоящее время большой объем перевозок идет по Восточному полигону. Он объединяет крупные Транссибирскую и Байкало-Амурскую железнодорожные магистрали. Перевозка грузов по Северному морскому пути, который представляет собой единый маршрут в Арктической зоне, пока остается доступной не для всех и довольно-таки дорогой. Чтобы снизить нагрузку на транспортную сеть страны и увеличить ее пропускную способность, повышенное внимание уделяется разработке иных вариантов. В приоритете остается международный транспортный коридор «Север — Юг». Сюда входит несколько маршрутов, связывающих Россию со странами Закавказья и Каспийского региона. Здесь также просматривается возможность создания выходов к Индии, Пакистану и Персидскому заливу.

033-04-02.jpg

Фото: nso.ru

Появляются альтернативные варианты доставки продукции из России в дружественные страны. Например, уже сейчас строится частная, так называемая Тихоокеанская, железная дорога. Она пройдет от Эльгинского месторождения каменного угля в Якутии до морского порта Эльга в Хабаровском крае. С учетом разъездов и станций ее протяженность составит 626 километров.

Кроме того, на средства инвесторов в стране продолжает формироваться сеть транспортно-логистических центров (ТЛЦ). Они располагаются на маршрутах логистических коридоров. В Новосибирской области в эксплуатацию была введена вторая очередь ТЛЦ «Сибирский», в результате его мощности будут увеличены до 600 тысяч ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент — прим. ред.) в год. Напомним, терминал принимает контейнерные поезда с полувагонами и поезда повышенной длины. Проект поддерживается корпорацией «Российские железные дороги»; он позволит нарастить объемы экспорта из Сибири. Первая очередь была запущена в октябре прошлого года.

Однозначно изменится

Советник Президента России предложил руководству СГУПСа при подготовке студентов особый упор делать на логистику. Грядут глобальные преобразования транспортной инфраструктуры — здесь как никогда нужны научный потенциал ученых и, безусловно, обученные по современным образовательным программам кадры.

Причин тому несколько. Традиционно международная торговля ведется по морским маршрутам, однако в последнее время они, за исключением Арктики, становятся небезопасными, продолжая быть высокими по цене. В том числе в связи с данным обстоятельством новый импульс развития получают железные дороги. Это берут во внимание и дружественные страны.

Кроме того, Россия предпринимает действия, чтобы создать систему логистики в странах — участницах БРИКС. Во-первых, предполагается создать рабочую группу по транспорту, а во-вторых, инициировать организацию ежегодного форума, где могли бы общаться компании-операторы.

033-04-03.jpg

Фото: nso.ru

— Логистика поменяется независимо от того, снимут с нас санкции или нет. Логистики, которую мы когда-то изучали, как таковой больше не будет, — объяснил Игорь Левитин. Подчеркнув, что новые схемы должны быть эффективными и, по крайней мере, доступными, он добавил:

— В противном случае все наши предприятия будут открывать производства в других странах, чтобы там выпускать свою продукцию, потому что ее легче будет оттуда перевозить.

На уровне региона

То, что пропускную способность транспортной инфраструктуры надо увеличивать, подтвердил и губернатор Новосибирской области Андрей Травников. В регионе о проблеме оперативности перевозок по железной дороге сначала — в 2002 году — заявили угледобывающие предприятия.

033-04-04.jpg

Памятные доски посвящены сразу двум выдаю­щимся уроженцам Новосибирской области, которые внесли значительный вклад в развитие железнодорожного транспорта в стране. Фото: nso.ru

Сегодня о ней говорят отправители и получатели грузов из самых разных сфер: сельского хозяйства, строительства, металлургии. Поэтому реализуется комплекс мер, направленных на увеличение мощностей транспортной инфраструктуры. Значительная роль здесь отводится проектам, аналогичным ТЛЦ «Сибирский».

— Для нас это очень важно, потому что на территории Новосибирской области оказываются не только транзитные услуги. Регион является крупным грузополучателем и грузоотправителем, в том числе экспортером, — сказал губернатор.

Так как объемы грузовых перевозок будут только нарастать, развивать ТЛЦ решено в новом формате. Правительство субъекта подает заявку в Министерство экономического развития Российской Федерации на создание особой экономической зоны около «Сибирского», первые резиденты уже появляются.

— Кроме этого, мы имеем дело с проблемами текущими и будущими, которые требуют решений, с пропускной способностью не только Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, но и участков железной дороги, которые проходят по территории Новосибирской области, — рассказал губернатор.

Договоримся с соседями

В последнем случае речь идет о вывозе угля. В частности, в поставках сибирского антрацита с уже действующего в одном из районов области месторождения заинтересована металлургическая промышленность Индии. Тем не менее нарастить таковые пока затруднительно из-за логистических трудностей.

Скоро стартует добыча в рамках еще одного крупного проекта. Необходимая инфраструктура практически готова, а это в том числе железнодорожные станция и ветка. Значит, объемы перевозок снова увеличатся на порядок. Расширение транспортного коридора на территории региона в перспективе позволит вывести на иной уровень и сообщение с азиатскими странами, которые нуждаются в профильных для Новосибирской области экспортных товарах.

— Это сельскохозяйственная продукция в первую очередь — зерноводства и его переработки. Это все то, что производят наши предприятия, и все, что нужно миллионам людей, которые там проживают, — подчеркнул губернатор. — Для нас данное направление, конечно, интересно. Здесь пока видим больше даже не инфраструктурные ограничения, а политические, так как требуется договориться с нашими соседями о приемлемых транзитных тарифах на железнодорожные перевозки по отдельным видам груза.