USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Кто заплатит за «дыры» в теплосети?

Светлана ФРОЛОВА
Новосибирцы уже привыкли к постоянно разрытым дворам и дорогам. Фото: Андрей Заржецкий
Новосибирцы уже привыкли к постоянно разрытым дворам и дорогам. Фото: Андрей Заржецкий

Депутаты предложили вернуть деньги экс-министра и осуждённого миллиардера Абызова в Новосибирскую область

О том, как решить проблему изношенности новосибирских теплосетей (больше 70 процентов), а также кто за все это заплатит, говорили на заседании комитета Законодательного собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам.

Депутаты рассмотрели вопрос «Об итогах отнесения города Новосибирска, города Оби, города Куйбышева к ценовой зоне теплоснабжения».

Лежали сети тридцать лет и три года…

Директор Западно-Сибирского филиала ООО «Сибирская генерирующая компания» Игорь Лузанов напомнил депутатам, что шесть миллионов потребителей, то есть 36 процентов жителей Сибирского федерального округа, получают тепло от источников этого поставщика. Средний возраст сетей в Новосибирске — 33 года, в Куйбышеве — 48 лет.

— Напоми­наю, что в 2022 го­ду Новосибирск был постановлением Правительства Российской Федерации отнесен к особой ценовой зоне. Соответственно, стоимость тепловой энергии теперь определяется по соглашению сторон, — рассказал Игорь Лузанов. — Сделано это было с целью привлечения инвестиций в систему теплоснабжения. Новосибирск — первый город, который вошел в ценовую зону. Объем планируемых вложений на десять лет в рамках перехода в ценовую зону теплоснабжения составляет 19,2 миллиарда руб­лей. А также 5,9 миллиарда руб­лей теплоснабжаю­щая организация планирует вложить в рамках концессионного соглашения с муниципалитетом. В результате объем инвестиционной программы 2022–2023 годов составил 7,8 миллиарда рублей (с НДС), что позволило заменить в Новосибирске 27,8 километра теп­ловых сетей и провести модернизацию 61 центрального теплового пункта.

051-08-02_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

Что касается Куйбышева, где планируемые вложения на шесть лет в рамках перехода в ценовую зону теплоснабжения составляют 689 миллионов рублей (с НДС), то в 2023 году здесь заменили 320 метров теп­лосетей на улицах Промышленной и Молодежной. На 2024 год планы также уже сформированы и согласованы — СГК собирается вложить в замену теплосетей 3,6 миллиарда рублей. Это позволит заменить в Новосибирске более 34 километров теплосетей, в Куйбышеве 670 метров запланировано к перекладке.

— Итоги подводить рано — мы только второй год реализуем программу. Но кое-какие результаты есть, и я уверен, что это благотворно повлияет на систему теплоснабжения Новосибирска и Куйбышева, — подытожил свое выступление Игорь Лузанов.

Дефектов стало меньше, но как чинить — «подзабыли»

Начальник департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска Дмитрий Перязев также напомнил депутатам, как тяжело принималось решение о вхождении Новосибирска в ценовую зону.

— Мы понимали и другое — что долгое недоинвестирование этой отрасли могло сказаться полностью на надежности всей системы теплоснабжения города Новосибирска, — сообщил Дмитрий Перязев. — По факту решением Правительства Российской Федерации Новосибирск был отнесен к ценовой зоне в феврале 2022 года. С этого момента город стал жить немного в других условиях по теп­лу — у нас появились эти 2,9 процента инвестиционной составляющей в тарифе, которые не только СГК, а все наши ресурсоснабжающие организации, подписав соглашение об исполнении схемы теплоснабжения с мэрией города Новосибирска, начали претворять в жизнь.

Руководитель департамента подтвердил, что итоги подводить пока рано, но есть и чему порадоваться.

