Муниципалы готовы принять на обслуживание ещё не менее 150 автобусов
Благодаря поддержке правительства Новосибирской области уровень износа автобусов в столице региона неизменно снижается. На общую сумму более трех миллиардов рублей в 2020–2021 годах удалось приобрести 205 газомоторных автобусов.
По линии проекта «Народный бюджет» это были 15 автобусов МАЗ, и еще 40 марки «НЕФАЗ» — по линии национального проекта «Безопасные качественные дороги». Кроме того, 150 автомобилей Новосибирск получил в рамках лизингового контракта с дочерним предприятием Сбербанка.
Во время посещения предприятия «Новосибгортранс» в рамках рабочего визита губернатор Новосибирской области Андрей Травников определил основные приоритеты развития муниципальных пассажироперевозок в Новосибирске. Прежде всего, это обновление парка общественного транспорта и повышение доступности отдаленных районов мегаполиса. Кроме того, следует провести ремонт и реконструкцию материально-технической базы, повышать уровень комфортности для людей.
— Ситуация в 2019 году была близка к катастрофической, когда муниципальные предприятия по автобусным перевозкам закрывали не более 7,5 процента всего объема, были разрушенные базы и очень изношенный парк, — напомнил губернатор. — Сегодня эта цифра доведена до 30 процентов, база и парк постоянно обновляются. Перевозки — рынок конкурентный, не стоит задача занять его целиком, но 30 процентов — это минимальный порог для муниципальных предприятий, а вообще, лучше 50 процентов. Я не раз говорил, что задача по обновлению подвижного состава общественного транспорта в Новосибирске — приоритетная для правительства Новосибирской области, мы будем продолжать оказывать помощь городу.
Восстановление предприятия, которое в свое время было создано как ПАТП-4 и обслуживало маршруты в Первомайском и Советском районах, а также международные и междугородние по направлениям Казахстан, Горно-Алтайск, Барнаул, Кемерово, Томск, началось в 2016 году. Однако значительных результатов получилось добиться только через несколько лет.
— Сейчас мы восстанавливаем и достраиваем так называемый холодный бокс, — рассказал директор предприятия «Новосибгортранс» Роман Дронов. — Он будет неотапливаемым, но мы утеплим внешний контур и кровлю. В таком помещении сохраняется минус пять градусов, даже если на улице минус 30 градусов Цельсия. Это комфортная температура, которая не требует прогрева автобуса.
Начиная с 2019 года подвижной парк здесь не только полностью обновился, но и был увеличен в три раза. В настоящее время у предприятия 16 городских маршрутов, четыре пригородных и два летних. Выполняются рейсы в Бийск, Белокуриху, Кемерово, Горно-Алтайск, Барнаул, Томск. К межмуниципальным маршрутам относятся Карасук и Краснозёрское, а к международным — Караганда и Усть-Каменогорск в Республике Казахстан.
— Выпуск подвижного состава достигает 98–99 процентов от расписания, — сообщил директор автотранспортного предприятия Роман Дронов. — Количество рейсов — это такой интересный фактор, который зависит от многого, — составляет 94–95 процентов. Проблема здесь в том, что рейсы у нас удаленные. Площадки расположены в Советском, Первомайском и Кировском районах, а конечные остановки — в микрорайоне Родники, на Плющихинском жилом массиве. Неизвестно, в какой части города произойдет сход подвижного состава, к примеру даже из-за колеса, и соответственно, уже на это расписание автобус не становится, поэтому получается потеря рейсов.
В 2021 году существовавшую на тот момент сеть муниципальных автотранспортных предприятий реорганизовали. Объединение ПАТП-4, ПАТП-10 и ПАТП-8 отчасти позволило решить вопрос по замене автобусов на рейсах. Однако все три эксплуатационные площадки находятся на одном берегу Новосибирска.
— Если бы, конечно, была хотя бы одна такая площадка и на другой стороне, то уже было бы проще при замене рейса, — рассказал Роман Дронов. — То есть на сегодняшний день предприятие состоит из трех производственных площадок, двух автоучастков, а зону ремонта мы спрофилировали таким образом, чтобы обслуживать все три производственные площадки.
Выросло и качество перевозок. Например, если раньше пассажиры жаловались как раз на отсутствие автобусов, то сегодня все чаще остаются недовольны тем, что автобус приехал на две минуты раньше или, наоборот, уехал с остановки на пять минут позже.
— Люди уже по-другому оценивают работу транспорта, — объяснил Роман Дронов. — Они смотрят вот на эти минуты, как в метрополитене, такого на автобусных маршрутах раньше не было.
КОММЕНТАРИЙ
Валерий Ильенко, председатель комитета Законодательного собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике, заслуженный работник транспорта Российской Федерации:
— Тема развития транспортной сферы Новосибирской области и Новосибирска, и Первомайского района в частности, мне очень близка, так как 43 года работаю в отрасли, причем в городе, и мне как никому, наверное, известна история предприятия «Новосибгортранс». С 1960 года оно формировалось, с 1980-го я это предприятие знаю. Проходили все этапы, были трудности, были сложности, но нужно сказать, что до 2019 года упадок был просто невообразимый.
Вы только представьте: у нас 90 процентов пассажироперевозок, если говорить об автобусном формате, выполняли частные перевозчики. Им большое спасибо, на них нужно, конечно, обращать внимание, но убежден, что муниципальный транспорт тоже должен развиваться.
И как раз с 2019 года, когда Андрей Травников, после того как стал губернатором Новосибирской области, посетил это предприятие, начались положительные изменения. Если раньше муниципальные перевозки составляли порядка семи процентов от всех автобусных, то сегодня — 30 процентов. Это как раз говорит о том, что обратили внимание на отрасль, которая необходима для столицы области.
А что такое транспорт? Как и дороги, это визитная карточка любого города, и тем более такого мегаполиса, как Новосибирск. В настоящее время она выглядит довольно-таки уверенно и достойно. Считаю, что останавливаться не надо. Мы знаем, что губернатор Новосибирской области Андрей Травников совместно с Законодательным собранием региона и его председателем Андреем Шимкивом придает большое значение развитию транспортной отрасли, в том числе пассажирским перевозкам, и нисколько не сомневаюсь, что та цифра в процентном отношении, которая имеет место быть сейчас, увеличится до 50. Но баланс между частными и муниципальными перевозчиками здесь все-таки должен соблюдаться.