USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Реки и мосты

Инна ВОЛОШИНА
Работы на Димитровском мосту не движутся, а мегаполис в это время задыхается в пробках. Тем не менее мэрия Новосибирска дала подрядчику последний шанс. Фото: vk.com
Работы на Димитровском мосту не движутся, а мегаполис в это время задыхается в пробках. Тем не менее мэрия Новосибирска дала подрядчику последний шанс. Фото: vk.com

Почему в регионе слишком медленно ведется строительство и ремонт искусственных сооружений

В июльскую жару Новосибирск накрыл транспортный коллапс: автомобили стоят в десятибалльных пробках, а перебраться с берега на берег просто нереально. В чем причины такого положения дел и как изменить ситуацию, обсуждали на финальной в нынешнем политическом сезоне сессии Законодательно собрания региона.

О том, как в регионе содержат, ремонтируют и строят мосты и путепроводы, в рамках информационного часа парламентариям рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства региона Анатолий Костылевский. По его словам, сегодня в ведении территориального управления автодорог находится 280 мостов: 275 автомобильных и пять пешеходных.

Один отличный мост все же есть

— Один из них по результатам диагностики находится в отличном состоянии. Это путепровод через железную дорогу в Коченево, который недавно отремонтировали, — сообщил глава регионального минтранса. — Еще 52 — в хорошем состоянии, 196 — в удовлетворительном, 27 — в неудовлетворительном. Четыре объекта в предаварийном состоянии. Аварийных мостов в регионе нет. В этом сезоне работы идут на 15 мостовых сооружениях, из них десять планируется ввести в эксплуатацию в этом году. Стоимость работ — один миллиард 82 миллиона рублей. В 2025 году запланировано привести в нормативное состояние 17 мостовых сооружений на сумму один миллиард 151 миллион рублей. В 2026 году планируются работы на 11 мостовых сооружениях на сумму 804 миллиона.

О том, как обстоят дела с мостами в столице Сибири, рассказал первый заместитель мэра Новосибирска Олег Клемешов.

— На 2024 год в городе запланирован ремонт шести мостовых сооружений, — рассказал первый вице-мэр. — Четыре объекта — переходящие на 2025 год: это мост через реку Иню по Бердскому шоссе, Димитровский и мост через Ельцовку-2, а также путепровод по улице Добролюбова через железнодорожную магистраль. Ремонт Октябрьского и моста по улице Фрунзе планируется завершить в 2024 году. Общая сумма составляет два миллиарда 269 миллионов рублей. Были проблемы с подрядчиком, мэрии пришлось расторгать контракт с одним исполнителем работ, искать другого. Но сейчас работы на Октябрьском мосту идут хорошими темпами. До ноября текущего года мост сдадут в эксплуатацию.

По словам Олега Клемешова, на работы по Димитровскому мосту запланирован объем финансирования в размере 629 миллионов рублей. Но и здесь возникают проблемы с исполнителями. В минувший понедельник мэрия направила подрядчику претензию о расторжении договора в одностороннем порядке. Если в течение десяти дней подрядная организация не нарастит темпы работ, контракт будет расторгнут.

А был ли смысл?

— Был ли смысл затевать ремонт Димитровского моста, если четвертый мост еще не построен? — задал вопрос депутат Вадим Агеенко. — Как показала экспертиза, аварийных мостов у нас нет. Простоял он 50 лет, может, и еще один год простоит?

Первый вице-мэр ответил, что тянуть с ремонтом Димитровского моста было нельзя: рухнуть-то он, конечно, не рухнул бы, но состояние проезжей части не выдерживало уже никакой критики.

Сроки не устраивают, но соглашение в силе

По мнению депутата Ашота Рафаэляна, ремонт Октябрьского моста длится непозволительно долго.

