Точка перегрузки
Новосибирск может стать крупнейшим логистическим хабом контейнерных перевозок
Когда транспортно-логистический центр, открытие которого состоится уже в сентябре, выйдет на полную мощность, он сможет обрабатывать до миллиона контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте в год. Это 15 полносоставных контейнерных поездов в сутки.
Напомним, соглашение о реализации проекта строительства крупного контейнерного терминала было подписано между правительством региона, Агентством инвестиционного развития Новосибирской области, РЖД и компанией «Новосибирский транспортный терминал» в ходе Петербургского международного экономического форума в 2019 году.
Участок «вырос» в 10 раз, объём инвестиций — в три
В тот момент инициаторы проекта предполагали, что терминал будет обрабатывать только грузы местного назначения. Но потом, когда политическая и экономическая ситуация изменилась, возникло понимание, что Новосибирск в силу своего географического положения наиболее удобен для обработки транзитных грузов. Поэтому в феврале 2021 года председатель совета директоров компании «Новосибирский транспортный терминал» Александр Кахидзе представил обновленный проект губернатору Андрею Травникову и руководителю Агентства инвестиционного развития региона Александру Зырянову.
Мощность терминала выросла с 300 тысяч до миллиона ДФЭ в год. Более чем в десять раз увеличились площади, занимаемые транспортно-логистическим центром, — с 30 до 338 гектаров. Объем инвестиций тоже вырос с пяти до 15 миллиардов рублей. Проект получил статус федерального.
Фото: nso.ru
Строительство контейнерного терминала началось летом прошлого года. Причем компания приступила к подготовительным работам на стройплощадке еще до получения заключения государственной экспертизы — так было предусмотрено постановлением премьер-министра РФ Михаила Мишустина. Проектная мощность первого этапа терминала составит 300 тысяч контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ) в год, второго этапа — 600 тысяч ДФЭ в год. Таким образом, он станет крупнейшим мультимодальным транспортно-логистическим центром в Сибири, способным обрабатывать полносоставные контейнерные поезда.
Зачем нужны контейнерные составы
Почему это важно? Дело в том, что после начала специальной военной операции и введения масштабных санкций в отношении России вектор экономической и деловой активности кардинально сменил направление с запада на восток. Но транспортная инфраструктура оказалась не готова к таким переменам. Взять контейнерные поезда. На сегодняшний день железнодорожные перевозки в контейнерах — оптимальный вариант доставки, когда требуется переместить груз на большие расстояния, так как стоимость автомобильной перевозки оказывается слишком высокой.
Главное отличие отправок в ускоренных поездах от транспортировки грузов в вагонах состоит в том, что контейнеры не проходят дополнительную сортировку на станциях. Поезд полностью формируется на станции отправления и этим же составом приходит на станцию назначения, делая по пути всего несколько остановок. Время доставки значительно сокращается. Опять же, если предсказать дату прибытия грузов в вагонах бывает затруднительно, то с ускоренными поездами такой проблемы нет. Они отправляются и прибывают по регулярному расписанию. Но где обрабатывать и перегружать такие поезда? Нужна специальная инфраструктура, терминалы, один из которых как раз и строится на территории ПЛП.
Первый состав уже пришёл
На прошлой неделе губернатор Андрей Травников посетил транспортно-логистический центр. Чтобы оценить масштаб работ, уже выполненных и производимых на огромной территории, главе региона пришлось подняться в кабину тепловоза и совершить объезд гигантской строительной площадки. Кстати, прошлым летом, приступая к реализации проекта, руководство компании пообещало принять первый контейнерный поезд не позже нынешней осени. И обещание свое сдержало: первый состав прибыл на терминал в конце августа. Официальное открытие центра планируется на сентябрь, но фактически оно уже состоялось — сейчас здесь идет обкатка работы всех систем в тестовом режиме.
Фото: nso.ru
— Реализовать масштабный проект всегда непросто, но надо мыслить в перспективе, — отмечает Александр Кахидзе. — Сейчас мы находимся на стадии запуска. Но, еще не запустив первую очередь терминала, мы уже переходим к реализации второго этапа нашего проекта. Здесь будет размещено 16 железнодорожных путей. Восемь путей для первой очереди мы уже построили, они в рабочем состоянии. А несколько дальше разместится третья очередь нашего комплекса. Это будет крупнейший хаб в России.
Из полувагонов — на фитинговые платформы
По словам Александра Кахидзе, в ходе реализации проекта изменилась не только мощность контейнерного терминала, но и технологии обработки грузов, которые будут здесь применять. В частности, речь идет о перевозке контейнеров в полувагонах. На терминале будут выгружать их из полувагонов и перегружать на фитинговые платформы, которые далее отправятся в Москву, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону и другие крупные города европейской части России.
При помощи специальных погрузчиков контейнеры перегружают на фитинговые платформы, на которых они отправятся дальше по маршруту. Фото: nso.ru
— Это дает нам возможность высвободить часть мощностей Транссиба и снизить существующий сегодня острый дефицит его пропускной способности, — подчеркивает председатель совета директоров компании «Новосибирский транспортный терминал». — Сегодня полувагоны идут с Дальнего Востока пустые, здесь их загружают углем, и они отправляются обратно на восток страны. Теперь полувагоны, идущие на запад, можно будет загружать контейнерами, а тут перегружать их. Новосибирск — оптимальная точка перегрузки.
«Этот проект ждут многие»
Когда новый терминал запустят, он будет обрабатывать по два контейнерных поезда в сутки, а до конца года их количество вырастет до пяти. В следующем, 2024 году транспортно-логистический центр сможет перегружать по десять таких поездов ежесуточно, а когда выйдет на полную мощность, их будет уже 15. На территории создадут целый ряд дополнительных возможностей для обработки грузов: склады временного хранения, сортировку, таможенное оформление и фитосанитарный контроль. Все это позволит предоставить грузополучателям полный перечень логистических услуг, сократить сроки и стоимость доставки товаров в Сибирский регион, расширить возможности для экспорта продукции новосибирских производителей.
— Текущие эффекты для Новосибирской области уже можно оценить: на площадке работают более сотни механизмов, сотни рабочих, ежедневно принимается тысяча кубов бетона. Это серьезная загрузка строительного комплекса и промышленности нашего региона, — отметил губернатор Андрей Травников. — Если говорить о перспективных эффектах, то этот проект ждут многие. Причем не только в нашем регионе, но и в соседних, ждут по всей стране — ждут железнодорожники, логисты, грузоотправители. Запуск этого терминала принципиально поменяет движение контейнерных грузов, полувагонов на огромной территории от Дальнего Востока до европейской части нашей страны.