USD 102.5761 EUR 107.4252
 

О тонкостях бюджетного процесса: чего лучше меньше, да лучше

Инна ВОЛОШИНА
Депутаты проголосовали за продолжение работы над совершенствованием бюджетного законодательства. Фото: Андрей Заржецкий
Депутаты проголосовали за продолжение работы над совершенствованием бюджетного законодательства. Фото: Андрей Заржецкий

Муниципалитетам не хватает управленческих компетенций, что в результате влечёт большое количество поправок в главном финансовом документе региона

Нарушений в исполнении бюджета стало меньше, но они по-прежнему есть, и причиной тому — острая нехватка грамотных специалистов. Возможно, выходом станет создание муниципальных округов.

На очередном заседании бюджетного комитета Заксобрания депутаты заслушали отчет Контрольно-счетной палаты региона о результатах проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований Баганского, Сузунского и Черепановского районов за 2022 год. С ним парламентариев ознакомил аудитор Контрольно-счетной палаты Сергей Мартынов.

Повысить доходность можно, но…

По словам аудитора, высокодотационными муниципальными образованиями считаются те, в которых безвозмездные поступления составляют более половины доходов бюджета.

— Количество различных нарушений при исполнении бюджетов, по сравнению с прошлыми годами, постепенно снижается, — отмечает Сергей Мартынов. — Но при этом в сельских поселениях по-прежнему нет финансовых сотрудников, которые могли бы выполнять эту работу в соответствии с требованиями, установленными законодательством. Нами отмечены нарушения при проведении закупок, ведении отчетности. Кроме того, меры, способные хотя бы незначительно, но повысить доходность местных бюджетов, не реализуются: устанавливаются слишком низкие ставки местных налогов, небольшая оплата труда, помещения, принадлежащие сельским советам, не сдаются в аренду и так далее.

Аудитор КСП привел несколько примеров типичных нарушений, относящихся к перераспределению полномочий между районами и сельскими поселениями. Например, с 2018 года сельские библиотеки финансируются за счет районов. Но в Баганском районе они по-прежнему существуют за счет местных бюджетов, и из бюджета района деньги не возмещаются. С 2017 года организация водоснабжения отнесена к вопросам местного значения, но в двух поселениях Баганского района соглашения о передаче этих полномочий поселениям до сих пор не заключены.

Кто должен финансировать?

Сохраняется ситуация, когда расходы на содержание учреждений культуры финансируются из разных бюджетов. Так, в Баганском и Черепановском районах оплата труда персонала осуществляется за счет районных бюджетов. В Сузунском районе поселения за свой счет организуют площадки для накопления твердых коммунальных отходов, но региональный оператор выво­зит мусор только из Сузуна, а из других населенных пунктов — нет. Из-за этого образуются несанкционированные свалки.

— Кадровый потенциал местных поселений недостаточен, чтобы выполнять требования законодательства. Выход — в организации муниципальных округов, благо закон предоставляет такую возможность, — делает вывод Сергей Мартынов. — Этот процесс уже пошел: округа планируют создать в трех районах области.

Районные нюансы

Председатель бюджетного комитета Заксобрания региона Фёдор Николаев поинтересовался, что еще можно сделать для улучшения бюджетного процесса на местах.

009-07-02_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

— Подобные нарушения наблюдаются практически в каждом районе, — комментирует отчет КСП заместитель председателя правительства — министр финансов и налоговой политики региона Виталий Голубенко. — Главная проблема — дефицит профессиональных кадров. Мы стараемся ее решать путем централизации, внедрения информационных систем, проводим методологическую работу. Но в итоге получается так: где мы успеваем перехватить ситуацию, там все в порядке, где нет — там нет.

По словам Виталия Голубенко, региональный минфин наладил систему быстрого обмена информацией с Контрольно-счетной палатой, что дает возможность максимально оперативно реагировать на выявленные нарушения.

— Кроме того, мы внедрили и обкатали на областном уровне информационную систему «Web-исполнение», — сообщил глава министерства. — Но дело в том, что в каждом районе сегодня есть свои нюансы в управлении бюджетом. Сначала нужно изучить их, проанализировать, обучить местных сотрудников, а потом только внедрять «Web-исполнение». Во всяком случае, мы можем дать инструмент, чтобы обезопасить себя от возможных ошибок на муниципальном уровне.

«Чтобы бюджет был качественней»

Отметим, что работа над совершенствованием бюджетного процесса ведется постоянно, и не только на муниципальном и районном, но и на региональном уровне. Бюджетный комитет Заксобрания во втором чтении рассмотрел изменения в закон «О бюджетном процессе».

— Мы обсудили поправки на рабочей группе. Основное — это положение, касающееся утверждения в первом чтении параметров областного бюджета с возможностью их пересмотра во втором чтении только в случае изменения представляемых федеральных межбюджетных трансфертов, — отмечает Фёдор Николаев. — Наличие данной нормы направлено на гармонизацию бюджетного процесса, укрепление дисциплины основных его участников. В таблицу поправок включены также поправки комитета по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения, касающиеся порядка рассмотрения в Законодательном собрании проекта бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования. Остальные поправки носят редакционный технический характер.

Члены бюджетного комитета единогласно проголосовали за решение рекомендовать очередной сессии регионального парламента принять законопроект «О внесении изменений в закон Новосибирской области «О бюджетном процессе в Новосибирской области» во втором чтении с учетом таблицы поправок.

009-07-04_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

— Конечно, работа над законопроектом будет продолжена, — подчеркивает председатель бюджетного комитета Заксобрания. — Остается вторая группа вопросов, когда между первым и вторым чтением у нас кардинально меняется бюджет и идет очень много поправок, помимо дотации и поступлений из федерального бюджета, — уточнения обязательств по разного рода программам и по различным распорядителям бюджетных средств. Время до осени и до работы над новым бюджетом еще есть, и мы в марте начнем рабочую группу, где будем урегулировать эти вопросы, чтобы снизить количество поправок между первым и вторым чтением. Конечная задача — чтобы бюджет был качественнее, продуманнее с учетом конечного потребителя. А конечный потребитель — это жители нашей Новосибирской области, для улучшения жизни которых и реализуются программы, финансируемые из бюджета.

Контрольно-счётная палата «подрастёт»

Члены бюджетного комитета регионального парламента рассмотрели вопрос об увеличении штатной численности Контрольно-счетной палаты Новосибирской области. По словам председателя КСП региона Елены Гончаровой, сегодня в штате 42 человека, планируется нанять еще двух специалистов. Они будут заниматься вопросами проектирования и строительства.

— Бюджет региона постоянно растет, строим мы много, специалистов не хватает, но вакансий свободных нет, — подчеркивает Елена Гончарова. — На 2024 год запланировано строительство служебного жилья, жилья для детей-сирот, различных социальных и культурных объектов, ремонт и строительство дорог, реализация инвестиционных проектов. Соответственно, количество работы, в том числе и различных проверок, которые мы проводим по поручению депутатов Законодательного собрания, тоже увеличится.

Как рассказала председатель региональной КСП, на увеличение штатной численности палаты потребуется миллион 800 тысяч рублей в год. Парламентарии согласились с доводами Елены Гончаровой и поддержали данное предложение.