На «макушке» холода
Самый трудный поставарийный случай левобережья — один из первых домов на «картофельном поле»
Дом 3А на проспекте Карла Маркса, возведенный на географической «макушке» левой части мегаполиса, где в первой половине XX века выращивали картошку, оказался «полюсом» самой громкой за всю историю областного центра коммунальной истории.
В региональном оперативном штабе по ликвидации аварии, созданном в правительстве области по поручению губернатора Андрея Травникова, этот случай на контроле. Жильцы уже давали показания в прокуратуре — как известно, дело по поводу отключений было возбуждено сразу после первого порыва на теплотрассе 11 января. Большая часть жилья уже подключена к теплу, стояки, хоть и с растяжкой по времени, удалось запустить, отрегулировать температуру в жилье. По сути, посреди зимы заново начался отопительный сезон. Но не везде.
Губернатор Андрей Травников поручил главам районных комиссий обойти пострадавшие в результате коммунальной аварии домовладения и составить акты по ущербу, нанесенному общедомовому и личному имуществу граждан. Работа проводится по настоящий момент.
Мы отправились в точку, где нехорошо, — в дом № 3А. Немецкий философ и автор «Капитала», наверное, нашел бы свое объяснение сложившимся обстоятельствам. Мы же ждем результатов расследований, которые ведут параллельно областной штаб, ресурсоснабжающая организация, то есть СГК, и, конечно, следственные органы. Пока суд... точнее, до него еще не дошло, пока по делу.
Жильцы четырехподъездной кирпичной пятиэтажки 1958 года постройки третью неделю не могут нагреть свои квартиры даже с помощью обогревателей. Дом частично запущен, но в нем, как мина замедленного действия, из последних сил функционирует магистральная труба — в первом подъезде ее сжимает в объятиях хомут. Если его сорвет, как сказал местный слесарь, хлынет фонтан кипятка и система может опять перемерзнуть. Причем сам же слесарь дал этому хомуту сроку сутки, то есть до пятницы, 26 января. Хомут еще дюжит. И жители дежурят рядом по часам, ожидая прихода специалистов.
На экскурсии по местам коммунальной «славы» нас сопровождает самоотверженный житель дома Дмитрий Карташов. Мы попали на объект как раз в момент его дежурства.
Температура опускалась ниже нуля
Нормального тепла в квартирах нет с 11 января. Первый раз дом попытались запустить 14 января. Выяснилось, что вся система отопления перемерзла из-за наличия в ней воды. Трубы начали рваться на крыше, в подъездах и квартирах. Последствия коммунального коллапса очевидны уже на входе в подъезды. Чтобы добраться до труб, специалистам пришлось вскрывать подпол в квартирах — подвала в доме нет. В подъездах сыро, раскурочены и отрезаны от общей системы теплоснабжения радиаторы. Такая же картина и в нескольких квартирах. Заходим к Дмитрию Анатольевичу в его двушку.
— У нас полопались батареи и в малой комнате, — рассказывает наш собеседник. — Я в квартире оставался на ночь, спать было невозможно — восемь градусов тепла с включенным обогревателем. Позже выяснилось, что батареи были заполнены льдом.
Вторая попытка запустить систему отопления — 20 января. Напомним, региональный штаб ввел режим ЧС, в помощь местной «управляшке» были мобилизованы специалисты из других муниципалитетов. Бригада на Маркса, 3А приехала из Барышево. Как ни старались отогреть трубы горелками, не смогли. Тогда возникли и неполадки с электричеством: включенные во всех квартирах обогреватели перегрузили сеть, свет пропадал стабильно два раза в течение дня, что мешало работе сварщиков, рассказывает Дмитрий: «В эти морозные дни в квартире температура опускалась ниже нуля, по крайней мере так показывал прибор (на снимке — прим. авт.)». Самое интересное, выяснилось, что «УК «Служба заказчика ЖКХ Ленинского района» в это время уже... отчиталась, что тепло по указанному адресу восстановлено», — об этом Дмитрий Карташов узнал 22 января в прокуратуре, куда его вызвали.
Температуру ниже нуля фиксировали жители квартир на улице Карла Маркса, 3А. Фото: Дмитрий Карташов
Надзорные ведомства взяли ситуацию на контроль, в злополучном доме началась активная деятельность. Пять дней подряд слесари и сварщики МУП «Энергия» и УК «Советская» меняли друг друга на объекте, пытаясь отогреть систему, а в итоге переварили заново ее большую часть. Увы, и сегодня часть стояков остаются холодными. В подъездах же от системы теплоснабжения батареи отрезаны. На крыше, куда мы поднялись вместе с жильцом, отрезаны и заглушены трубы полотенцесушителей.
— В настоящее время, на 29 января, у нас незапущенными остаются несколько стояков и угол с торца дома, где постоянно бежит вода, — рассказывает Дмитрий, пока мы вместе стоим и ждем обещанных слесарей от УК.
