USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Мера чистоты атмосферы из советского прошлого

Бензиновый двигатель выбрасывает в воздух от 0,7 до 0,8 г/см3, автомобиль, работающий на дизельном топливе, оставляет 0,8г/см3 (ecolife.ru). До 75 процентов свинца, окисей углеродов, азота загрязняют атмосферу, из них 40 процентов выпадает на почву, остальное остается в воздухе. Меньше вредных веществ выделяет автомобиль, едущий со скоростью от 40 до 80 км/ч. Сами понимаете, каким количеством адской смеси «одаривают» город заторы на дорогах. Фото: архив ИД «Советская Сибирь»
Бензиновый двигатель выбрасывает в воздух от 0,7 до 0,8 г/см3, автомобиль, работающий на дизельном топливе, оставляет 0,8г/см3 (ecolife.ru). До 75 процентов свинца, окисей углеродов, азота загрязняют атмосферу, из них 40 процентов выпадает на почву, остальное остается в воздухе. Меньше вредных веществ выделяет автомобиль, едущий со скоростью от 40 до 80 км/ч. Сами понимаете, каким количеством адской смеси «одаривают» город заторы на дорогах. Фото: архив ИД «Советская Сибирь»

Не пора ли в мегаполисе менять систему мониторинга загрязнения воздуха?

Немногие знают, но в Новосибирске еще с прошлого века действует система мониторинга загрязнения воздуха. По ощущениям, дышать в столице Сибири становится все тяжелее и неприятнее, особенно в период безветрия, тем более в часы пик. Но каких-либо документальных подтверждений ухудшения экологической обстановки... нет. Региональные парламентарии задались вопросом: а насколько эффективно ведется мониторинг?

С качеством контроля за состоянием атмосферы в областном центре решили разбираться депутаты Законодательного собрания региона на заседании профильной комиссии.

Вопрос о развитии системы наблюдений за загрязнением воздуха в городе Новосибирске уже не раз рассматривался на заседании профильной комиссии Законодательного собрания Новосибирской области. Дело в том, что, если верить показаниям действующей системы наблюдения, которая была создана еще при Советском Союзе, новосибирцы дышат чистым воздухом, то есть не то чтобы чистым в полном смысле, но в пределах нормы. Что само по себе вызывает скепсис.

044-06-02_M.jpg

Фото: Андрей ЗАРЖЕЦКИЙ

Проблема еще и в том, что все эти «удовлетворительные показания» не позволяют городу включиться в федеральную программу «Чистый воздух». Напомним, что с 1 сентября 2023 года в проект вошли 29 российских городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения. Для новых участников федерального проекта установлена цель — снижение выбросов опасных загрязняющих веществ в два раза к 2030 году.

Поэтому с системой наблюдения нужно срочно что-то решать, считают депутаты, которые, понятно, озвучивают чаяния своих избирателей, то есть в том числе и жителей мегаполиса. Но для начала нужно наконец выяснить, все ли в порядке с показаниями мониторинга. По этому поводу выступить на заседании комиссии пригласили главу Западно-Сибирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Алексея Крутовского.

Докладчик сразу напомнил, что для актуализации проблемы нужно сначала решить вполне себе бюрократический вопрос. Дело в том, что решением заседания комиссии Заксобрания по экологии еще в апреле 2023 года органам Гидрометцентра России и мэрии Новосибирска было рекомендовано ускорить процесс оформления земельных участков под действующими пунктами контроля качества атмосферного воздуха.

— Это первое необходимое условие для получения в будущем средств на модернизацию пунктов контроля, — уточнил Алексей Крутовский. — Земля под шестью из десяти постов требует оформления. По четырем постам уже согласованы новые места их размещения. По двум оставшимся земельным участкам, где еще не оформлена земля, в Советском районе на проспекте Лаврентьева и на Сухарной в Заельцовском районе, продолжается работа по согласованию мест размещения пунктов контроля.

044-06-03_M.jpg

Фото: Андрей ЗАРЖЕЦКИЙ

Сейчас отбор проб воздуха в Новосибирске ведется методом дискретных наблюдений, то есть выборочных проб, получаемых три раза в сутки. Один раз в сутки информация собирается и увозится на анализ. По словам Алексея Крутовского, система наблюдения хотя и работает, но уже устарела и необходимо переходить на непрерывный режим наблюдений. Но в этом случае модернизация десяти постов наблюдений обойдется в 250 миллионов рублей. Если же остаться на дискретном методе, стоимость модернизации составит 100 миллионов.

То есть, если говорить прямо, мониторинг не отвечает тем потребностям, которые город испытывает сегодня. И бороться за чистый воздух с привлечением федеральных инвестиций мы пока не можем, потому что — вот!

