USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Спасти Красный Яр

Инна ВОЛОШИНА
Пока депутаты Законодательного собрания, представители профильных министерств и местные власти решают, где взять деньги и найти грамотного подрядчика, участки в селе Красный Яр постепенно уходят под воду. Фото: Андрей Заржецкий
Пока депутаты Законодательного собрания, представители профильных министерств и местные власти решают, где взять деньги и найти грамотного подрядчика, участки в селе Красный Яр постепенно уходят под воду. Фото: Андрей Заржецкий

Власти одиннадцать лет обсуждают проблему, а дома уходят под воду — пора действовать

Депутаты Заксобрания готовят обращение к губернатору Андрею Травникову с просьбой выделить из областного бюджета 10 миллионов рублей, чтобы укрепить берег в Ордынском районе и спасти хотя бы два участка. Вопрос в том, найдется ли подрядчик, готовый выполнить эту работу.

Одной из самых острых тем для обсуждения на первом в нынешнем политическом сезоне заседании аграрного комитета регионального парламента стал поиск альтернативных решений проблемы размывания берега в районе села Красный Яр.

«Вода постоянно поднимается»

«Советская Сибирь» на своих страницах не раз поднимала этот вопрос, тем более что история его уже перевалила за десятилетие. Если коротко, то проблема в следующем: укреплением берегов реки Оби и Обского водохранилища никто не занимался с советских времен и, по-видимому, не собирается. Пример Красного Яра в этом смысле наиболее показателен, но, к сожалению, он вовсе не единичен. Подобное происходит в соседнем селе Спирино и во многих других местах, коих по области сотни. Одно из лучших сельскохозяйственных предприятий региона, да и всей страны, «Племзавод «Ирмень» не первый год бьет тревогу — под воду уходят гектары полей, отличной сельскохозяйственной земли, способной давать прекрасные урожаи. Но одно дело поля, и совсем другое — дома, в которых живут люди.

Сейчас в Красном Яре сложилась опасная ситуация. Два участка на улице Обской подтопило уже на метр. По словам главы местного сельсовета Марии Мельниченко, в 2012 году, когда о проблеме заговорили вслух, еще существовал массив земли, который как-то оберегал усадьбы и принимал удары водной стихии на себя. Сегодня его уже не существует — ушел под воду.

037-06-03_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

— Ситуация критическая, — подчеркивает глава Ордынского района Олег Орёл. — Под во­ду уже ушли колодец, из которого местные жители брали воду, и часть газопровода. В опасности два дома, где живут люди. Сейчас идут обильные осадки, водохранилище наполняется водой, которая постоянно поднимается.

Рок или стечение обстоятельств?

В свое время, в 2017 году, чтобы решить проблему кардинально, в рамках областной госпрограммы «Охрана окружающей среды» был разработан проект «Строительство берегоукрепительных сооружений Новосибирского водохранилища в районе села Красный Яр Ордынского района Новосибирской области» на 2015–2020 годы. Проект прошел государственную экспертизу. Осталось получить деньги из федерального бюджета, естественно на условиях софинансирования, и приступить к строительству. Но, к сожалению, средства выделены не были, и дело встало. В 2018 году Андрей Травников, еще будучи временно исполняющим обязанности губернатора, подготовил заявку на участие региона в федеральной программе.

Деньги выделили только в прошлом году из бюджетов всех уровней — федерального, областного, местного. Но и тут случилась заминка. По словам Олега Орла, торги среди потенциальных подрядчиков для выполнения берегоукрепительных работ были назначены на... 25 февраля 2022 года. Днем раньше, как вы помните, началась специальная военная операция, и торги не состоялись. Когда конкурсные процедуры все же провели, на торги, увы, не вышел ни один участник.

