На что потратить неиспользованные деньги?
Вот как бывает: деньги есть, а использовать их по назначению не успели в срок. Парламент региона предлагает направить эти «просроченные» финансовые ресурсы на дороги, обеспечение безопасности дорожного движения и решение локальных задач в районах области.
Депутаты комитета Законодательного собрания по транспортной, промышленной и информационной политике на минувшей неделе обсуждали вместе с членами областного правительства вопрос исполнения доходов и расходов дорожного фонда Новосибирской области. Дан и прогноз по дорожному фонду на текущий период.
Как сообщил исполняющий обязанности министра транспорта и дорожного хозяйства Игорь Миллер, в 2023 году доходы дорожного фонда Новосибирской области исполнены в размере 31 миллиарда 734,8 миллиона рублей, что составляет 101,1 процента плановых назначений.
— Фактические же расходы составили 29 миллиардов 264 миллиона рублей, или 93,3 процента плановых назначений, — уточнил Игорь Миллер. — Неиспользованный остаток бюджетных ассигнований по итогам 2023 года — два миллиарда 116 миллионов рублей. В частности, остаток по госпрограмме «Безопасность дорожного движения» — 594 миллиона рублей, по госпрограмме «Развитие автомобильных дорог» — один миллиард 326 миллионов.
Как отметил чиновник, реализация средств дорожного фонда в 2023 году позволила провести работы на 583,8 километра автодорог, в том числе 343,6 километра — областные и 242 километра — местного значения.
— На предоставление субсидий местным бюджетам в отношении дорог местного значения в 2023 году было выделено восемь миллиардов 102,6 миллиона рублей, в том числе Новосибирску — четыре миллиарда 685 миллионов. Фактически исполнение составило 99,6 процента плановых назначений, — сообщил и. о. министра.
В 2024 году дорожный фонд запланирован в размере 30 миллиардов 69 миллионов рублей. На строительство и реконструкцию объектов регионального и межмуниципального значения — более 3,6 миллиарда; ремонт автодорог — почти 8,5 миллиарда, содержание трасс — более семи миллиардов. Субсидии местным бюджетам в совокупности — более 6,9 миллиарда, в том числе Новосибирску — 4,7 миллиарда.
На доклад чиновника председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Валерий Ильенко ответил одной емкой фразой: «Ну так хочу получить от вас ответ на вопрос: «Кто виноват и что делать?». В чем же причина неисполнения расходной части бюджета? Заместитель министра объяснил это так.
— Неисполнение связано с невыполнением рядом подрядных организаций своих обязательств по строительству, — уточнил Игорь Миллер. — Это, например, «Спецтрансстрой», который сорвал объекты. Достаточно много не выполнено проектных работ проектировщиками. За неисполнение обязательств по контракту ко всем подрядным организациям применяются штрафные санкции вплоть до дальнейшего расторжения в одностороннем порядке через УФАС. Есть ряд свободных лимитов, которые не успели законтрактовать по причине невыхода на объекты. Весь этот переходящий остаток мы направляем на осуществление дорожной деятельности и в течение первого квартала будем рассматривать объекты, куда эти средства будут направлены.
Кстати, недавно к списку подрядчиков, не выполнивших обязательства, добавился и Ростелеком, который сорвал контракт по автоматическим пунктам весогабаритного контроля, а также шесть контрактов по проектированию.
Болезненную тему поднял депутат Александр Барсуков: есть вопросы, которые не решаются много лет из-за отсутствия средств. Он предложил направить освободившиеся деньги на замену аварийных водопропускных труб на школьных маршрутах в районах, а также на строительство тротуаров в райцентрах.
— Очень уж долго решается этот вопрос, — сказал парламентарий. — Предлагаю собрать средства на эти цели. И еще: раньше работали в кредиторку. Сейчас уже несколько лет подряд — больше четырех лет — средства остаются. Мы все время говорим об этом, может, как-то менять подход? Может быть, стоит подумать над изменением подходов к планированию? Поэтому я хочу обратить ваше внимание и, имея дополнительные источники на эти цели, все же предусмотреть финансирование.
