ДТП: «Ситуация критическая»
Почему на новосибирских дорогах число аварий, несмотря на инвестирование в безопасность, не только не уменьшается, а, наоборот, растёт — жертв почти 2,5 тысячи
В Новосибирской области зафиксирован рост числа дорожно-транспортных происшествий, причем погибших и пострадавших в столкновениях прибавляется год от года. Депутаты профильного комитета Заксобрания региона не первый раз будируют тему.
— Виден рост количества ДТП с погибшими, ранеными, — так начал заседание комитета областного парламента по транспортной, промышленной и информационной политике Валерий Ильенко. — Мы хотели бы попытаться разобраться, в чем можем оказать содействие, какие мероприятия реализовать, на что повлиять незамедлительно. Ни в коем случае не ищем крайнего. Мы хотим понять, что нам всем вместе сделать для преодоления сложившейся ситуации.
По словам начальника Управления дорожной инспекции ГУВД МВД по Новосибирской области Александра Бабенкова, сейчас в регионе действительно зафиксирован рост по дорожно-транспортным происшествиям на 20 процентов.
— Количество их составило 1860, погибло 200 человек, и получили ранения 2272, то есть на 15 процентов больше погибших, чем в прошлом году — тогда погибших было 173, — комментирует полицейский чиновник. — Показатель транспортного риска составил 1,62 при прогнозном значении 1,20. Одновременный рост количества ДТП, погибших и раненых в них зафиксирован в Карасукском, Колыванском, Куйбышевском, Новосибирском, Ордынском, Чулымском районах, а также в городах Оби и Бердске и в шести районах Новосибирска — Дзержинском, Калининском, Кировском, Первомайском и Советском. Увеличение числа погибших отмечается на территории Каргатского, Коченёвского, Кочковского, Купинского, Мошковского, Сузунского, Усть-Таркского, Черепановского районов. По местам происшествий: чаще всего, 60 процентов, ДТП фиксируют в Новосибирске — всего 1118 происшествий, в которых погибло 47 человек, это 23 процента от общего числа погибших. Восемь процентов забирают на себя федеральные автодороги — 151 происшествие, в которых погибло 26 процентов (52 человека — прим. авт.). И 12 процентов приходится на дороги регионального межмуниципального значения — 235 происшествий, в которых погибло 80 человек, это сорок процентов от всех погибших.
Рост всех трех показателей аварийности также зафиксирован на территории Барабинского, Чановского и Чулымского районов, а также города Бердска.
Потому что... сами виноваты
По словам Александра Бабенкова, наиболее распространенным видом ДТП остается столкновение транспортных средств — 44 процента и погибло в них на сегодня 144 человека. Второе место — это наезды на пешеходов.
— При этом хочу отметить, что основная доля наездов на пешеходов приходится на дороги города Новосибирска, Бердска и Новосибирского района, — комментирует Александр Бабенков.
Третий по значимости вид происшествий — это съезды с автодорог, которых зафиксировано 131.
— Конечно же, в ДТП большей частью виновен сам водитель — в 85 процентах случаев, — комментирует Александр Бабенков. — Основные причины трагедий — несоблюдение водителями очередности проезда перекрестков, нарушение правил проезда пешеходного перехода, выезд на полосу встречного движения. Причем тяжесть последствий от выезда на полосу встречного движения у нас на первом месте.
В качестве положительной тенденции начальник УГИБДД обозначил снижение количества ДТП с участием водителей, находящихся в нетрезвом состоянии. Однако статистика была бы неполной без нетрезвых водителей Бердска, Болотнинского, Венгеровского, Карасукского, Куйбышевского, Маслянинского, Мошковского, Сузунского, Убинского, Чулымского районов — вот они как раз себе, к сожалению, не изменяют.
И еще одна ложка дегтя: хотя количество происшествий с участием автобусов снижается, число погибших в таких происшествиях, наоборот, растет. Кроме того, в ДТП в этом году погибло девять детей, тогда как в прошлом году — три ребенка.
Дороги тоже не ах
Состояние улично-дорожной сети, конечно, играет свою роль в ДТП. Если у дороги есть недостатки, это может стать причиной таких происшествий, и в текущем году их на 38 процентов больше прошлогодних показателей (всего 893 факта — прим. авт.).
— Причем хочется отметить, что на федеральных дорогах всего один процент таких происшествий. А вот на дорогах территориального значения — все пятьдесят! — говорит Александр Бабенков.
Валерий Ильенко первым задал вопрос: «С вашей точки зрения, скоростной режим на сегодня является фактором критическим?» По словам главы контрольно-надзорного органа, превышение допустимой скорости — это один из определяющих факторов.
— Из него, можно сказать, у нас и вытекает выезд на полосу встречного движения, — комментирует Александр Бабенков.
ГИБДД предложила исправить ситуацию следующим способом: установить искусственные неровности на дорогах, обустроить необходимые дороги светофорами, а также нанести разметку из долговечных материалов и установить дублирующие знаки на опасных поворотах.
