«Классовое деление» с прицелом на рынок труда
В Новосибирской области дети будут учиться создавать беспилотники и управлять ими — школы станут начальной ступенью подготовки будущих специалистов в области БПЛА
С 1 сентября 2023 года школы, гимназии и лицеи Новосибирской области перешли на новый стандарт образования. Он постепенно внедряется во все общеобразовательные организации России, чтобы гарантировать единые знания для учеников, независимо от того, живут они в городе или на селе. При этом школы смогут разрабатывать собственные образовательные программы, но с содержанием не ниже федерального минимума.
Новые требования также касаются профильного и предпрофессионального образования, последнее из которых в регионе представлено специализированными, или, как их еще называют, губернаторскими, классами.
— Понятно, что выбор профиля и специализации должен определяться с учетом потребностей региональной экономики и развития системы высшего образования, — рассказал заместитель министра образования Новосибирской области Владимир Щукин. — Например, у нас сегодня уже 22 медицинских специализированных класса. Они получили распространение, потому что отраслевые вузы, в том числе новосибирские, увеличили контрольные цифры приема и целевой набор. Нам нужно ориентировать ребят на поступление в медицинский вуз, а обеспечить должный уровень подготовки по химии и физике в обычных классах получается не всегда.
Профильное обучение представляет собой углубленное изучение отдельных дисциплин, в результате чего дети получают знания шире, чем требуют стандарты. Школы организуют образовательный процесс таким образом, чтобы ученики старших классов смогли более тщательно подготовиться к сдаче единых государственных экзаменов по выбору. Это необходимо для поступления в вуз, а значит, и для получения профессии.
В 2010 году в Новосибирской области открылись первые десять специализированных классов, сейчас их 301. Новые направления внедряют, учитывая потребности региональной экономики. Фото: Андрей Заржецкий
— Тема профильного обучения не нова для Новосибирской области и для системы образования в целом. С текущего учебного года все образовательные организации Российской Федерации, в том числе Новосибирской области, перешли на основные федеральные образовательные программы, то есть обязаны реализовывать базовый и профильный уровни, — рассказал замминистра.
Универсальный — самый массовый
По сравнению с прошлым годом количество профильных классов в регионе значительно выросло. Гуманитарные классы сейчас созданы не в 89, а в 123 общеобразовательных школах; социально-экономические — не в 64, а в 104.
В 2022–2023 годах технологические классы были организованы в 66 школах, с началом очередного года количество таковых увеличилось до 177. Естественно-научные классы действовали также на базе 66 школ, а в настоящее время существуют в 75 общеобразовательных организациях. Больше всего в Новосибирской области по-прежнему универсальных профильных классов: на базе 857 школ в прошлом и 900 в текущем учебном году соответственно.
При этом в гуманитарных классах Новосибирской области учатся 2346 человек, по социально-экономическому профилю получают образование 1934 ученика десятых и 11-х классов, в технологических классах учатся 2331 старшеклассников, а по естественнонаучному направлению — 1393. Самыми массовыми опять-таки являются универсальные классы — их выбрали 15 769 ребят.
В 2010 году в Новосибирской области открылись первые десять специализированных классов, сейчас их 301. Новые направления внедряют, учитывая потребности региональной экономики. Фото: Андрей Заржецкий
— Универсальный профиль самый распространенный, так как не все старшеклассники способны определиться с будущей профессией. Но здесь важно не ошибиться, потому что профильный уровень подготовки может обеспечить более успешное прохождение итоговой государственной аттестации. С базовым уровнем в вуз бывает поступить сложнее, — прокомментировал ситуацию Владимир Щукин. — В образовательных организациях, как правило, открывается по два профиля, один из которых как раз и является универсальным.
В универсальных классах учатся по индивидуальным учебным планам. Они предусматривают углубленное изучение отдельных дисциплин по выбору каждого ученика, по остальным предметам идет базовое обучение. Поэтому считается, что универсальные классы в большей степени отражают интересы старшеклассников.
Более широкий круг компетенций
На уровне субъектов, и в Новосибирской области тоже, реализуется предпрофессиональное обучение. В этом варианте профильного обучения акцент делают не на углубленное изучение предметов как таковое, а на освоение начальных профессиональных навыков, умений, на практику. Средства для обеспечения ресурсами таких проектов направляются из бюджета региона.
В Новосибирской области специализированные классы создаются с 2010 года. Они формируются по результатам конкурсного отбора.
— Помимо того, что, в отличие от профильных классов, подготовка в таковых носит более целенаправленный, узкий характер, она еще и начинается не с 10–11-х классов, а с шестых-восьмых, — уточнил заместитель министра образования. — За время обучения в специализированных классах дети могут не только реализовать свои интересы в какой-то предметной части, но и погружаются в работу над различными проектами, учатся работать в команде, получают более широкий спектр компетенций.
В настоящее время специализированные классы действуют в 70 школах области, причем 40 из них находятся в Новосибирске. Остальные расположены в Куйбышевском, Сузунском Новосибирском, Краснозёрском, Коченёвском, Карасукском, Искитимском, Баганском, Барабинском районах, в Кольцово и так далее.
В Бердске создано 14 специализированных классов на базе пяти школ, в Искитиме в одной школе четыре класса, в Маслянинском районе в школе организовано шесть специализированных классов, в четырех школах Татарского района — семь.
— В районах специализированных классов не так много, но это и по объективным причинам нереально сделать, — сообщил заместитель министра. — Когда в районном центре или сельском поселении всего одна школа, невозможно создать специализированный класс и сказать, что все безальтернативно идут изучать, допустим, математику. В Новосибирске специализированных классов больше, так как тут меньше привязка непосредственно к образовательной организации, обучающиеся и педагоги более мобильны в своем выборе.
В Новосибирской области действует 301 специализированный класс в 70 общеобразовательных организациях. Здесь учатся 7336 ребят. Инженерные классы подразделяются на агро- и биотехнологические, инженерно-технологические, мультимодульные, химико-технологические, еще есть естественно-научные, математические.
Как и медицинские, первые педагогические классы открылись два года назад. Сейчас их 16.
— О создании педагогических классов мы вели речь давно, но реализация этой образовательной программы очень сложна, потому что подготовка учителя-предметника — напомню, их в регионе не хватает — предполагает большую дифференциацию. Это математика, химия, физика, русский и иностранный языки, то есть достаточно широкий спектр специальностей, которые совместить в одном классе достаточно сложно, — рассказал заместитель министра. — У нас также есть сеть психолого-педагогических классов, которую ведет Новосибирский государственный педагогический университет. Он курирует более ста таких классов.
А год назад в новосибирских школах стали появляться авиастроительные классы. Пока их 14: один открыт на базе лицея № 176 в Карасуке, остальные созданы в школах Новосибирска, где ранее уже действовали специализированные классы с инженерным и математическим уклоном. Проект реализуется в рамках поручения Федерации усилить подготовку кадров в авиастроении.
— В настоящее время рассматриваем возможность создания в следующем учебном году специализированных учебных классов по направлению «Беспилотные авиационные системы», — сообщил заместитель министра образования Новосибирской области Владимир Щукин. — У нас предполагается увеличение набора в отраслевой колледж, так как регион вступает в федеральный проект по созданию центров по производству и управлению беспилотными аппаратами. Предполагаем, что организация классов также повысит заинтересованность ребят.