Ошибка концедента
Не исключено, что концессии на строительство школ и поликлиник будут расторгнуты
На что стоит тратить областные деньги и кому следует уже все-таки отказать в финансировании, обсуждали на заседании комитетов Законодательного собрания Новосибирской области.
Некоторые депутаты сразу же предложили внести очень серьезные поправки.
Увеличить доходы
Проект закона «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» представил на заседании комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам заместитель председателя правительства – министр финансов и налоговой политики региона Виталий Голубенко.
По его словам, законопроект преследует цели отрегулировать финансовые итоги 2023 года, для того чтобы можно было работать дальше — без оглядки на незаконченные задачи предыдущего периода, с новыми темами и новыми вызовами.
— Наши задачи — это урегулировать перешедшие обязательства по бюджету прошлого года, оплата которых в 2023-м была невозможна в связи с проблемами поставщиков и подрядчиков, — начал министр. — Далее, конечно, отрегулировать потребность в средствах на меры социальной поддержки. Формировать финансовые резервы на очередное повышение заработной платы, отрегулировать ассигнование на реализацию инфраструктурных проектов в соответствии с решениями Федеральной правительственной комиссии по региональному развитию. Уточнить ассигнования Дорожного фонда, исходя из требований бюджетного кодекса Российской Федерации. И шестая задача содержит в себе позиции наших профильных министерств, то есть где нужно усилить ассигнование в связи с возникновением дополнительной работы или удорожания, где, соответственно, исходя из реальных прогнозов по выполнению, можно что-то сдвинуть «вправо». В основном это касается объектов, где сроки ввода обозначены у нас исходя из планов стройки, то есть 2025 годом.
В целом доходы планируется увеличить на 5,1 миллиарда рублей, расходы — на 12,268 миллиарда рублей с увеличением дефицита бюджета до 49,5 миллиарда рублей. По объемам увеличиваются в 2024 году, например, меры социальной поддержки граждан — участников специальной военной операции, членов их семей.
Исключить концессионные соглашения
Депутат Вячеслав Илюхин также напомнил собравшимся, что в бюджете есть изменения, связанные с увеличением бюджетных средств, предусмотренных на концессионные соглашения.
— Предлагаю их исключить, — отрезал парламентарий. — У нас ни поликлиники, ни школы, ни инфекционная больница — ничего до сих пор не построено. А мы только и делаем, что каждый год добавляем деньги на эти статьи. Я предлагаю из бюджета эти деньги исключить. Поправку подам ко второму чтению. Вообще, концессия подразумевает, что, когда у нас денег нет, кто-то пришел, свои деньги вложил. А здесь получается, что мы еще должны деньги вкладывать. И это называем концессией. Это никакая не концессия, это какая-то непонятная, мутная схема. Поэтому предлагаю еще раз: я подам поправку об исключении этих денежных средств из бюджета вообще.
Дмитрий Козловский согласился с мнением Вячеслава Илюхина.
— По инфекционной больнице у нас на конец года уже запланирована выплата в пять миллиардов рублей, а инфекционка еще не сдана, — отметил парламентарий. — Это первое. Второе: запланированы концессионные выплаты по поликлиникам, а 16-я поликлиника на улице Райсовета даже не начала строиться. По школам: на улице Спортивной школу вообще разбирают. Сначала фундамент заложили, а сейчас там краны это все разбирают.
Зачем финансирование, если школ нет?
Обсуждение темы концессионных соглашений в рамках вносимых в главный финансовый документ региона поправок было продолжено на заседании бюджетного комитета Законодательного собрания. Животрепещущий вопрос подняла зампредседателя регионального парламента Ирина Диденко.
— Мы снова предусматриваем увеличение средств на концессии на 2024 год, я полагаю, что с учетом переноса невостребованных средств в 2023 году, — констатировала вице-спикер. — Есть ли вообще необходимость их планировать на нынешний год, с учетом того, что сроки сдачи объектов переносятся все дальше? Возьмем школы. Динамика отчетов по их строительству составляет от десяти до 20 процентов по каждой школе, и так на протяжении девяти месяцев. Так есть ли необходимость предусматривать финансирование, в том числе на содержание школ, которое, судя по всему, не наступит?
Минимизировать риски
На вопрос Ирины Диденко ответил первый заместитель председателя правительства региона Владимир Знатков. Его ответ сразу внес ясность в больной вопрос, хотя и прозвучал для многих достаточно неожиданно.
— Вполне вероятно, мы придем к пониманию необходимости расторжения концессий, — сообщил первый зампред. — Так вот, для того чтобы потом не иметь рисков в судах, мы по условиям соглашений должны иметь эти деньги в бюджете. Они не будут востребованы — мы это сегодня понимаем. Но с точки зрения формализации процессов и исключения рисков эти деньги в бюджет должны быть включены.
Владимира Знаткова поддержал председатель Законодательного собрания региона Андрей Шимкив.
— Понятно, что деньги в бюджет надо ставить, чтобы не было проблем в судах, — отметил спикер регионального парламента. — Но все-таки я предлагаю компромиссный вариант. Когда будет возврат средств в резервный фонд, нужно, чтобы это прошло через комитет.
Виталий Голубенко подтвердил, что автоматического возвращения средств в резервный фонд не будет — это решение обязательно будет проведено через сессию Законодательного собрания. То есть заложенные в бюджете на концессии деньги в песок не уйдут.
«Должна быть работа над ошибками»
Ирина Диденко предложила детально проработать вопрос, чтобы в случае расторжения концессий партнеры не смогли воспользоваться этими деньгами. Владимир Знатков согласился с этим предложением.
Итоги дискуссии подвел председатель бюджетного комитета Законодательного собрания Фёдор Николаев. По его словам, заявление Владимира Знаткова о предстоящем расторжении концессионных соглашений было ожидаемым.
— На самом деле, не первый год уже мы об этом говорим: если что-то не получается, давайте хотя бы частично пересматривать условия по концессионным соглашениям и, возможно, отказываться от части их, — отметил Фёдор Николаев. — Сегодня мы услышали, что правительство региона детально рассматривает этот вопрос. О каких соглашениях речь? Прежде всего, это соглашения о государственно-частном партнерстве по строительству семи поликлиник и концессии по строительству шести школ. Поправками перенесены остатки по нашему так называемому инвестиционному фонду, куда входят проекты государственного частного партнерства, в связи с неосвоением средств в прошлом году. Фактически деньги перенесли с 2023-го на 2024 год. Для чего это необходимо было сделать? Для того, чтобы концессионные соглашения, которые действуют, были подтверждены финансированием. С одной стороны, мы понимаем, что по ним идет сегодня катастрофическое неисполнение. С другой стороны, мы не можем частному партнеру дать какие-то шансы, поэтому должны обеспечить эти соглашения финансированием. Далее, очевидно, должна быть работа над ошибками, и мы ее проведем.