Андрей Травников: «Если потребуется финансирование, мы на это готовы, лишь бы был результат в условиях дефицита кадров»
Да здравствует УПК! Старшее и среднее поколение наших читателей отлично знают, что это такое: учебно-производственный комбинат, где раз в неделю школьники осваивали азы различных профессий — от швейного или строительного дела до оператора ЭВМ. Напрасно забытый практикум в регионе намерены возродить. И уже есть пилотные проекты.
Спикеры итоговой коллегии минпромторга, в частности губернатор Новосибирской области Андрей Травников, поделились своим видением решения кадровых вопросов в промышленности. Если коротко, нужно в кратчайшие сроки повышать производительность труда и воспитывать кадры «прицельно», в том числе с помощью таких инструментов, как учебно-производственный комбинат (УПК).
Спектр инструментов
Главным драйвером роста промышленного производства региона, согласно отчету, предоставленному на коллегии, все также являются обрабатывающие производства — это более 80 процентов отгруженных товаров, работ, услуг.
Глава отраслевого министерства Андрей Гончаров отметил работу промышленных организаций ОПК, которые в разы увеличили выпуск продукции для специальной военной операции: АО «Катод», АО «Новосибирский приборостроительный завод», АО «Новосибирский завод искусственного волокна», ООО «Вега-Абсолют», АО «Новосибирский завод радиодеталей «Оксид», АО НЗПП «Восток», АО «Новосибирский патронный завод», АО «Новосибирский механический завод «Искра», ОАО «Корпорация — Новосибирский завод Электросигнал».
Однако, как известно, перед новосибирской промышленностью остро стоит проблема нехватки кадров. «И в ближайшие годы ситуация не изменится, будет только сложнее», — напомнил губернатор.
Фото: Андрей Заржецкий
— Приток молодых специалистов отстает от количества рабочих мест, которые мы создаем, — отметил Андрей Травников. — Первый способ решения этой проблемы — повышение производительности труда. У нас есть действенный инструмент — одноименный национальный проект, надо дополнять его нашими региональными инструментами. Если потребуется финансирование, мы на это готовы, лишь бы был результат в условиях дефицита кадров. Третья задача — участие в подготовке кадров для своих предприятий и производств не только через привычное взаимодействие с вузами и колледжами, но и через создание негосударственных обучающих центров, центров переобучения. В случае, если они будут рассчитаны не только на потребность одного предприятия, а на целую отрасль, со стороны правительства области такие проекты будут поддержаны.
Начинать работать нужно с детства
Одной из кузниц кадров в нашем регионе является Новосибирский государственный технический университет.
— Говоря о подготовке, мы, естественно, пользуемся теми технологиями, которые, с нашей точки зрения, являются прагматичными — это в первую очередь ранняя профессиональная ориентация, — отметил на коллегии руководитель технического университета Анатолий Батаев. — Я, кстати, хочу сказать, что ранее в Советском Союзе были замечательные кружковые движения со специальным оборудованием — судомоделизм, радиотехника и так далее. Так вот, мне кажется, что сейчас те возможности, которые есть у детей, многократно превосходят то, что было раньше. У нас в НГТУ есть «Дом научных коллабораций», в котором почти 500 детей занимаются техническим творчеством, детский технопарк «Кванториум». Эти структуры созданы совместно с правительством Новосибирской области.
Фото: Андрей Заржецкий
Ректор подчеркнул, что в НГТУ стараются проводить образовательный процесс на основе реальных проектов.
— Потому что это, пожалуй, самый эффективный способ получения технического образования, — объяснил он. — Мы активно взаимодействуем с нашими партнерами, начиная с целевого приема и завершая трудоустройством выпускников. Например, мы готовим научные кадры для СКИФа (Сибирский кольцевой источник фотонов, строящийся в Кольцово, — прим. ред.) — наш университет совместно с НГУ должен подготовить примерно 300 инженеров и специалистов для проведения исследований на этом источнике. Еще один пример взаимодействия с предприятием — это авиационный кластер, который создан в Новосибирской области. Начиная со школы и завершая предприятием, мы готовим специалистов разного уровня для Новосибирского авиационного завода им. В.П. Чкалова. Также очень большое значение для нас имеет целевое обучение специалистов для предприятий региона: общее количество договоров по целевому обучению сегодня составляет 767. Хотя мы понимаем, что должно быть в два-три раза больше как минимум. В 2023 году было заключено 248 таких договоров.
Ресурс исчерпан
Андрей Коротаев, генеральный директор ООО «Новосибирсксельмаш», также подтвердил, что кадровый дефицит уже не может решаться «переманиванием» специалистов, как это было ранее.
— Одно время было определенное количество безработных, которых мы могли привлечь. Сейчас этот ресурс исчерпан. И мы можем получать кадры, только сильно заранее озаботившись этой проблемой, думая о детях, которых мы будем профориентировать, — сообщил Андрей Коротаев. — Причем, что немаловажно, в этой ситуации для детей нет возможности проиграть. Даже если ты пришел, попробовал профессию и понял, что она тебе не подходит, это тоже хороший вариант: не нужно терять дальше время в колледже и вузе, а можно заниматься какой-то другой специальностью. Наше образование на сегодняшний день страдает от того, что мы слишком много теории вкладываем детям, но не даем практику, то есть у ребенка нет возможности потрогать железо, взять напильник в руки, поработать на токарном или фрезерном станке, сшить что-то своими руками. А УПК — учебно-производственный комбинат — как раз и предлагает детям это сделать.
Фото: Андрей Заржецкий
Андрей Коротаев рассказал о совместном проекте со школой, который проводился силами работников предприятия. Два выпуска проекта, напоминающего по своей форме советский УПК, уже с успехом прошли в минувшем году. А на третий выпуск к нему подключились уже и предприятия легкой промышленности. Идея «возродить УПК» зародилась в министерстве промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области и с его активным участием продвигается уже полтора года.
— Мы делали этот проект простым, — сообщил выступающий. — В моем детстве дело обстояло так: в школе один день всегда был выделен на учебно-производственный комбинат. Мы ходили на завод, переодевались в робу. У нас были наставники и небольшое время на теорию, когда нам объясняли, как работать. И потом мы уже занимались в цехе с настоящими рабочими и настоящими деталями. И это ощущение детское от завода — как от чего-то большого, движущегося, могучего, — оно со мной по жизни. И я считаю, что возрождение этой программы должно стать чем-то важным для России. Так давайте пробовать у себя, в Новосибирской области! Чтобы подготовка специалистов вышла на новый уровень, мы предлагаем попробовать это у себя и затем вывести уже на всю страну. Директор школы, с которым мы сотрудничали, сказал нам, что дети и их родители после нашего проекта звонили и писали ему, чтобы записать детей уже на третий поток. То есть отзывы у всех положительные: ребят буквально приходилось из цеха выгонять. Надеюсь, и дальше этот интерес не угаснет: треугольник, когда мы школу завязываем с колледжем и дальше — с предприятием, — это очень успешный опыт. Считаю, что его необходимо тиражировать.