Катком по самокатам, или Запретить нельзя оставить
Читатель «Советской Сибири» предлагает землякам дискуссию об истинной причине конфликта с поклонниками езды на средствах индивидуальной мобильности
Развитие средств индивидуальной мобильности — это общемировой тренд, который в той или иной степени затронул все страны мира, в том числе и Россию. Мы видим, что вектор мирового развития городских пространств направлен именно в сторону популяризации личного велотранспорта и других транспортных средств, таких как электросамокат, моноколесо, гироскутер. Они все больше и больше теснят привычный для нас автомобильный транспорт.
В нашей стране резкий рост рынка кикшеринга произошел в 2021 году, то есть чуть позже, чем в Европе и США, и сейчас он растет примерно на 60 процентов в год — даже быстрее, чем на Западе. По оценкам компаний, работающих в данной сфере, к 2026 году в России будет совершаться порядка 540 миллионов поездок в год.
Бурный рост рынка аренды электросамокатов обусловлен несколькими факторами. Прежде всего — значительным числом городов-миллионников с большой долей молодого, активного населения, а также тем, что у нас разрешено передвигаться на самокатах по тротуарам, что запрещено в большинстве европейских и американских городов.
Долгое время СИМ у нас находились вне рамок правового поля, пока 1 марта текущего года не была принята новая редакция Правил дорожного движения, где четко прописано, что под этим термином понимается транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов) и предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей). Также там прописаны правила эксплуатации электросамокатов, определена максимальная скорость движения на различных участках и тому подобное.
Три ДТП — много или мало?
На том же Западе на уровне общества достигнут консенсус на предмет того, что будущее именно за велосипедами, скутерами, самокатами и прочими подобными видами личного транспорта. У нас с этим сложнее. Зато у нас хватает тех, кто призывает идти по самому простому, запретительному пути, взяв за образец парижский опыт. А в качестве аргумента чаще всего они приводят вопрос безопасности. Вопрос этот действительно непростой.
Даже если не углубляться в специальную статистику, а просто ежедневно отслеживать ленты новостей, то нетрудно заметить, что разнообразных происшествий с участием электросамокатов происходит не так уж мало и они действительно представляют реальную угрозу для пешеходов. В то же время у нас довольно велико число тех, кто видит в электросамокатах и вообще СИМ хорошую альтернативу автомобилям. В общем, слухи о возможном запрете кикшеринга в России периодически появляются, но, скорее всего, решение этого вопроса будет отдано на откуп местным властям.
Если говорить о Новосибирске, то у нас арендные электросамокаты стали появляться летом 2020 года, и, в общем-то, они пользуются определенным спросом у горожан. За 2022 год, по имеющимся данным, ими воспользовалось 180 тысяч человек. По сути, новосибирский кикшеринг сталкивается с теми же проблемами, что и во всех остальных городах. И связаны они в первую очередь с отсутствием необходимой инфраструктуры для эксплуатации самокатов, а также с тем, что многие не соблюдают правила их использования, в частности нарушая скоростной режим, бросая в неположенных местах — на газонах, тротуарах.
В принципе, в Новосибирской области за первые четыре месяца этого года было зафиксировано всего три ДТП с участием электросамокатов, что немного, но проблема все равно есть, и в идеале подобных случаев не должно быть вообще. А ведь бывает и такое, что потерпевшими оказываются сами пользователи самокатов, когда они, например, попадают под колеса автомобилей.
Автомобиль — маркер статуса
Для Новосибирска все это важно еще и потому, что он занимает одно из первых мест в стране по уровню автомобилизации и входит в топ городов мира с самым загруженным трафиком. И действительно: что в рабочие дни, что в выходные центральные и периферийные городские магистрали стабильно перегружены. Это тоже большая проблема, как и неразвитость наземного и подземного транспорта.
В результате у многих людей просто нет альтернативы покупке автомобиля. Многие и вовсе искренне убеждены, что велосипедного и самокатного будущего у нас нет, что оно нам особо и не нужно, у нас полгода зима и так далее. Опыт Скандинавских стран или Канады со схожим климатом их не сильно убеждает.
Вообще, здесь, конечно, масса факторов и нюансов. Очевидно, что у нас, в отличие от Запада, автомобиль — это не просто средство передвижения, но маркер определенного социального статуса. Бытует представление, что если у тебя нет машины, то ты человек второго сорта, с которым можно не считаться и права которого можно всячески ущемлять. Что у нас и происходит.
Мировые тенденции и собственный путь
Да, в последнее время велосипедистов на улицах мало, но говорить, как некоторые, что «идея велосипедизации всея Новосибирской области с треском провалилась», на мой взгляд, странно. Никто толком и не выдвигал такую идею и тем более ничего особо не сделал для ее претворения в жизнь.
Для того чтобы у нас были велосипедисты и самокатчики в массовом количестве, им для начала нужно обеспечить соответствующие условия. А их нет. Так, в городе есть какое-то подобие велодорожек, например, на улице Владимирской, но это именно подобие. Плюс низкокачественный и малокомфортный общественный транспорт, который не способствует тому, чтобы люди отказывались ради него от личных машин. И в итоге мы получаем пробки, загазованность, заставленные машинами дворы и тротуары. И массу автомобилистов, которые считают себя вправе ездить как хотят и парковаться где хотят, это устраивает.
Наверное, всем очевидно, что средства индивидуальной мобильности — прекрасная альтернатива автомобилям, но, к сожалению, для их развития и популяризации у нас делается довольно мало. Горожане почему-то жалуются на мешающие им самокаты, зато на машины жалоб особо не слышно, хотя от них проблем и дискомфорта гораздо больше. Все прогрессивное человечество сегодня делает выбор в пользу микромобильности, которая позволяет передвигаться на короткие и средние расстояния на компактных транспортных средствах. Это попросту удобнее, быстрее, дешевле и экологичнее. Как ни крути, а будущее именно за ними.
Да, можно «зарываться в норку» и делать вид, что нас это не касается, но ни к чему хорошему подобная политика не приведет. И чем раньше мы это осознаем, тем лучше.