— А теперь и с Димитровским теряем время. Уже месяц назад было видно, что работы стоят, а контракт собрались расторгать только сейчас. Через десять дней расторгнут, пока заключат новый, а там и лето закончится, — констатировал парламентарий. — Вообще, со сроками беда. Мы были на строительстве четвертого моста, и у меня нет уверенности, что он будет завершен в 2025 году, как нам обещают.

Анатолий Костылевский подтвердил, что темпы работ недостаточно высокие, но задача сдать этот важный объект в будущем году остается актуальной.

— Мы были там и все видели своими глазами. В 2025 году четвертый мост точно не сдадут, и это надо понимать, — возразил Вадим Агеенко. — На подобном объекте в Подмосковье трудится 900 человек, у нас — 50. Представители концессионера из Москвы при­ехали, хоть бы для приличия человек 200 собрали на площадке. Может быть, стоит подумать о расторжении концессии. Большую часть, примерно 85 процентов от общего объема работ, уже выполнили, может, удастся достроить мост на свои деньги? Возможно, это нам дешевле обойдется.

На вопрос парламентария ответил губернатор Андрей Травников. По его словам, главная проблема сегодня — это не организация рабочего процесса концессионером, а нехватка финансирования.

— Мы ищем решение, — подчеркнул глава региона. — Но вопрос о расторжении концессионного соглашения не рассматривается. Также хочу напомнить о следующем: есть принятое на федеральном уровне решение, которое позволяет пересматривать стоимость объекта из-за выросших цен на работы и строительные материалы. Но ничего не сказано о том, что надо поднимать стоимость из-за того, что исполнитель затягивает сроки строительства. Так что никакого удорожания не будет.

Как обуздать нарушителей

Важный аспект озвучил депутат Заксобрания Сергей Титков. По его словам, новосибирские переправы, в том числе и те, которые сейчас ремонтируются, чудовищно перегружены: по ним сплошным потоком движутся многотонные фуры и самосвалы.

— Знаки, запрещающие проезд такого транспорта, стоят, но никто не обращает на них внимания,— отметил парламентарий. — Мало того, что это затрудняет движение, так на Октябрьском мосту и плотине ГЭС это просто-напросто опасно. Помню, 20 лет назад на плотине вообще закрывали проезд для большегрузов. Что же изменилось с тех пор?

Олег Клемешов согласился, что такая проблема действительно существует. Возле городских мостов установлены запрещающие знаки и камеры, которые фиксируют нарушения. А дальше уже полномочия ГАИ: мэрия ловить нарушителей не имеет права. Справедливости ради стоит отметить, что периодически доблестные стражи порядка устраивают рейды, но толку от этого особого нет.

Депутат Владимир Анисимов обратил внимание коллег на то, что Октябрьский мост несет на себе множество коммуникаций, в том числе две теплоцентрали большого диаметра. Движение грузового транспорта отнюдь не способствует их сохранности.

— Разрыв системы теплоснабжения города на левобережную и правобережную части откладывали до момента капитального ремонта моста, — сообщил Владимир Анисимов. — Теплоцентрали уже текут, как запускать их в зиму в таком состоянии? Может быть, стоит рассмотреть вопрос о разрыве системы теплоснабжения прямо сейчас? Тем более что от ТЭЦ-2 запитана лишь небольшая часть центра Новосибирска.

Дедовские методы — самые надежные

Председатель бюджетного комитета Заксобрания Федор Николаев высказал здравую мысль. По его словам, чтобы перекрыть большегрузам выезд на Октябрьский мост и плотину ГЭС, достаточно установить рамки-ограничители по высоте. Тогда они попросту не смогут туда заехать. За дедовские, но действенные методы высказался и председатель регионального парламента Андрей Шимкив.

— Все предложения депутатов будут отрабатываться во взаимодействии с правительством области и с Госавтоинспекцией, — подчеркнул Андрей Шимкив. — Чтобы не было пробок, нужно, чтобы стоял полицейский с жезлом. Или надо ставить экипажи. Ситуация серьезная. Думаю, что все заинтересованные лица друг друга услышали и будут приняты соответствующие решения.