Движение с уважением, или Как поставить водителям голову на место, где ей положено быть?
Большая часть ДТП происходит из-за несоблюдения очерёдности проезда перекрёстков
За прошлый год в регионе резко выросло количество аварий на дорогах, причем 60 процентов из них произошло в Новосибирске. Смертность и травматизм тоже выросли.
Статистика неумолима. Ежегодно государство вкладывает миллиарды в ремонт и реконструкцию дорог, их обустройство, увеличивает штрафы за нарушение правил, а воз, как говорится, и ныне там. Не надо быть великим экспертом, чтобы понять связь между ростом аварийности и ростом количества авто, увеличением трафика и откровенно наплевательским отношением водителей к правилам дорожного движения. Причем в таких масштабах, что это кажется неправдоподобным. Или чувство безнаказанности уже просто вытеснило из мозга осознанность действий? Не говоря про ответственность за рулем авто, между прочим, серьезного и довольно опасного средства в руках вылетевшего за пределы разума индивида.
Проблему постоянно обсуждают в органах власти. Количество камер растет, штрафами наказывают — их размеры даже предлагается увеличить...
Печальные цифры
— В прошлом году на дорогах области произошло 2662 дорожно-транспортных происшествия, что на 22 процента больше, чем в 2022 году, — рассказал заместитель начальника управления ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Андрей Кузнецов. — В результате ДТП 281 человек погиб, что на 10 процентов больше, чем в 2022 году. Еще 3300 человек получили ранения, по этому показателю рост также составил 20 процентов. Выросло и количество аварий с участием иностранных водителей — в прошлом году их было 148, что на восемь процентов больше, чем в 2023 году.
Скриншот tass.ru
К сожалению, по ДТП с участием детей статистика столь же печальна. В прошлом году произошло 418 дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, в которых 11 детей погибло и 451 получили травмы. Причем, по словам Андрея Кузнецова, из 11 погибших детей шестеро не находились в специальных креслах и не были пристегнуты ремнями безопасности.
Замначальника областного управления ГИБДД рассказал о характере прошлогодних аварий, большая часть из которых — это столкновения автомобилей и наезды на пешеходов. Печальное первенство среди общего количества ДТП держит несоблюдение очередности проезда перекрестков — 20 процентов. На втором месте — нарушение правил при проезде пешеходных переходов, 16 процентов. Далее следует езда в пьяном виде, а также проезд не на тот сигнал светофора.
Больше машин — больше аварий
— Из общего количества аварий, зафиксированных в 2023 году по Новосибирской области, 78 процентов произошли в городах и населенных пунктах, в том числе 60 процентов — в городе Новосибирске, — сообщил заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства региона Игорь Миллер. — В связи с этим в ближайший период будет акцентировано внимание на комплексном выполнении дорожно-строительных работ, с учетом необходимости проведения работ по обустройству элементами дороги: тротуарами, освещением, остановками общественного транспорта, светофорными объектами и так далее.
Скриншот tass.ru
Говоря о причинах роста смертности на дорогах области в прошлом году, замглавы регионального минтранса сделал упор на постоянном росте количества автомобилей. Что, в принципе, логично: больше машин — больше аварий. Сегодня в регионе зарегистрировано примерно миллион 300 тысяч авто, с 2019 года рост составил 422 тысячи, то есть более чем на треть. Кроме того, за последние два года изменилась логистика: если раньше ехали в основном на запад, то теперь — на восток. Новые маршруты — это всегда сложности и риск. Туристический поток по сравнению с пандемийными годами тоже увеличился. Все это в комплексе, с точки зрения чиновника, и дало столь резкий рост аварийности.
Январь обрадовал?
По словам Игоря Миллера, для достижения необходимых показателей с 2019 года при правительстве региона функционирует еженедельная рабочая группа на базе Госавтоинспекции, где участвуют все владельцы дорог, минтранс, минобразования, минздрав, общественные организации, депутаты Законодательного собрания.
— На этих рабочих совещаниях еженедельно рассматриваются все ДТП с погибшими и пострадавшими за неделю, и по результатам рассмотрения этих ДТП принимается коллегиальное решение о выработке определенных инженерных мероприятий, которые в дальнейшем реализуются, — рассказал замминистра. — Кроме того, на комиссии по безопасности дорожного движения Новосибирской области, возглавляемой губернатором Андреем Травниковым, принимаются соответствующие поручения в целях снижения смертности на дорогах общего пользования. Должен сказать, что эти усилия приносят определенные плоды. Так, например, количество дорожно-транспортных происшествий за январь нынешнего года на 20 процентов меньше, чем за тот же период 2023 года.
Общественники тоже в деле
Общественники тоже вносят свой вклад в работу по снижению аварийности на дорогах. Наверное, каждый замечал достаточно активную социальную рекламу — баннеры с симпатичными мимами, призывающими к движению с уважением. По словам председателя правления Новосибирской областной общественной организации «Форпост» Ирины Морозовой, уже не первый год общественники совместно с региональным минтрансом и Госавтоинспекцией реализуют проект «Код безопасности», работают с водителями, пешеходами, педагогами, детьми.
Скриншот tass.ru
— Причем мы каждый раз меняем тематику нашей работы, — сообщила Ирина Мороз. — В январе, например, у нас была акция «Выпил — не садись за руль», что особенно актуально в новогодние праздники. Сейчас, в феврале, акцентируем внимание на правильном проезде перекрестков, в сентябре привлекаем внимание водителей к детям на дорогах и так далее. В своей работе мы используем различные медиа, например размещаем наши баннеры в лифтах, на автозаправочных станциях, в метрополитене. Постоянно работаем «в поле» — встречаемся со школьниками, учителями. До начала летнего сезона планируем провести встречу с теми, кто использует средства индивидуальной мобильности, скажем самокаты. Их водители тоже участники движения, и если они будут соблюдать правила, это также приведет к снижению аварийности.
Ну а у самокатчиков, складывается впечатление, через одного отсутствуют не просто понятия о ПДД, но и сама голова, в которой эти самые ПДД могли бы уместиться. Впрочем, хаотичности передвижения ездуны на двух колесах учатся на наглядных примерах, у своих четырехколесных «коллег», по принципу «нам так нельзя, а им можно?»...