Как уточнил Игорь Миллер, благодаря изменению классификации работ, разобраться со строительством тротуаров будет проще.
— Если раньше тротуары и замену водопропускных труб выполняли в рамках работ по реконструкции и строительству, сейчас эти работы включаются в строительство и ремонт. Это значительно сокращает сроки разработки проектно-сметной документации, упрощает само ПСД. И сейчас уже в планах защиты дорожно-строительных работ по районам везде включаем устройство этих тротуаров. Это касается и капитального ремонта, замены водопропускных труб. Мы во всех районах проводим защиты с главами администраций, с депутатами Законодательного собрания. И везде прописываем план работы на трехлетку.
Весьма актуальный вопрос
Заместитель председателя комитета Елена Тырина внезапно сдвинула центр внимания депутатов на коммунальную инфраструктуру Новосибирска.
— Вы меня поправьте, если я не права, — сказала она. — Но сейчас ряд коммунальных аварий произошел в левобережье. Устранение этих аварий влечет нарушение дорожного полотна, насколько я понимаю. Предусмотрено ли планами на 2024 год подконтрольное качественное восстановление нарушенного дорожного полотна? Обычно ответственность эта лежит на подрядчике, который полотно и нарушил. А подрядчики эти не всегда компетентны, субподрядчиков привлекают на эти цели. Хотелось бы, чтобы деньги в необходимом объеме на восстановление этих улиц города Новосибирска были предусмотрены. А еще чтобы было особое качество у этих дорог, чтобы нам не приходилось потом повторно к этому вопросу обращаться. Чтобы дороги не проседали, например. Чтобы не образовывалась калейность.
По словам и. о. начальника департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска Олеси Богомазовой, средства на это не предусмотрены. Потому что вся ответственность ляжет на плечи СГК — виновника порыва. Они будут восстанавливать дороги за свой счет. А контролировать качество работ будет в том числе и лаборатория муниципального казенного учреждения «Управление дорожного строительства». Так что этот вопрос на контроле.
Год профицита
В заключение заместитель председателя комитета Сергей Титков напомнил коллегам, что профицит областного бюджета 2022 года составил 1,7 миллиарда рублей, а по объектам министерства строительства и транспорта есть большие остатки неизрасходованных средств.
— В июне мы будем рассматривать закон об исполнении бюджета 2023 года, — отметил парламентарий. — Напомню, что три года тому назад, когда мы также рассматривали исполнение бюджета, было озвучено, что имеются большие остатки неиспользованных средств. Тогда эта цифра была 1,7 миллиарда рублей. И все удивились: а как же так, при той ситуации, которая сложилась в Новосибирской области, у нас не использованы такие средства? Я так понимаю, что в июне 2024 года у нас еще больше будет изумление. Потому что 2,4 миллиарда будет озвучено неиспользованных средств. Это работа, прежде всего, министерства и правительства. Два года назад образовавшаяся экономия была перераспределена муниципальным образованиям, у которых есть проекты. Поступает информация, что некоторые муниципальные образования уже заключают контракты, вышли на аукционы. Предложение: экономию вновь перераспределить в марте месяце по муниципальным образованиям.
РЕЗЮМЕ
Валерий Ильенко, председатель комитета Законодательного собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике:
— По нашим справкам, во всех муниципальных образованиях есть ПСД. Муниципалы научились работать, справляются с ремонтом лучше ТУАДа. Нас беспокоит, что большая сумма — два миллиарда 400 миллионов рублей — не освоена. Мы понимаем, почему это произошло: почти 400 миллионов — сверхплановые доходы, плюс вопросы, связанные с изменением нормативных документов. Но есть, видимо, и административная недоработка. Эти деньги никуда не делись, они перешли на 2024 год. В марте поправками в бюджет эти средства будут перераспределены муниципальным образованиям, на сельские территории и, конечно же, в город Новосибирск. И те вопросы, которые связаны с безопасностью на дорогах, нас тоже очень волнуют.