Придорожному сервису нужна скорая помощь
И перевозчики, и владельцы кафе на загородных магистралях уверены: развитию комфортного сервиса мешает несогласованность действий бизнеса и властей.
Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области (далее — ТУАД) и Сибирская ассоциация автомобильных перевозчиков (далее — СААП) в рамках транспортного форума на минувшей неделе обсудили проблемы сервисного обустройства новосибирских трасс.
Как отметил президент СААП Вячеслав Трунаев, нужны обустроенные места для стоянки:
— Проголодаешься, надо где-то перекусить. Значит, нужны кафе, общепит, а также АЗС, станции технического обслуживания. Я, как представитель ассоциации грузоперевозчиков, скажу, что особенно для крупных компаний нужны не просто станции техобслуживания, а пит-стопы (остановки над ямой) с тем, чтобы в транспортном средстве с минимальной потерей времени можно было поменять масло в двигателе, фильтр и двигаться дальше. Да и обычные оборудованные туалеты тоже необходимы на трассах.
Нефинансовая стимуляция бизнеса не помешает
Государством утверждены нормативы размещения объектов сервиса. Например, на дорогах второй-третьей технической категории заправка, СТО и пункты питания должны находиться не реже чем через 100 километров, а площадки для отдыха — через 50 километров. Кстати, к таким дорогам относится трасса Новосибирск — Ленинск-Кузнецкий. Как сказал Трунаев, фактически на наших трассах придорожный сервис присутствует не везде. Понятно, что прибыльность таких объектов бизнеса зависит от трафика, но нельзя выполнение норматива складывать на плечи предпринимателей.
— Неплохую фору дает государство, активно поддерживая развитие внутреннего туризма. Более того, утвержденная федеральная концепция развития автотуризма предусматривает такое понятие, как автомобильный маршрут. Он увязывает и дороги, и придорожный сервис — кафе, рестораны, зоны отдыха с гостиницами, — уточнил Вячеслав Трунаев.
Должны быть продуманы условия отдыха с детьми, связь, интернет и все другие удобства на пути следования туриста. Правительство планирует выделить большие деньги на развитие туристических маршрутов, в том числе на сервисное обустройство дорог. Такое направление определил и наш губернатор на пленарном совещании в рамках транспортного форума. Возможно, регионам удастся привлечь в рамках этой программы средства на строительство вдоль региональных дорог многофункциональных сервисных зон, видовых площадок и просто площадок отдыха с санитарными модулями, парковок с твердым покрытием. Нужны как прямые бюджетные вложения в создание парковок и таких зон, так и меры, конечно же, государственной поддержки и стимулирования частных инвестиций в создание объектов придорожного сервиса, выделение земельных участков на льготных условиях, предоставление преференций по налогам.
Были ещё с 90-х, но закрылись. Почему?
Любопытные вводные по теме дал Игорь Горожанин, начальник отдела весового контроля, сервисного обустройства и рекламы ТУАДа.
Протяженность региональных автодорог — почти 12 тысяч километров. Из них наиболее загруженные: К-17Р Новосибирск — Кочки — Павлодар, К-19Р Новосибирск — Ленинск-Кузнецкий и К-12 Новосибирск — Колывань — Томск. Они входят в опорную сеть дорог.
— Общее количество объектов дорожного сервиса на всех дорогах Новосибирской области — 157 единиц, — рассказал Игорь Горожанин. — Основная часть обустроена также на опорной сети, это 35 АЗС, три мотеля и восемь СТО. Все объекты обустроены на участках, проходящих через населенные пункты, в основном районные центры. По большей части все объекты возникли еще в 90-х годах. При этом когда-то их было намного больше, но часть из них закрылись из-за несоответствия нормативным требованиям, которые предъявляются к объектам дорожного сервиса, в первую очередь в части обеспечения безопасности дорожного движения. Другие же прекратили свою деятельность самостоятельно из-за низкой рентабельности или из-за отсутствия спроса.
— Таким образом, сейчас на региональных дорогах практически отсутствуют объекты дорожного сервиса, которые можно отнести к полноценным многофункциональным зонам — такие можно наблюдать на больших трассах федерального значения, — рассказал Игорь Горожанин. — Основные причины — низкая интенсивность и высокая стоимость полноценного объекта, обустроенного в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями. То есть крупный бизнес не хочет заходить в нишу дорожного сервиса из-за низкой рентабельности, а малый — не может из-за высоких затрат на обустройство в соответствии с требованиями.
Комфорт — штука недешёвая
К примеру, одно из самых затратных по нормативным требованиям — это обустройство переходно-скоростной полосы.
— Ориентировочная цена в настоящее время где-то порядка 50 миллионов, — сообщил Игорь Горожанин. — Все понимают, что таких средств у малого бизнеса просто нет. Напомню, что еще в 2014 году была предложена концепция по развитию дорожного сервиса на региональных трассах, порядок которого заключался в следующем: определяются земельные участки, осуществляется их оформление. В соответствии с проектно-сметной документацией обустраивается переход на скоростные полосы, освещение, дорожная разметка, то есть все то, что предусмотрено требованиями. Обустраивается сама площадка, наносится покрытие. И главное — это то, что обустройство уже заложено в проектно-сметной документации для всех желающих, которые готовы инвестировать, но уже на взаимовыгодных условиях для государства и бизнеса. То есть предпринимателю говорят: вот, есть площадка, к ней уже подведены все коммуникации, к которым ты можешь подключиться. Тебе только нужно присоединить свой земельный участок и при этом предусмотреть в своем проекте необходимые требования к объектам дорожного сервиса, а также ты должен будешь обеспечить оказание качественных услуг. К сожалению, на сегодня эта концепция заморожена по причине нехватки финансирования. Но при этом она остается актуальной, так как свободно интегрируется с федеральной концепцией развития дорожного хозяйства и является вполне осуществимым проектом.
Правильная повестка — правильные посылы
Один из перевозчиков нашего региона, «Нафтратранс плюс», работающий по всей России, отметил, что со стороны инвестора в строительстве придорожного сервиса АЗС порядка двух лет уходит на поиск согласования участков и где-то семь-восемь месяцев — на стройку.
— Мне, как инвестору со стороны государства, хотелось бы видеть такую структуру: заходишь на сайт, например Автодора, и видишь участки, которые уже готовы — с подключениями, с проектными решениями. И проектные решения должны быть жесткие, — отметил представитель компании Игорь Головня. — Не то, что я взял участок — и хочу строю, хочу не строю. Там должно быть жесткое проектное решение вплоть до дверных ручек.
Председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Законодательного собрания Новосибирской области Валерий Ильенко согласился с тем, что ситуация с придорожным сервисом по региону в основном «ничего нет от слова совсем, только остановки в районных центрах».
— Поэтому я, как председатель комитета, говорю: будем работать с ТУАДом и минтрансом, если нужно, законодательно готовы к этому, — подчеркнул парламентарий. — В ближайшее время проведем отдельное заседание комитета на эту тему, проанализируем. Правильная повестка — правильные посылы.