В полном объёме или частями, но делать надо

На то, чтобы провести берегоукрепительные работы, нужно 240 миллионов рублей. Деньги серьезные, понятно, что по мановению волшебной палочки федеральный бюджет их не выделит. Но что-то делать надо уже сейчас. Решение вроде бы есть, на помощь может прийти Верхе-Обское бассейновое управление. Оно, так сказать, в частном порядке готово подготовить проект и выполнить работы по двум участкам, которые оказались в наиболее опасном положении. Обойдется это в десять миллионов.

Но, по мнению главы местного сельсовета Марии Мельниченко, проблему это не решит. Если укрепить берег возле домов на улице Обской, которые могут в ближайшее время погрузиться в обские воды, вода пойдет в другое место и начнет подмывать берег в районе улицы Кирова. То есть получится как со знаменитым Тришкиным кафтаном: если в одном месте поставить заплату, то в другом образуется дыра. Делать надо все сразу.

037-06-02_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

— Проект надо реализовывать в полном объеме, — подчеркивает Мария Мельниченко. — Наше село Красный Яр уже один раз переселяли. Что мне теперь говорить людям?

С главой сельсовета вполне солидарен Олег Орёл: вопрос надо начинать решать прямо сейчас, хотя бы поэтапно. Из федерального бюджета проще получить 40–50 миллионов, а не 240. Каждый год вода «съедает» до двух метров берега, под угрозой затопления находится более тридцати домов. Также в зоне риска линия электропередач, автодорога местного значения и два промышленных предприятия. Если делать все по уму, нужно укрепить около 80 км береговой линии.

Дают — надо брать

— И самое страшное в этой ситуации то, что мы постоянно слышим разные версии: то в перечень работ надо добавить отсыпку пляжей, то что-то еще, — делает вывод депутат Роман Яковлев. — Мы хотели сделать Красный Яр пилотным проектом, отработать там технологию, а потом двигаться дальше, ведь мест, где нужно укреплять берега, в области сотни. И дело тут не только в деньгах.

037-06-04_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

Роман Яковлев поддержал предложение начать работу по двум наиболее проблемным участкам. Кроме того, парламентарий предложил запросить более подробную информацию по проекту у заместителя министра природных ресурсов и экологии региона Юрия Марченко, который с 2016 года курирует этот вопрос.

— С одной стороны, есть две наиболее опасные локальные точки, там нужно выполнять работы, — отмечает министр природных ресурсов и экологии региона Евгений Шестернин. — С другой стороны, есть проект, прошедший государственную экспертизу, на 240 миллионов — эти деньги надо брать.

Найти подрядчика — дело непростое

Но, как всегда, сказать проще, чем сделать. Даже если федеральное финансирование будет получено, удастся ли найти знающего подрядчика, который бы за эти деньги сумел выполнить необходимый объем работ? Большой вопрос. Если за дело возьмется предприятие, специалисты которого не обладают необходимыми компетенциями, государственные миллионы попросту уйдут под воду. И это еще полбеды: хорошо, если не получится как в Уссурийске, где из-за прорыва дамбы пострадали 44 тысячи человек. Впрочем, Олег Орёл заверил депутатов, что у Верхне-Обского бассейнового управления есть подведомственная специализированная организация, которая как раз и занимается подобными сложными инженерными работами. Укрепить берег вполне в ее компетенции. Были бы деньги.

Итог дискуссии подвел председатель аграрного комитета Законодательного собрания Денис Субботин. Он предложил проработать с министерством природных ресурсов и экологии региона, а также с администрацией Ордынского района вопрос о выполнении работ по двум наиболее проблемным участкам.

— Нужно разобраться, кто подрядчик, сможет ли он выполнить работу. Иначе говоря, кому давать деньги. И только потом выходить к губернатору с предложением выделить десять миллионов, чтобы построить там два волнореза, — подчеркивает Денис Субботин. — Кроме того, я считаю, что нам следует форсировать вопрос о выделении федеральных средств на реализацию проекта по укреплению берегов в районе села Красный Яр.