Где бы нам взять учителей?..
1 сентября указки в руки взяли более 1000 выпускников НГПУ и педагогических колледжей
Похоже, что профессия «учитель» постепенно выходит из разряда аутсайдеров: судя по последним данным, популярность педагогических специальностей в регионе только растет.
О том, как подготовить педагогический кадровый резерв региона сегодня, о востребованных специальностях, а также о региональных и федеральных мерах поддержки педагогов рассказывает заместитель министра образования Новосибирской области Светлана Королькова.
Основная ставка — на молодых
Как сообщила Светлана Королькова, ежегодно министерством образования региона проводится мониторинг кадровой потребности в педагогических работниках на территории Новосибирской области. Сейчас их в регионе работает 25 тысяч.
— Наша общая задача — сделать так, чтобы молодые педагоги, приходя в школу, там оставались и были полезны как школе, так и обществу в целом, — подчеркнула замминистра образования. — Мы понимаем, что кадровая проблема существует и всегда усугубляется в июне, это нормальное явление: когда заканчивается учебный год, кто-то из педагогов принимает решение закончить свою профессиональную деятельность. Всегда в это время мы ждем молодых педагогов. Кто-то принимает решение о смене рода деятельности, места жительства. Поэтому говорить о том, что эта проблема усугубляется год от года, нельзя. Мы анализируем ситуацию регулярно, и на протяжении последних пяти лет процент вакансий, который ежегодно фиксируется в июне, примерно одинаков. Это говорит о том, что система работает и возобновляется. И основная ставка — на молодых педагогов: примерно 70–80 процентов вакансий ежегодно закрывается именно выпускниками педагогического университета и педагогических колледжей.
Но тут важно отметить, что мало только привлечь молодых специалистов. Важно сделать так, чтобы они к тому же закрепились на рабочем месте.
— Мы также анализируем эту ситуацию и видим, что, в общем-то, закрепляемость достаточно высокая, — комментирует Светлана Королькова. — Примерно всего лишь один процент молодых специалистов по истечении года принимают решение покинуть образовательную организацию. И вроде бы процент маленький, но мы понимаем, что за ним стоят конкретные судьбы — это люди, которые могли быть полезны школе, или детскому саду, или вообще системе образования. Но наши усилия направлены сейчас на это, и этому посвящено выстраивание особой методической поддержки молодых педагогов, для того чтобы каждый из них закрепился и остался в том образовательном учреждении, куда пришел. Мер поддержки сейчас много, и не только для молодых специалистов. Например, в Новосибирской области сохранена стопроцентная компенсация затрат на коммунальные услуги для специалистов, работающих в сельской местности. Кроме того, молодой специалист при поступлении на первое свое рабочее место имеет поддержку в виде двадцатипроцентной доплаты к окладу, который ему положен.
Потребность больше в Новосибирске
По словам заместителя министра образования региона, особая потребность в кадрах сейчас наблюдается в областном центре.
— Хотя бы потому, что из 25 тысяч педагогов 16,5 тысячи — те, кто трудится именно в городе Новосибирске, — сообщила чиновница. — Соответственно, и число вакансий тоже больше — около 35 процентов от общего количества. В Новосибирском районе — около 10 процентов, в городе Искитиме — 5,5 процента. Это связано с вводом новых мест в школах и детских садах. Среди учителей-предметников в наибольшем дефиците учителя математики (это действительно вопрос, который требует решения), русского языка и литературы, а также учителя иностранного языка.
Как же закрываются эти вакансии? Большей частью как раз за счет выпускников Новосибирского педагогического университета и педагогических колледжей — молодых специалистов и целевиков.
— Существует несколько программ, — поясняет Светлана Королькова. — Одна из них, «Земский учитель», — это известная программа, по которой учителя из других регионов могут переехать в Новосибирскую область и воспользоваться материальной поддержкой в размере одного миллиона рублей. А если сельский район входит в разряд приграничных (у нас таким является Купинский район), то претенденты могут рассчитывать на материальную поддержку в размере двух миллионов рублей. И ежегодно порядка пятидесяти — семидесяти вакансий мы закрываем за счет участников программы «Земский учитель». Это один из самых высоких показателей по реализации данного проекта вообще в Российской Федерации. То есть Новосибирская область, таким образом, становится привлекательной для учителей, которые трудились в других субъектах. Да, анализ показывает, что в основном к нам переезжают люди из соседних регионов. Но в чем большая привлекательность этого проекта — мы получаем уже сложившегося профессионала. То есть для участия в этом проекте педагог должен пройти определенный конкурсный отбор. И в итоге мы получаем специалиста профессионально сложившегося, опытного, с определенным уровнем квалификации, готового продолжать свой труд еще на протяжении нескольких лет.
Дело за целевиками
1 сентября приступили к работе более тысячи выпускников Новосибирского государственного педагогического университета и педколледжей. Кроме того, в нашу область минувшим летом прибыло около 100 педагогов из других регионов.
— Но естественно, остаются еще не закрытые вакансии — обычно на первые месяцы, пока происходит утряска педагогических коллективов, — рассказала замминистра. — Они закрываются перераспределением нагрузки. Это тоже распространенное явление. Конечно, мы понимаем, что нужно развивать инструменты, которые бы гарантировали приход выпускников педагогических вузов и колледжей к нам в школы. И прежде всего, этому поможет развитие целевого обучения. Много задают вопросов о бытовавшем в Советском Союзе принципе распределения по учебным заведениям. Этот вопрос неоднократно обсуждался. Но мы понимаем, что возвращения к распределению в том виде уже не будет. Мы должны совершенствовать принцип целевого обучения, который может фактически сравняться с понятием распределения. И многое в этом направлении уже сделано.
Дополнительно 54 педагога приступят к работе по программе «Земский учитель», которая реализуется в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Оставшиеся вакансии на первые месяцы учебного года закрыты путем перераспределения нагрузки, внутреннего совместительства в общеобразовательных организациях, а также благодаря проекту «Сетевой учитель».
КСТАТИ
Для привлечения в отрасль образования молодых специалистов реализуются меры поддержки: единовременное пособие в размере действующего прожиточного минимума, ежемесячная надбавка к заработной плате в размере 25 процентов, единовременная денежная выплата в размере 15 тысяч рублей для выпускников-целевиков, ипотека молодым учителям, первоочередное предоставление мест в детских садах, 100-процентная компенсация оплаты услуг ЖКХ.
ЦИФРЫ
Такова численность педагогического состава общеобразовательных организаций Новосибирской области в 2022–2023 учебном году; из них 16 440 педагогов приходится на город Новосибирск, 9111 — на село.