USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Катком по самокатам, или Запретить нельзя оставить

Дмитрий Овчинников, Новосибирск
Прокатные электросамокаты можно увидеть во многих точках областного центра, но всех ли горожан радует их наличие? Большой вопрос. Фото: Андрей Заржецкий
Прокатные электросамокаты можно увидеть во многих точках областного центра, но всех ли горожан радует их наличие? Большой вопрос. Фото: Андрей Заржецкий

Читатель «Советской Сибири» предлагает землякам дискуссию об истинной причине конфликта с поклонниками езды на средствах индивидуальной мобильности

Развитие средств индивидуальной мобильности — это общемировой тренд, который в той или иной степени затронул все страны мира, в том числе и Россию. Мы видим, что вектор мирового развития городских пространств направлен именно в сторону популяризации личного велотранспорта и других транспортных средств, таких как электросамокат, моноколесо, гироскутер. Они все больше и больше теснят привычный для нас автомобильный транспорт.

В нашей стране резкий рост рынка кикшеринга произошел в 2021 году, то есть чуть позже, чем в Европе и США, и сейчас он растет примерно на 60 процентов в год — даже быстрее, чем на Западе. По оценкам компаний, работающих в данной сфере, к 2026 году в России будет совершаться порядка 540 миллионов поездок в год.

Бурный рост рынка аренды электросамокатов обусловлен несколькими факторами. Прежде всего — значительным числом городов-миллионников с большой долей молодого, активного населения, а также тем, что у нас разрешено передвигаться на самокатах по тротуарам, что запрещено в большинстве европейских и американских городов.

Долгое время СИМ у нас находились вне рамок правового поля, пока 1 марта текущего года не была принята новая редакция Правил дорожного движения, где четко прописано, что под этим термином понимается транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов) и предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей). Также там прописаны правила эксплуатации электросамокатов, определена максимальная скорость движения на различных участках и тому подобное.

Три ДТП — много или мало?

На том же Западе на уровне общества достигнут консенсус на предмет того, что будущее именно за велосипедами, скутерами, самокатами и прочими подобными видами личного транспорта. У нас с этим сложнее. Зато у нас хватает тех, кто призывает идти по самому простому, запретительному пути, взяв за образец парижский опыт. А в качестве аргумента чаще всего они приводят вопрос безопасности. Вопрос этот действительно непростой.

Даже если не углубляться в специальную статистику, а просто ежедневно отслеживать ленты новостей, то нетрудно заметить, что разно­образных происшествий с участием электросамокатов происходит не так уж мало и они действительно представляют реальную угрозу для пешеходов. В то же время у нас довольно велико число тех, кто видит в электросамокатах и вообще СИМ хорошую альтернативу автомобилям. В общем, слухи о возможном запрете кикшеринга в России периодически появляются, но, скорее всего, решение этого вопроса будет отдано на откуп местным властям.

Если говорить о Новосибирске, то у нас арендные электросамокаты стали появляться летом 2020 года, и, в общем-то, они пользуются определенным спросом у горожан. За 2022 год, по имеющимся данным, ими воспользовалось 180 тысяч человек. По сути, новосибирский кикшеринг сталкивается с теми же проблемами, что и во всех остальных городах. И связаны они в первую очередь с отсутствием необходимой инфраструктуры для эксплуатации самокатов, а также с тем, что многие не соблюдают правила их использования, в частности нарушая скоростной режим, бросая в неположенных местах — на газонах, тротуарах.

В принципе, в Новосибирской области за первые четыре месяца этого года было зафиксировано всего три ДТП с участием электросамокатов, что немного, но проблема все равно есть, и в идеале подобных случаев не должно быть вообще. А ведь бывает и такое, что потерпевшими оказываются сами пользователи самокатов, когда они, например, попадают под колеса автомобилей.

Автомобиль — маркер статуса

Для Новосибирска все это важно еще и потому, что он занимает одно из первых мест в стране по уровню автомобилизации и входит в топ городов мира с самым загруженным трафиком. И действительно: что в рабочие дни, что в выходные центральные и периферийные городские магистрали стабильно перегружены. Это тоже большая проблема, как и неразвитость наземного и подземного транспорта.

В результате у многих людей просто нет альтернативы покупке автомобиля. Многие и вовсе искренне убеждены, что велосипедного и самокатного будущего у нас нет, что оно нам особо и не нужно, у нас полгода зима и так далее. Опыт Скандинавских стран или Канады со схожим климатом их не сильно убеждает.

Вообще, здесь, конечно, масса факторов и нюансов. Очевидно, что у нас, в отличие от Запада, автомобиль — это не просто средство передвижения, но маркер определенного социального статуса. Бытует представление, что если у тебя нет машины, то ты человек второго сорта, с которым можно не считаться и права которого можно всячески ущемлять. Что у нас и происходит.

Мировые тенденции и собственный путь

Да, в последнее время велосипедистов на улицах мало, но говорить, как некоторые, что «идея велосипедизации всея Новосибирской области с треском провалилась», на мой взгляд, странно. Никто толком и не выдвигал такую идею и тем более ничего особо не сделал для ее претворения в жизнь.

Для того чтобы у нас были велосипедисты и самокатчики в массовом количестве, им для начала нужно обеспечить соответствующие условия. А их нет. Так, в городе есть какое-то подобие велодорожек, например, на улице Владимирской, но это именно подобие. Плюс низкокачественный и малокомфортный общественный транспорт, который не способствует тому, чтобы люди отказывались ради него от личных машин. И в итоге мы получаем пробки, загазованность, заставленные машинами дворы и тротуары. И массу автомобилистов, которые считают себя вправе ездить как хотят и парковаться где хотят, это устраивает.

Наверное, всем очевидно, что средства индивидуальной мобильности — прекрасная альтернатива автомобилям, но, к сожалению, для их развития и популяризации у нас делается довольно мало. Горожане почему-то жалуются на мешающие им самокаты, зато на машины жалоб особо не слышно, хотя от них проблем и дискомфорта гораздо больше. Все прогрессивное человечество сегодня делает выбор в пользу мик­ромобильности, которая позволяет передвигаться на короткие и средние расстояния на компактных транспортных средствах. Это попросту удобнее, быстрее, дешевле и экологичнее. Как ни крути, а будущее именно за ними.

Да, можно «зарываться в норку» и делать вид, что нас это не касается, но ни к чему хорошему подобная политика не приведет. И чем раньше мы это осознаем, тем лучше.