USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Ошибка концедента

Светлана ФРОЛОВА, Инна ВОЛОШИНА
Так выглядит сегодня стройплощадка школы по улице Спортивной, ввод которой запланирован на нынешний год. Согласно данным, размещенным на сайте регионального минобра, готовность объекта составляет 18 процентов. Фото: minobr.nso.ru
Так выглядит сегодня стройплощадка школы по улице Спортивной, ввод которой запланирован на нынешний год. Согласно данным, размещенным на сайте регионального минобра, готовность объекта составляет 18 процентов. Фото: minobr.nso.ru

Не исключено, что концессии на строительство школ и поликлиник будут расторгнуты

На что стоит тратить областные деньги и кому следует уже все-таки отказать в финансировании, обсуждали на заседании комитетов Законодательного собрания Новосибирской области.

Некоторые депутаты сразу же предложили внести очень серьезные поправки.

Увеличить доходы

Проект закона «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» представил на заседании комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам заместитель председателя правительства – министр финансов и налоговой политики региона Виталий Голубенко.

По его словам, законопроект преследует цели отрегулировать финансовые итоги 2023 года, для того чтобы можно было работать дальше — без оглядки на незаконченные задачи предыдущего периода, с новыми темами и новыми вызовами.

— Наши задачи — это урегулировать перешедшие обязательства по бюджету прошлого года, оплата которых в 2023-м была невозможна в связи с проблемами поставщиков и подрядчиков, — начал министр. — Далее, конечно, отрегулировать потребность в средствах на меры социальной поддержки. Формировать финансовые резервы на очередное повышение заработной платы, отрегулировать ассигнование на реализацию инфраструктурных проектов в соответствии с решениями Федеральной правительственной комиссии по региональному развитию. Уточнить ассигнования Дорожного фонда, исходя из требований бюджетного кодекса Российской Федерации. И шестая задача содержит в себе позиции наших профильных министерств, то есть где нужно усилить ассигнование в связи с возникновением дополнительной работы или удорожания, где, соответственно, исходя из реальных прогнозов по выполнению, можно что-то сдвинуть «вправо». В основном это касается объектов, где сроки ввода обозначены у нас исходя из планов стройки, то есть 2025 годом.

В целом доходы планируется увеличить на 5,1 миллиарда руб­лей, расходы — на 12,268 миллиарда рублей с увеличением дефицита бюджета до 49,5 миллиарда рублей. По объемам увеличиваются в 2024 году, например, меры социальной поддержки граждан — участников специальной военной операции, членов их семей.

Исключить концессионные соглашения

Депутат Вячеслав Илюхин также напомнил собравшимся, что в бюджете есть изменения, связанные с увеличением бюджетных средств, предусмотренных на концессионные соглашения.

— Предлагаю их исключить, — отрезал парламентарий. — У нас ни поликлиники, ни школы, ни инфекционная больница — ничего до сих пор не построено. А мы только и делаем, что каждый год добавляем деньги на эти статьи. Я предлагаю из бюджета эти деньги исключить. Поправку подам ко второму чтению. Вообще, концессия подразумевает, что, когда у нас денег нет, кто-то пришел, свои деньги вложил. А здесь получается, что мы еще должны деньги вкладывать. И это называем концессией. Это никакая не концессия, это какая-то непонятная, мутная схема. Поэтому предлагаю еще раз: я подам поправку об исключении этих денежных средств из бюджета вообще.

Дмитрий Козловский согласился с мнением Вячеслава Илюхина.

— По инфекционной больнице у нас на конец года уже запланирована выплата в пять миллиардов рублей, а инфекционка еще не сдана, — отметил парламентарий. — Это первое. Второе: запланированы концессионные выплаты по поликлиникам, а 16-я поликлиника на улице Райсовета даже не начала строиться. По школам: на улице Спортивной школу вообще разбирают. Сначала фундамент заложили, а сейчас там краны это все разбирают.

Зачем финансирование, если школ нет?

Обсуждение темы концессионных соглашений в рамках вносимых в главный финансовый документ региона поправок было продолжено на заседании бюджетного комитета Законодательного собрания. Животрепещущий вопрос подняла зампредседателя регионального парламента Ирина Диденко.

— Мы снова предусматриваем увеличение средств на концессии на 2024 год, я полагаю, что с учетом переноса невостребованных средств в 2023 году, — констатировала вице-спикер. — Есть ли вообще необходимость их планировать на нынешний год, с учетом того, что сроки сдачи объектов переносятся все дальше? Возьмем школы. Динамика отчетов по их строительству составляет от десяти до 20 процентов по каждой школе, и так на протяжении девяти месяцев. Так есть ли необходимость предусматривать финансирование, в том числе на содержание школ, которое, судя по всему, не наступит?

Минимизировать риски

На вопрос Ирины Диденко ответил первый заместитель председателя правительства региона Владимир Знатков. Его ответ сразу внес ясность в больной вопрос, хотя и прозвучал для многих достаточно неожиданно.

— Вполне вероятно, мы придем к пониманию необходимости расторжения концессий, — сообщил первый зампред. — Так вот, для того чтобы потом не иметь рисков в судах, мы по условиям соглашений должны иметь эти деньги в бюджете. Они не будут востребованы — мы это сегодня понимаем. Но с точки зрения формализации процессов и исключения рисков эти деньги в бюджет должны быть включены.

Владимира Знаткова поддержал председатель Законодательного собрания региона Андрей Шимкив.

— Понятно, что деньги в бюджет надо ставить, чтобы не было проблем в судах, — отметил спикер регионального парламента. — Но все-таки я предлагаю компромиссный вариант. Когда будет возврат средств в резервный фонд, нужно, чтобы это прошло через комитет.

Виталий Голубенко подтвердил, что автоматического возвращения средств в резервный фонд не будет — это решение обязательно будет проведено через сессию Законодательного собрания. То есть заложенные в бюджете на концессии деньги в песок не уйдут.

«Должна быть работа над ошибками»

Ирина Диденко предложила детально проработать вопрос, чтобы в случае расторжения концессий партнеры не смогли воспользоваться этими деньгами. Владимир Знатков согласился с этим предложением.

Итоги дискуссии подвел председатель бюджетного комитета Законодательного собрания Фёдор Николаев. По его словам, заявление Владимира Знаткова о предстоящем расторжении концессионных соглашений было ожидаемым.

— На самом деле, не первый год уже мы об этом говорим: если что-то не получается, давайте хотя бы частично пересматривать условия по концессионным соглашениям и, возможно, отказываться от части их, — отметил Фёдор Николаев. — Сегодня мы услышали, что правительство региона детально рассматривает этот вопрос. О каких соглашениях речь? Прежде всего, это соглашения о государственно-частном партнерстве по строительству семи поликлиник и концессии по строительству шести школ. Поправками перенесены остатки по нашему так называемому инвестиционному фонду, куда входят проекты государственного частного партнерства, в связи с неосвоением средств в прошлом году. Фактически деньги перенесли с 2023-го на 2024 год. Для чего это необходимо было сделать? Для того, чтобы концессионные соглашения, которые действуют, были подтверждены финансированием. С одной стороны, мы понимаем, что по ним идет сегодня катастрофическое неисполнение. С другой стороны, мы не можем частному партнеру дать какие-то шансы, поэтому должны обес­печить эти соглашения финансированием. Далее, очевидно, должна быть работа над ошибками, и мы ее проведем.