— В этом году, первый раз на моей памяти лет за пятнадцать, у нас произошло снижение количества дефектов на магистральных сетях на три процента, — сообщил Дмитрий Перязев. — Стоят аномальные морозы, бывают отключения, но в основном это квартальные сети с трубами малого диаметра, и аварии удается устранять в кратчайшие сроки. Очень правильное было решение по вхождению в ценовую зону. Были определены приоритеты, составлен так называемый светофор — все сети Новосибирска были поделены на три категории: «красные» — недопустимого состояния, «желтые» — удовлетворительного и «зеленые» — условно-хорошего состояния. Сейчас идут работы по замене «красных» зон. Что касается физического исполнения, в городе Новосибирске немного подзабыли, как работать с такими объемами по дорожным сетям. Подрядчики подрастерялись, поэтому пришлось искать их во всех регионах Российской Федерации. В общем, вспоминаем, как работать с такими объемами.

Как будто танки проехали

Во время обсуждения депутат Ашот Рафаелян усомнился в результативности перехода в ценовую зону теплоснабжения.

— Давать оценку, конечно, пока рано, но тем не менее как отзываются люди? — задал вопрос парламентарий. — Вот, скажем, на улице Революции в Новосибирске как раскапывали раз в три года на одном и том же месте, так и в этом октябре снова перекопали. Хочу еще раз спросить: не жалеете, что перешли в ценовую зону? Будут ли качественные изменения для населения в плане теплоснабжения?

051-08-03_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

Дмитрий Перязев ответил, что ни в коем случае не жалеет о таком шаге.

— Не жалеем, что вошли в ценовую зону. Такого большого объема ремонта теплосетей город Новосибирск не видел лет двадцать уже точно, — подчеркнул он.

Депутат Дмитрий Козловский отметил, что после ремонта теплосетей на его округе в Ленинском районе «как будто танк проехал»:

— Но благоустройство не сделано никак! Оставили после себя все в таком виде, будто танки проехали! — возмутился депутат. — И сейчас это большое неудобство для жителей. Наверное, по весне исправите. Но в целом я поддерживаю метод альтернативной котельной как единственный способ. Однако есть и еще один вопрос.

Парламентарий напомнил: в 2005 году в Новосибирске депутаты гордились тем, что у нас был самый низкий тариф на теплоснабжение в Сибирском федеральном округе.

— Те деньги, которые жители платили много лет, куда они делись? — подчеркнул депутат. — А в результате сети ушли в минус на 87 процентов, и сейчас мы все понемножку исправляем.

Когда разучились работать

Объемы теперь предстоит масштабная, но где взять кад­ры, чтобы все это сделать? Заместитель председателя комитета Вадим Агеенко обратил на это внимание собравшихся.

— Три года назад, когда все это обсуждалось, я задавал простой вопрос: вы все эти деньги «переварите», у вас хватит сил, энергии, бригад, специалистов? — напомнил Вадим Агеенко. — Деньги-то получили. Теперь в среднем около двух миллиардов в год вы должны осваивать. Но вы правильно говорите: осваивать-то некем. Теперь нужно кад­ры воспитывать, чтобы бригады у вас увеличивались. Раз уж СГК берется, вы должны людей привлекать, платить соответствующую зарплату этим людям, чтобы их было много. И квартиры, может, им давать. Тогда дело пойдет. И менять нужно не по пять, а по сто метров сразу. Тогда и жалоб будет меньше. Так что мыслить нужно по-крупному. Подходы нужно менять. Ведь средства у вас на это теперь есть.

Депутат Вячеслав Илюхин сообщил, что, оказывается, недавно с Михаила Абызова, экс-собственника «СИБЭКО», государство получило 20 миллиардов рублей.

— Я уже говорил на одном из комитетов: хотелось бы, чтобы деньги вернули тому, у кого их украли, — подчеркнул парламентарий. — А украли их у жителей Новосибирской области. Давайте обратимся к Михаилу Мишустину (Премьер-министр России — прим. авт.), чтобы деньги вернули нам, они же наши. В этом же есть логика. Что, боимся чего-то?

Комитет поручил проработать этот вопрос правовому департаменту Законодательного собрания Новосибирской области.