USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Куар-коды для сельского музея

Лариса Алфёрова, руководитель музея Казачемысской средней школы, Татарский район
Фото: www.s_kazach.tat.edu54.ru
Фото: www.s_kazach.tat.edu54.ru

«Школьный музей: перезагрузка» — такой проект разработали в 2022 году Совет ветеранов Татарского района и Казачемысская средняя школа. На его реализацию из областного бюджета Новосибирской области был выделен грант — почти 100 тысяч рублей.

Новая мебель и оргтехника теперь позволяют, сохраняя выставочное пространство, трансформировать его в образовательную площадку.

Казачий Мыс — одно из старейших поселений Татарского района. Со второй половины XVIII века его населяли люди разных национальностей. Время неумолимо стирает уникальные черты старинных сибирских поселений, но историю села, его славные и трагические страницы, уклад, культурное многообразие бережно хранит школьный музей.

Краеведческому музею села Казачий Мыс 45 лет. Цель его деятельности оставалась неизменной — воспитание всесторонне развитой личности, гражданина, патриота, бережно относящегося к традициям, культуре и истории своего народа.

Сегодня музей — это два зала общей площадью 94 квадратных метра, вмещающие свыше двух тысяч подлинных экспонатов, многие из которых уникальны.

Имеются экспозиции, рассказывающие об истории села, сельского храма, школы, о жителях села, ветеранах труда, об учителях и выпускниках школы. В 2020 году итогом многолетней поисковой работы стала Книга Памяти, увековечившая имена 450 земляков — участников Великой Отечественной войны, а сельский памятник воинам, погибшим в годы войны, пополнился 58 фамилиями. Все бережно сохраняется, пополняется и активно используется в экскурсионной, исследовательской, краеведческой работе.

Для своей проектной деятельности школьники часто выбирают краеведческие темы, на практике применяя знания, полученные в музее. Причем это дети разных возможностей: от интеллектуалов до школьников с особыми образовательными потребностями, а также учеников группы «риска». Для них это возможность проявить себя, пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя.

Тематика работ подразумевает обращение к семейным архивам и семейной памяти, что помогает не только успешно осуществлять поисковую деятельность, но и устанавливать прочную связь между поколениями.

Как пример можно привести проекты, выполненные нашими учениками:

— Зайцев Виктор изготовил бумажную модель танка Т-34, на котором в годы войны служил его прадед, параллельно Виктор проследил боевой путь прадеда, оцифровал его документы и передал это все музею;

— Вейде Антон с проектом «Берестяной туес» стал лауреатом региональной научно-практической конференции «Эврика» и финалистом Всероссийского конкурса «Моя малая родина»;

— Величко Ирина — лауреат «Золотой лиги Сибири» 2023 года, она изучила архивные документы и воссоздала историю школы в дореволюционный период;

— Золотухин Дмитрий разработал проект «QR-код — гид в школьном музее», модернизировал стенд «Древние животные Сибири». С помощью смартфона и программы для считывания куаркода (QR — латинские буквы, чаще всего употребляются в графическом обозначении — прим. ред.) теперь легко «оживить» и расширить представленную информацию;

— Бородина Евгения по опросам старожилов восстановила забытый рецепт холодца из рыбьей чешуи, разработала технологическую карту блюда и представила результаты исследования на школьной научно-практической конференции.

Значение краеведческой деятельности трудно переоценить. Пространство школьного музея — это уникальный социокультурный феномен, концентрирую­щий в себе не только память поколений, но и комплекс средств и методов передачи этой памяти подрастающему поколению.