Чтобы добраться до аварийных труб, по всему дому вскрыли полы. Отрезок на снимке «фонтанирует» уже несколько дней. Фото: Алёна Коврова
Подъехала машина со сварочным оборудованием. Постояли и уехали. В квартире у нашего собеседника плюс 13 градусов. Еле теплыми стали две батареи. Остальные отрезаны. Государственная жилищная инспекция по адресу была, но, зафиксировав +10 °С при включенных обогревателях, даже не составила акт. В управляющей компании, по словам Дмитрия, пообещали прийти зафиксировать нарушения теплового режима через... пару недель.
Минимальные шаги
Все время борьбы за свое замерзающее имущество жители дома активно помогали всем прибывающим слесарям. Дмитрий фактически выполнял работу представителя своей управляющей компании, встречая на входе рабочих, рассказывая им о проблеме и проделанной до них работе. Вместе они исследовали проблемные участки и отогревали их.
— Самое страшное в этой ситуации то, что в течение всего периода ЧП было полное отсутствие информации: нигде, куда я обращался, не называли ни сроков, ни ответственных, — отмечает Дмитрий. — Авария показала, что не разработаны какие-либо маршрутные листы или информационные справки. Куда ни звонишь, никто не знает, что делать.
Алгоритмы взаимодействия с системой пришлось вырабатывать буквально на ходу. Дмитрий Карташов, профессиональный юрист, «дежурил на трубе» между заседаниями в суде. Ему еще и юмора хватает шутить: за время коммунальной аварии переквалифицировался и в слесаря, и в электрика. Даже составил план действий, который может пригодиться другим.
Фото: Алёна Коврова
— К минимальным шагам в данной ситуации нужно отнести составление актов о повреждении имущества, — уточняет Дмитрий. — Для этого необходимо присутствие представителя УК как ответственной организации. В его отсутствие необходимо осуществлять фото- и видеофиксацию всех повреждений в присутствии свидетелей, например соседей. Полученные данные далее можно использовать в суде. Ущерб, нанесенный имуществу, должна возмещать управляющая компания.
— Несмотря на это, они должны были следить за домом и все контролировать, однако ничего не делали. Мы добьемся, чтобы УК понесла материальную ответственность, — комментирует Дмитрий Карташов.
Фото: Алёна Коврова
В день, когда мы встретились с Дмитрием, в региональном штабе по ликвидации аварий на коммунальных объектах Новосибирска состоялось заседание. Согласно оперативным докладам, в теплосетях левобережья параметры давления и температуры стабильные. Участники штаба совместно с представителями УК Ленинского района обсудили подготовку перерасчета за теплоснабжение и электроснабжение. А СГК, администрациям районов и УК было поручено вести разъяснительную работу с жителями по перерасчету. Известно, что на сегодня, 31 января, намечено заседание комиссии по расследованию причин аварий при региональном штабе.
Детали
На оперативном совещании в правительстве Новосибирской области глава региона подчеркнул, что региональный штаб по устранению последствий ЧС должен проконтролировать деятельность УК до решения вопросов по пересчету платы за теплоснабжение и компенсации ущерба. Андрей Травников отметил, что плата не должна взиматься за весь период отсутствия тепла и горячей воды.
На начало текущей недели заместитель губернатора Сергей Сёмка, курирующий вопросы ликвидации последствий аварии, сообщил, что все заявки, поступившие от жителей левого берега в период коммунальной аварии, и 72 заявки, поступившие после нее, отработаны. На данный момент с обращениями справляются местные аварийные бригады и сотрудники управляющих компаний.
Фото: Дмитрий Карташов
В мэрии не отрицают, что остались отдельные замечания по работе отопительных систем на лестничных площадках. В ЕДДС тем временем сообщают, что количество новых обращений по вопросам работы систем теплоснабжения в домах левобережья сокращается. По последним данным, в четверг, 25 января, их было 158, в воскресенье — 27, в понедельник (информация по вторнику на момент отправки номера в типографию 30 января еще не была опубликована на сайте мэрии — прим. авт.) — девять обращений по вопросам работ, проводимых на внутриквартальных тепловых сетях.
По поручению исполняющего обязанности мэра Новосибирска Олега Клемешова проводится обследование электросетей многоквартирных домов левобережья, проверено около 40 процентов МКД. «В связи с аварийной ситуацией на теплосетях, произошедшей на левом берегу, фиксировались перегрузки на электросетях, поручил организовать обход электриками этих домов и устранить имеющиеся недостатки», — подчеркнул и. о. мэра Новосибирска.
Замечания устраняются управляющими компаниями.
По информации новосибирских городских электрических сетей, в момент пикового потребления электроэнергии на левом берегу нагрузка превышала суточный максимум на 30 процентов. Сегодня можно сказать, что наружные сети справились, за этот период была проведена замена одного трансформатора на ул. Карла Маркса».