USD 100.2192 EUR 105.8090
 

По принципу «свой — чужой»

Наталья ИВАНОВА
В формировании «умного» безопасного пространства в российских регионах все большая роль возлагается на беспилотные воздушные суда. Необходим постоянный мониторинг их передвижений. Фото: Андрей Заржецкий
В формировании «умного» безопасного пространства в российских регионах все большая роль возлагается на беспилотные воздушные суда. Необходим постоянный мониторинг их передвижений. Фото: Андрей Заржецкий

Безопасность — главная тема дня. Трагические события в Севастополе и других регионах страны, еще ранее — теракты в Москве, тяжелая обстановка в областях России, сопредельных с зоной спецоперации, и внешнеполитический фон говорят о крайне возросших рисках и нужде в столь же масштабных мерах защиты. В первую очередь это касается воздушного пространства.

На XI Международном Сибирском транспортном форуме этот момент прозвучал на панельной дискуссии «От ситуационного центра главы субъекта РФ к региональному центру управления, основанному на данных, в том числе БАС».

Напомним, согласно указу президента «Об утверждении основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» такое пространство призвано еще более оперативно и с еще большими результатами управлять страной, делать комплексные прогнозы ее социально-экономического развития. При создании единого цифрового информационного пространства используются уже действующие ресурсы, в том числе ситуационные центры глав регионов.

Реализация проекта позволит ускорить развитие отечественной ИТ-сферы. В настоящее время проектом занимается специально организованная рабочая группа. Региональный центр управления (далее — РЦУ) оснащается необходимым оборудованием и программными продуктами, чтобы комплексно управлять и развивать субъект, оперативно пресекать чрезвычайные ситуации и принимать экстренные меры в так называемый особый период.

Как подчеркнула руководитель межведомственной рабочей группы по созданию и координации деятельности РЦУ, генеральный директор Института государственно-частного планирования Елена Антипина, сегодня опасные для населения инциденты актуально не ликвидировать, а предупреждать.

Поэтому регионы должны уметь пользоваться специальными инструментами в повседневном режиме. Структура РЦУ, по словам Елены Антипиной, должна базироваться на ситуационных центрах губернаторов. Основу РЦУ должны составить государственные информационные системы «Стратегия», «Развитие», «Безопасность», «Мобилизация». Цифровая модель «Стратегия» позволит формулировать цели и задачи комплексного развития региона. При помощи «Развития», в том числе при участии искусственного интеллекта, можно управлять развитием региона. В системе «Безопасность» свои действия будут координировать силовые структуры. В РЦУ можно будет управлять реализацией стратегий социально-экономического развития не только региона, но и муниципальных образований. А еще в зоне его внимания находятся инвестиционная деятельность, взаимодействие с населением, кадровая логистика, туризм, сельское хозяйство, охрана природы, образование и здравоохранение, транспортные потоки, а также система анализа и мониторинга инженерных систем жизнеобеспечения «Умный город», глобальный ситуационный мониторинг «Безопасный город».

Сейчас идет разработка проекта. То, что задача по созданию РЦУ поставлена и перед Новосибирской областью, подтвердил министр цифрового развития региона Сергей Цукарь. Причем большинство элементов системы так или иначе уже используются в концепции «Безопасный город».

— Однако основным вопросом здесь остается такой элемент системы, как ситуационный центр мониторинга беспилотных летательных аппаратов, — прокомментировал ситуацию министр. — Сегодня существуют как минимум две системы глобального мониторинга беспилотных воздушных систем. Это государственный мониторинг в рамках единой системы организации воздушного движения, когда мы имеем дело с гражданским применением ситуационного центра. То есть каким образом мониторить воздушное пространство, если беспилотников становится все больше.

Начинают создаваться локальные системы мониторинга и подавления, рассказал министр. И добавил: «Соответственно, на повестке дня появился вопрос: а какое оборудование, какие аппаратные средства наиболее эффективны, приемлемы в соотношении «цена — качество» и так далее?». Предстоит на уровне региона совместить систему мониторинга Росавиации, чтобы различать воздушные объекты по принципу «свой — чужой» и видеть несанкционированные полеты. Кто является заказчиком по созданию и дальнейшей работе центра по беспилотию? Этот и многие другие вопросы еще требуют ответа.