USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Районы — в новом статусе

Инна ВОЛОШИНА
Что лучше — район или ок­руг? Вопрос непростой. Чтобы решить его, между первым и вторым чтением законопроектов проведут депутатские слушания. Фото: Андрей Заржецкий
Что лучше — район или ок­руг? Вопрос непростой. Чтобы решить его, между первым и вторым чтением законопроектов проведут депутатские слушания. Фото: Андрей Заржецкий

Сессия Заксобрания одобрила объединение муниципальных образований трёх районов в округа

По мнению парламентариев, это поможет лучше решать управленческие вопросы и более эффективно использовать бюджетные средства. Но между первым и вторым чтением законопроектов решено провести парламентские слушания, чтобы максимально учесть все возможные подвод­ные камни.

Вопрос этот обсуждается уже давно. Если коротко, то суть его в том, что теперь населенными пунктами будут управлять централизованно, а сельсоветы перейдут в ранг структурных подразделений муниципального округа. «Пилотными» стали три района — Карасукский, Маслянинский и Татарский.

О пользе объединения

О том, что такое объединение необходимо, не раз говорили на заседаниях комитетов регионального парламента. Заслушивая отчеты областной контрольно-счетной палаты, депутаты приходили к выводу, что многие нарушения на местах допускаются не по злому умыслу, а просто по незнанию: ну нет в селах специалистов, обладающих необходимыми компетенциями, и взять их негде. С другой стороны, если передать управление на уровень района, смогут ли местные власти работать достаточно эффективно? Вопрос непростой и неоднозначный.

При этом подобные примеры есть: уже много лет назад систему здравоохранения Новосибирска передали в ведение региона — и ничего, мир не рухнул. Наоборот, по мнению многих жителей сибирского мегаполиса, порядка в наших поликлиниках и больницах стало больше, хотя до идеала, конечно, еще очень далеко.

Несмотря на то, что вопрос объединения муниципальных образований, входящих в состав трех районов, в муниципальные округа активно обсуждался в депутатской среде, в том числе на заседании комитета по государственной политике Законодательного собрания региона, дискуссия на сессии оказалась достаточно бурной. Прозвучали мнения как за, так и против.

«Не все могут решать проблемы»

Первым перед депутатами выступил председатель совета депутатов Карасукского района Юрий Объедко, который поневоле принял на себя основной удар, объясняя, почему район необходимо преобразовать в муниципальный округ.

— Сегодня в состав Карасукского района входят 11 сельских поселений и один город. Но не все муниципальные поселения района, в первую очередь из-за низкой бюджетной обеспеченности, могут положительно решать возникающие проблемы, — рассказал Юрий Объедко. — Особенно это касается вопросов жилищно-коммунального хозяйства. В итоге, в том числе по просьбе глав сельсоветов, было решено передать полномочия по ЖКХ, культуре, спорту, ведению бухгалтерского учета, содержанию внутрипоселковых дорог из сельских поселений на уровень района. А после того как в 2012 году появилась возможность объединить администрации района и районного центра, была ликвидирована администрация городского поселения, ее полномочия перешли на уровень администрации Карасукского района. Кроме того, основная доля муниципального имущества, размещенного на территории поселений, в настоящее время находится на балансе района.

Председатель Совета депутатов Карасукского района особо подчеркнул, что большой проблемой сегодня является подбор кадров. И это касается не только специалистов — глав сельсоветов порой очень непросто найти, что, конечно, не может не сказаться на управляемости и оперативности принятия решений. По мнению Юрия Объедко, объединение поселений в округ будет способствовать консолидации и более эффективному использованию бюджетных средств. При этом администрации поселений никуда не денутся — они станут структурными подразделениями муниципального округа. Все льготы и специальные тарифы для сельских жителей будут сохранены.

За и против

В поддержку предлагаемых законопроектов выступил депутат Заксобрания Александр Щербак. По его словам, поскольку это пилотные проекты, они, естественно, нуждаются в настройке и доработке.

— Но при этом я убежден, что массовое внедрение подобных практик не за горами, — подчеркнул парламентарий. — Тем более что эти три района являются флагманскими в масштабах региона в отношении развития экономики. Также надо учесть, что большинство поселений являются дотационными, следовательно, реальных решений принимать не могут и де-факто и так управляются из района.

А вот депутат Роман Яковлев высказал иное мнение: с точки зрения парламентария, если не будет депутатов сельских советов, значит, не будет и должного контроля.

— Для меня самый основной показатель — это мнение людей, — отметил Роман Яковлев. — Я бы не сказал, что в Карасукском районе, несмотря на все предшествующие преобразования, кардинально что-то изменилось в сфере управления. А показатели по рождаемости и численности населения, к большому сожалению, падают, несмотря на те преобразования, которые уже были сделаны. Поэтому я и ранее высказывал свое достаточно скептическое отношение к реализации данных идей.

Инициатива идёт от людей

Первый заместитель председателя Законодательного собрания региона Андрей Панфёров заметил, что рождаемость на селе падает не от того, район это или округ, а совсем по другим причинам.

— Все три района, которые сегодня выступают с данными инициативами, — это те районы, которые имеют сильных глав, сильных председателей и сильный, достаточно уверенный депутатский корпус, — констатировал первый вице-спикер регионального парламента. — Никто районы не принуждает. Эта инициатива идет, прежде всего, с тех территорий, о которых мы говорим. И на мой взгляд, необходимо поддержать это решение, потому как это не эксперимент — это как раз поиск правильного пути, к которому мы в определенное время придем.

Свою позицию по данному вопросу высказал депутат Яков Новосёлов. Парламентарий отметил, что он родился и вырос в Маслянинском районе и убежден, что далеко не всегда, ломая старое, можно получить хороший эффект.

— Лишая людей возможности участвовать даже не в политической, а по большому счету в хозяйственной дея­тельности своих небольших образований, мы немного пригладим политические вопросы, но, с другой стороны, это будет способствовать, на мой взгляд, потере реальной управляемости, — заметил парламентарий.

Зампредседателя регионального парламента Владимир Карпов рассказал, что предлагаемые к рассмотрению законопроекты уже не раз вызывали горячие и содержательные дискуссии. Вице-спикер также обратил внимание на риски, которые, с его точки зрения, несет такое объединение, и призвал коллег максимально взвесить все плюсы и минусы.

«Всё надо отточить до мелочей»

Тем не менее после обсуждения депутаты большинством голосов поддержали предлагаемые законопроекты.

— Я двумя руками за то, чтобы эти районы пошли на такие преобразования, — прокомментировал решение коллег председатель Законодательного собрания региона Андрей Шимкив. — За это надо сказать большое спасибо их главам, которые взвалили на себя такой груз ответственности. К сожалению, мы пришли к тому, что просто не можем найти депутатов в сельские советы — неважно, от какой партии. Я согласен с тем, что говорили депутаты: надо все отточить до мелочей. Но тем не менее, чем быстрее все районы области перейдут на такую форму управления, тем лучше.

Свое мнение по данному вопросу высказал и губернатор Новосибирской области Андрей Травников.

— Я бы отметил, что в данном вопросе Новосибирская область далеко не передовик: есть субъекты Российской Федерации, которые уже полностью перешли на муниципальные округа. Мы же решили учитывать желания жителей территорий, которые готовы к этому и видят в этом выгоду. Таких районов у нас три. А те районы, которые не готовы к этому, мы не будем подталкивать, — подытожил глава региона.