Июльские новеллы: зарплаты, дороги и соцподдержка
Бюджет региона в 2023 году подрос в расходной части, но гораздо скромнее, чем ожидалось, по набившей оскомину причине — отсутствия... «пээсдэ»
На этот раз поправки есть как «положительные», так и «отрицательные» — часть ассигнований «переехала» на следующий год. По мнению парламентариев, вопрос софинансирования проектов из областной казны недостаточно проработан.
О предстоящих коррективах членам бюджетного комитета Законодательного собрания рассказал заместитель председателя правительства — министр финансов и налоговой политики региона Виталий Голубенко.
Плюс четыре, минус десять
— Очередные корректировки главного финансового документа продиктованы необходимостью решения шести задач. А именно: обеспечить контрольные значения оплаты труда работников бюджетной сферы и отразить в расходах получение целевых федеральных кредитов, — сообщил глава регионального минфина. — Кроме того, предстоит обеспечить в бюджете объем бюджетных ассигнований инвестиционного фонда области на уровне, определенном законом области «Об инвестиционном фонде», увеличить ассигнования на развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, увеличить финансирование мер социальной поддержки, в том числе обусловленных проведением СВО. А также уточнить объем ассигнований на строительство, благоустройство, ремонты и оснащение оборудованием объектов.
По словам Виталия Голубенко, в соответствии с законопроектом доходная часть областного бюджета увеличивается в 2023 году на четыре миллиарда 193 миллиона рублей, в том числе за счет увеличения налоговых и неналоговых доходов на 3,8 миллиарда, объема безвозмездных поступлений — на 355,9 миллиона рублей. Общее увеличение расходов областного бюджета в 2023 году планируется в сумме 10 миллиардов 89 миллионов рублей.
И на метро добавят
— Законопроектом предусматриваются отдельные меры поддержки граждан, участвующих в специальной военной операции, и членов их семей. В том числе одно из последних решений, которое мы рассматривали на площадке Законодательного собрания, — это компенсация взамен земельных участков для участников боевых действий, — пояснил Виталий Голубенко. — Что же касается дорог, то предлагается увеличить ассигнования на реконструкцию Ленинск-Кузнецкой трассы, на создание дорожной инфраструктуры поселка Клюквенный, а также на проектирование метрополитена в городе Новосибирске.
Также, по словам министра, законопроект предлагает увеличить финансирование социальных и инфраструктурных объектов, строительство которых имеет хорошую динамику, и сдвинуть на следующий год ассигнования на те из них, где еще не подготовлена проектно-сметная документация.
Депутат Николай Машкарин поинтересовался условиями финансирования проектирования новосибирского метро.
— В ближайшие три года на разработку проектно-сметной документации из областного бюджета будут направляться по 180 миллионов рублей ежегодно, плюс софинансирование из городского бюджета в размере 95 миллионов, — пояснил заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства региона Игорь Миллер. — Всего будет четыре этапа: на левый перегонный тоннель «Золотая Нива» — «Берёзовая роща» выделят 55 миллионов, на участок «Золотая Нива» — «Гусинобродская» — 220 миллионов. Кроме того, средства выделят на участок «Гусинобродская» — «Молодёжная» — 230 миллионов и электродепо «Волочаевское» — 130 миллионов.
Вечером проект — утром деньги
Зампредседателя Законодательного собрания Ирина Диденко затронула вопрос финансирования программы «Чистая вода».
— Почему по этой программе сняты ассигнования? Их, наоборот, надо увеличивать! — подчеркнула вице-спикер регионального парламента.
Как пояснил заместитель министра ЖКХ и энергетики региона Евгений Назаров, на 2023 год предусмотрено перераспределение субсидий Чановскому району — 25 миллионов рублей, городу Искитиму — 38,5 миллиона и Чулымскому району — 45 миллионов с переходом на 2024 год. Основная причина — неготовность проектно-сметной документации. А по Искитиму еще и смету приходится пересматривать. Замминистра особо подчеркнул, что основным условием вступления в программу как раз и является готовность ПСД.
— Мы проводили заседание рабочей группы по данному вопросу и получили исчерпывающие ответы от всех министерств, кроме минЖКХ, — отметил председатель бюджетного комитета Заксобрания Фёдор Николаев. — Жители Новосибирска имеют хорошую, качественную воду, а жители села — нет. Два года назад депутаты предлагали включать разработку проектно-сметной документации, строительно-монтажные работы в бюджет и выдавать субсидии и субвенции муниципальным образованиям. Вопрос: почему не включаем?
Евгений Назаров пояснил, что и при условии готовности ПСД в районах все равно не успеют освоить эти деньги, даже если их и выделят. На что зампредседателя бюджетного комитета Сергей Кальченко отметил, что подавляющее большинство вопросов избирателей депутатам касаются двух программ: газификации и «Чистая вода».
— В правительстве региона подпрограмма «Чистая вода» — на отдельном контроле, — сообщил Виталий Голубенко. — То, что предложено законопроектом, — это не прямолинейное, скажем так, сокращение ассигнований, мы их просто сдвигаем. Ни один из объектов, которые у нас забюджетированы в трехлетнем бюджете, не «обнуляется». Если найдутся подрядчики, готовые реально выполнить работы до конца года, то финансирование можно будет предусмотреть.
Заместитель губернатора Сергей Сёмка отметил, что, действительно, сегодня есть определенные проблемы с проектно-сметной документацией, с подрядчиками, с некоторыми объектами.
— Проблема еще и в том, что по некоторым объектам проектирование было выполнено до того, как законодательство изменилось, — акцентировал вице-губернатор. — Сейчас, например, по понятным причинам приходится менять импортное оборудование на российское и приходится все заново проектировать.
Нужен системный подход
Депутат Дмитрий Франчук привел пример регионального министерства физической культуры и спорта, где вопрос ПСД решается системно: районам и городским округам компенсируется стоимость разработки проектно-сметной документации в момент начала реализации строительства объекта. Парламентарий предложил рекомендовать региональному министерству ЖКХ и энергетики внедрить подобную практику у себя. В свою очередь, Ирина Диденко отметила, что на базе данного ведомства создана проектная дирекция, а значит, работу можно систематизировать.
— Если у нас в городе с водой проблем нет, то в сельской местности мы такого не имеем. Мало того, еще и тенденция у нас отрицательная — по 80 миллионов в год мы снимаем с программы. И это было не единожды, причем именно из-за отсутствия проектно-сметной документации. Проблему необходимо решать, — резюмировал Фёдор Николаев. — Предлагаю внести на рассмотрение 35-й сессии Законодательного собрания проект закона Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» и рекомендовать его к принятию в первом чтении. Думаю, также нам стоит проработать вопрос о софинансировании за счет средств областного бюджета подготовки проектно-сметной документации на строительство или реконструкцию объектов муниципальной собственности.