Что такое или кто такие «спящие» ресурсы
Предприятия испытывают дефицит кадров, но люди с ОВЗ на работу не спешат. Почему?
Минтруда региона проводит большую работу по вовлечению инвалидов в трудовую деятельность: за пять месяцев нынешнего года было трудоустроено более 800 человек. Тем не менее часть квотированных рабочих мест по-прежнему остается незанятой.
О том, что сегодня практически все отрасли экономики испытывают жесточайший дефицит рабочих рук, наверное, не писал лишь ленивый. И это относится не только к Новосибирской области — подобные проблемы есть практически во всех российских регионах. Работодатели сегодня буквально гоняются за каждым потенциальным сотрудником.
Кто наиболее востребован
— Сегодня, когда в регионе на 45 тысяч вакансий приходится семь тысяч зарегистрированных безработных, работодателям поневоле приходится рассматривать возможность привлечения дополнительных трудовых ресурсов, — отмечает начальник управления занятости населения министерства труда и социального развития региона Ольга Лаврова. — В то же время в области проживает 61,7 тысячи людей с инвалидностью в трудоспособном возрасте, из них работает 21 тысяча человек. Мы используем различные способы вовлечения этих людей в трудовую деятельность. Например, они проходят обучение и переподготовку в рамках нацпроекта «Демография» и государственной программы «Содействие занятости населения Новосибирской области».
Как рассказала Ольга Лаврова, более трех тысяч работодателей региона создали квотируемые рабочие места для людей с инвалидностью. Таких мест больше десяти тысяч, и на них трудоустроены 9300 граждан. С начала 2024 года через центры занятости населения трудоустроено 814 человек, из них 169 — на квотируемые рабочие места. Наиболее востребованные профессии для людей с ограниченными возможностями здоровья — это бухгалтер, грузчик, дворник, диспетчер, кладовщик, медицинская сестра, подсобный рабочий. Не менее востребованы секретари, сторожа, уборщики служебных помещений, укладчики-упаковщики.
Трудоустройство с сопровождением
Люди с инвалидностью могут также принять участие в программе субсидированного найма. Средства субсидии, полученные работодателем, могут быть направлены как на увеличение заработной платы работников, так и на компенсацию затрат сотрудника на аренду жилья или иные выплаты. В текущем году мерой поддержки уже воспользовались пять работодателей, которые трудоустроили 11 инвалидов.
— Важным направлением нашей работы является организация сопровождаемого трудоустройства людей с инвалидностью, — рассказывает Ольга Лаврова. — Люди с ограниченными возможностями здоровья, обращающиеся за содействием в трудоустройстве в центры занятости, имеют возможность выбора исполнителя государственной услуги — самого центра занятости или общественной организации инвалидов. Гражданину выдается социальный сертификат на оказание индивидуальной помощи при содействии занятости и ускорение его профессиональной адаптации на рабочем месте. Планируется, что в 2024 году получателями социальных сертификатов станут 70 инвалидов. Успешно реализовано уже 24 социальных сертификата.
Работать невыгодно?
Однако, несмотря на все усилия регионального минтруда и общественников, далеко не все люди с ограниченными возможностями спешат устраиваться на работу. Причиной тому, по мнению председателя областной организации Всероссийского общества инвалидов Игоря Галл-Савальского, является элементарная арифметика: как ни парадоксально это звучит, но работать людям с ограниченными возможностями зачастую попросту невыгодно.
— Как известно, люди с инвалидностью получают пенсии. Но если человек официально трудоустроен, то эта пенсия не индексируется, — подчеркивает Игорь Галл-Савальский. — Поясню на примере. Если такой человек выходит на работу, то в среднем его ежемесячный доход снижается на 8,5 тысячи рублей. У кого-то больше, у кого-то меньше, но примерно так. На это можно возразить, что, мол, зарплатой это компенсируется. Но не стоит забывать, что сотруднику с инвалидностью необходимо добраться до работы, а значит, оплатить проезд, и пообедать на рабочем месте — это дополнительные расходы. А зарплаты у инвалидов чаще всего низкие, так как зачастую эти люди оканчивают спецшколы и трудовые навыки минимальны.
Кроме того, с точки зрения Игоря Галл-Савальского, не стоит забывать, что расходы у людей с ограниченными возможностями выше, хотя бы потому, что им постоянно нужно приобретать лекарства и средства реабилитации. Поэтому ни в коем случае нельзя ставить получение инвалидом мер государственной поддержки в зависимость от того, работает он или нет. Понятно, что подобные решения надо принимать на федеральном уровне, но, если эту ситуацию «расшить», то люди с ограниченными возможностями сами начнут искать работу.
По мнению Игоря Галл-Савальского, успешному трудоустройству людей с инвалидностью также мешают устоявшиеся стереотипы, которые имеются у обеих заинтересованных сторон. Например, многие инвалиды считают, что, если они устроятся на работу, с них снимут группу. Это не соответствует действительности. А некоторые работодатели полагают, что если они примут такого сотрудника на работу, то будут связаны с ним на веки вечные — мол, уволить его или, скажем, наложить взыскание невозможно. Это не так.
Варианты для «ментальников»
— К нам часто обращаются работодатели, готовые принять к себе людей с инвалидностью, но всем требуются разнорабочие, — отмечает руководитель Новосибирской межрегиональной общественной организации инвалидов «Ассоциация «Интеграция» Ирина Фёдорова. — А у нас есть юристы, филологи, инженеры, программисты. Нужно решение на уровне Российской Федерации, чтобы преодолеть этот барьер.
Ирина Фёдорова высоко оценивает проект регионального минтруда по сопровождению трудоустройства инвалидов. Помимо того, что помощники из числа специалистов министерства или общественников облегчают человеку с ограниченными возможностями коммуникацию с потенциальным работодателем и адаптацию на новом рабочем месте, они еще и работают с его ближайшим окружением, то есть с семьей. А если семья поддерживает, то человек с инвалидностью обязательно будет работать: сознание того, что он сам себя содержит, а порой и помогает членам своей семьи материально, дорогого стоит. При этом Ирина Фёдорова особо подчеркивает, что программа сопровождаемого трудоустройства дает возможность устроиться на работу не только людям с физическими недостатками, но и тем, у кого есть ментальные нарушения. Просто для этого надо создать условия.
Конечно, бывает и так, что человек с инвалидностью, несмотря на всестороннюю помощь, все равно никак не может устроиться на работу. И, по мнению руководителя «Ассоциации «Интеграция», главная причина этого — несформированная трудовая дисциплина. Выходом тут может стать система тренировочных рабочих мест, когда для инвалида специально разрабатывают программу по развитию его навыков. Естественно, при поддержке государства.
Участников СВО берут охотнее
Как это ни печально, сегодня ряды людей с инвалидностью пополняют участники специальной военной операции. По словам Игоря Галл-Савальского, их трудоустраивают точно так же, как и других людей с ограниченными возможностями — система отработана, и, как правило, особых проблем не возникает.
— Специфика трудоустройства таких сотрудников состоит в том, что бизнес гораздо охотнее берет их на работу, — отмечает Игорь Галл-Савальский. — Более того, к нам обращаются новые работодатели, например Союз охранных предприятий. К нам обратились 16 участников СВО, 15 из них уже трудоустроено, еще один находится на испытательном сроке. Да и сами участники спецоперации, несмотря на полученную инвалидность, стремятся работать — этим они хотят помочь тем, кто сейчас на фронте.