— Это будет огромная подмога по снижению аварийности, — подчеркнул Александр Бабенков.
Министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский дополнил, что в прошлом году в регионе зарегистрировано 107 тысяч новых транспортных средств. Также растет показатель интенсивности дорожного движения на федеральных (до 30 процентов) и региональных (до десяти процентов) трассах. 41 место концентрации ДТП выявлено в регионе, из них 39 — в Новосибирске.
— Одно было зафиксировано на дороге федерального значения — это Чуйский тракт, другое — в Искитиме. По ним мероприятия уже все выполнены, остальные места концентрации ДТП — в городе Новосибирске. На региональной сети дорог мест концентрации ДТП нет, — уточнил Анатолий Костылевский.
Пятница — день аварий
Первый заместитель мэра Новосибирска Олег Клемешов отметил, что автомобилисты в Новосибирске чаще всего нарушают очередность проезда и пренебрегают правилами проезда на пешеходном переходе.
Чаще всего аварии происходят в светлое время суток, с 11 до 18 часов. И самый аварийный день недели — пятница.
— Также стоит отметить, что 164 ДТП совершено с участием водителей, стаж которых за рулем не превышает двух лет, при этом 11 человек погибли, 193 — пострадали, — подчеркнул Олег Клемешов.
За девять месяцев в Новосибирске произошло 178 ДТП с участием детей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составил 24,5 процента. Причем при анализе ДТП в 58 случаях установлена вина несовершеннолетних.
— Тридцать два случая — неподчинение сигналу светофора, пять — неожиданный выход из-за стоящего транспортного средства. Также по вине велосипедистов произошли восемь ДТП, по вине водителей мопеда — четыре, водителей электросамоката — один. В 120 случаях установлена вина именно водителей, — уточнил Олег Клемешов.
Как же предотвратить ДТП на наших дорогах? По словам чиновников, для этого в регионе и проводится ремонт дорог, установка на опасных участках знаков и сигнальных столбиков по оси проезжей части, нанесение разметки и поперечных шумовых полос из долговечных материалов, ограничение максимальной скорости движения транспорта с установкой дополнительных комплексов фотовидеофиксации. Кроме того, оборудуются пешеходные переходы, совмещенные с искусственной дорожной неровностью. Устанавливаются и реконструируются светофорные объекты. Проводятся конкурсы юных инспекторов дорожного движения и прочие профилактические мероприятия, на телеэкранах и в интернете демонстрируются ролики по пропаганде безопасного поведения на дорогах.
Портрет нарушителя и участника ДТП
Однако проводится ли какой-то анализ такой опасной ситуации, например, по категориям нарушителей? «Кто у нас основной нарушитель? Блондинки, женщины, мужчины и так далее? И еще хорошо бы вникнуть, насколько они имеют право управлять машинами?» — задал вопрос депутат Александр Барсуков.
Руководитель региональной госавтоинспекции ответил, что такой анализ предприятий, основная деятельность которых заключается в перевозке пассажиров, конечно, проводится. Хотя по грузоперевозчикам такая аналитика не ведется. Но имеются предприятия, где допущены пять и более ДТП.
— С ними идет работа по линии технического надзора. Постоянно организуют рейды с проверкой именно пассажирского транспорта, — уточнил Александр Бабенков.
По словам депутата Сергея Титкова, на предыдущих заседаниях комитета уже говорили о том, что в городе Новосибирске необходим проект организации дорожного движения. Он обратился к мэрии Новосибирска:
— Для информации: это единственный город-миллионник, где нет такого проекта. Если вы его не разработаете, мы можем себе вопросы задавать каждый год и ответов не найдем, — подчеркнул парламентарий.
А заместитель председателя комитета Елена Тырина, одна из всех депутатов, вспомнила о проблеме самокатчиков:
— Количество пользователей средств индивидуальной мобильности в городе растет, — сказала она. — К сожалению, мы наблюдаем нарушение СИМ правил дорожного движения на пешеходных переходах и перекрестках, они не спешиваются — это касается и самокатчиков, и велосипедистов. К сожалению, нет регулярных рейдов со стороны ГИБДД по пресечению этих нарушений.
Председатель комитета Валерий Ильенко подвел итог встрече:
— Убежден, что в каждом муниципальном образовании должна быть программа по обеспечению дорожной безопасности. Причем не только на бумаге, но и реальная, которая финансируется в том числе из местного бюджета. Нужно смотреть, что можно сделать на местах. Сильно беспокоит город Новосибирск: 39 мест концентрации ДТП — это очень большая цифра! Наша точка зрения, что деятельность отдела организации дорожного движения в Новосибирске неэффективна.
Комитет Законодательного собрания по транспортной, промышленной и информационной политике продолжит мониторинг ситуации — следующая встреча планируется в декабре. Тогда депутаты обещали разобрать также вопрос подготовки водителей в автошколах.