Возвращаясь к вопросу

Заместитель председателя комиссии Ярослав Фролов напомнил, что к этой теме депутаты вернулись именно потому, что вопрос: «Насколько эффективна действующая сейчас система наблюдений?» до сих пор не прояснился.

044-06-06_M.jpg

Фото: Андрей ЗАРЖЕЦКИЙ

— Я тоже исторический экскурс сделаю — по тем данным, которые предоставляли нам ваши коллеги и система в 1976 году. И эти посты формировались исходя из градостроительных планов, утвержденных в 1950–1960-х годах, исходя из тех промышленных предприятий, — за­явил депутат. — И прежде всего их задача была наблюдать именно за промышленными предприятия­ми, которые тогда работали в Новосибирске. За это время ситуация в городе изменилась с точностью до наоборот. Если в 1970-е город был наполнен промышленными предприятиями, то сейчас основной источник загрязняющих выбросов — автодорожная сеть, которая значительно изменилась за это время, а также частный сектор. По итогам пятилетних наблюдений в городе Новосибирске все замечательно, хотя по факту мы видим атмосферу, которая даже визуально не соответствует тому, что мы имеем в отчетах. Из-за того, что условия вхождения в программу «Чистый воздух» составлены так, что мы должны подтвердить все это длительностью наблюдения, мы в эту программу Новосибирск пока включить не можем.

Не очень чистый город

Главный эколог — начальник службы мониторинга окружающей среды Западно-Сибирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Любовь Синявская продолжает настаивать: если земельные участки не оформлены так, как надо, это не значит, что должны возникать вопросы и к достоверности наблюдений: оборудование проходит регулярные поверки, а все работы выполняются по нормативам.

Ощущение, что эколог не услышала, что говорит парламентарий, — она привела свои аргументы в пользу того, что Новосибирску не так уж и тяжело дышать. Однако в итоге согласилась с доводами об изменении структуры выбросов.

044-06-04_M.jpg

Фото: Андрей ЗАРЖЕЦКИЙ

— Сейчас у нас город не находится в категории очень чистых, он имеет повышенный фон загрязнений, но это зависит еще и от метеоусловий, — подчеркнула Любовь Синявская. — Наши посты оценивают наиболее загрязненные участки в зоне общего выброса от предприятий. Изменилась структура выбросов — появились, например, новые автомагистрали.

Эколог также признала, что сейчас городские автотрассы дают больше выбросов, чем промышленные предприятия. Также она уточнила, что в Новосибирске сегодня минимальное количество постов наблюдательной сети, нужно больше. Кроме того, необходимы новые приборы для анализа.

Ну, слава богу, разобрались. Будем надеяться, что система, застывшая на позициях — страшно сказать! — 50-летней давности придет в движение.

Парламент настаивает на ускорении

По словам депутата Игоря Умербаева, он внимательно прослушал доклад, и если исходить из него, «у нас все работает, все эффективно, денег не надо, ничего не надо».

044-06-05_M.jpg

Фото: Андрей ЗАРЖЕЦКИЙ

— Но я хоть и не технического образования человек, однако знаю, — подчеркнул законодатель, — что техника очень коварна: любое оборудование имеет свои предельные сроки службы, и менять его нужно заранее.

В своем содокладе начальник управления использования природных ресурсов министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области Евгений Стукалин добавил, что необходимо развивать территориальную сеть наблюдений за состоянием воздуха. По его словам, сейчас около двадцати субъектов РФ участвует в этих процессах, дополнительные посты наблюдений можно было бы разместить в Новосибирской агломерации и в Искитиме.

Депутат Денис Субботин обратил внимание на то, что городская сеть наблюдения должна расширяться, а отдельного штата экологов для наблюдений за воздухом в области нет, к тому же любые новые посты должны быть интегрированы в систему Росгидромета. Парламентарий предложил областному минприроды разработать регио­нальную программу по модернизации постов за счет областных и городских средств, а также получать финансирование по линии Росгидромета.

Комиссия Заксобрания по экологии рекомендовала мэрии Новосибирска и органам Росгидромета завершить оформление земельных участков под десятью постами наблюдений и зарезервировать участки под шесть новых постов. Депутаты регионального парламента считают необходимым, чтобы министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области сформировало дорожную карту территориальной системы наблюдений. Западно-Сибирскому управлению по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды предложено подать заявку на получение финансирования на модернизацию постов наблюдений по линии Росгидромета с учетом изменения ситуации в городе и области.

Ярослав Фролов убежден, что важнейшим итогом работы депутатов должно стать вхождение Новосибирска в федеральную программу «Чистый воздух».

МНЕНИЕ
По мнению Дениса Субботина, если Новосибирску все-таки удастся доказать, что в городе сложилась тяжелая обстановка с загрязнением воздуха, а один из основных виновников — новосибирский автотранспорт, это может стать весомым доводом для продолжения развития метро.