USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Дорогу осилит подрядчик?

Светлана ФРОЛОВА
Ремонт идет не только на мосту, но и под ним. Фото: архив ИД «Советская Сибирь»
Ремонт идет не только на мосту, но и под ним. Фото: архив ИД «Советская Сибирь»

Все планы по строительству и ремонту новосибирских трасс могут не осуществиться

Новосибирские дороги могут не построить и не отремонтировать в срок. Причины разные, но главная — подрядчикам нужно более ответственно относиться к своей работе.

Об этом на минувшей неделе говорили на заседании комитета Законодательного собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике.

«Экватор» близок

Как сообщил на профильном комитете министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский, на сегодня два миллиарда 121 миллион рублей — это сумма незаконтрактованных средств, предназначенных для выполнения дорожно-строительных работ на автомобильных дорогах региона в 2023 году.

По словам министра, к предстоящей сессии Заксобрания министерством подготовлены предложения, чтобы не доводить финансирование Новосибирскому и Искитимскому району на те объекты в дорожных программах, по которым нет готовой проектно-сметной документации либо не проведены конкурсные процедуры. Высвобожденные средства областного бюджета предлагается перераспределить в пользу тех районов, которые уже провели торги на строительство и ремонт дорог в 2024 году.

— На сегодня восемь районов региона имеют выполнение строительной программы текущего года от 30 до 50 процентов. В восьми районах процент выполнения программы составляет от 50 до 90 процентов. То есть в шестнадцати районах области, практически «на экваторе». На 90 процентов реализовали запланированный объем ремонта и строительства дорог в Северном, в Кочках и Здвинске — на 70 процентов, — рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области.

Как уточнил председатель комитета Законодательного собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике Валерий Ильенко, из 34 муниципальных образований хорошо работают только 26.

— Восемь не укладываются в формат работ, которые были определены на март, — сообщил парламентарий. — Если мы определялись, что контрактоваться нужно будет до первого апреля на девяносто процентов, то единственный, кто это сделал, — это ТУАД. Территориальное управление автомобильных дорог оперативно все выполнило. Такого вообще не было раньше никогда. Но тем не менее проник­лись, подготовились, отработали. И 10 апреля сто процентов было отконтрактовано по
ТУАДу. Это даже не те объемы, про которые мы говорим с вами. Общаясь с главой Барабинского района, я не услышал уверенности, что эти деньги будут освоены.

В реальном времени

Валерий Ильенко, в частности, сообщил, что вопрос взят комитетом на контроль еще с ноября прошлого года.

— Что мы сделали? Каждую неделю в реальном времени мы отслеживаем контрактацию и те объекты, где идет дорожное строительство. Всех депутатов Законодательного собрания информируем о темпах проведения дорожно-строительных работ на их округах, ставим в известность о недоработках, просим принять участие. На сегодняшний день в целом по области порядка 40 процентов объектов незаконтрактовано, в Новосибирске — порядка 35 процентов. Это довольно-таки успешный результат нашей работы, — уточнил Валерий Ильенко.

Как рассказал председатель комитета регионального парламента по транспортной, промышленной и информационной политике, буквально неделю назад в Краснозёрском районе проходило совещание Совета по взаимодействию Заксобрания с представительными органами муниципальных районов и городских округов Новосибирской области. В совещании принимал участие и глава региона Андрей Травников.

— Губернатор сказал, что, может быть, это решение будет и непопулярным, но такие решения будут — деньги будут сниматься с районов и отправляться в те районы, которые работают эффективно, у кого готова проектно-сметная документация, тем, кто выполняет объемы 2024 года. Эти деньги будут перераспределены. Об этом говорил сегодня и Анатолий Костылевский. И предпосылки к тому есть: с двух районов уже снимаются средства, и верней всего, что три-четыре района попадут в списки в сентябре, — рассказал Валерий Ильенко.

По словам депутата, нужно уделять больше внимания контролю работы на местах. И начинать не с июня-июля, а с ноября, когда формируется бюджет.

Первому заместителю мэра Новосибирска Олегу Клемешову председатель транспортного комитета Заксобрания рекомендовал обратить особое внимание на качество нанесения разметки на дорогах и пешеходных переходах.

— Разметка и пешеходные переходы. У нас есть проект «Безопасные дороги», я думаю, мы обратим на это внимание — на качество исполнения работ по нанесению разметки, разметки пешеходных переходов. Анатолий Костылевский также сказал сегодня, что нужно обратить внимание на качество выполнения работ, — добавил Валерий Ильенко.

Про узкие места, или Зачем «пинать»

Заместитель председателя комитета по транспортной политике Дмитрий Макаров поднял тему, которая касается, наверное, всех жителей Новосибирска, а тем более автолюбителей.

— В Новосибирске существуют узкие места, где постоянно создаются автомобильные пробки, — это касается таких мест, как мосты, центральные улицы, магистрали, — напомнил он. — Часто мы замечаем такие ситуации, когда на мосту идет ремонт, а самих ремонтников при этом там нет. Особенно это касается выходных дней. Можно ли сократить срок ремонта дорожного покрытия, чтобы он длился не три-четыре месяца, а ускориться и делать такие объекты в минимальные сроки?

Первый заместитель мэра Новосибирска Олег Клемешов подтвердил, что, действительно, такая проблема есть:

— Сократить сроки ремонта мостов можно полным перекрытием этого моста. Тогда работу можно вести на всей площади, и сроки будут сокращаться как минимум в три раза. Сегодня в зависимости от ширины проезжей части моста нам приходится эти сроки делить на три либо на четыре — соответственно, технология одинакова для всех этих этапов. Если перекрыть мост, то можно управляться месяца за полтора. Но, к сожалению, дорожная сеть не позволяет это сделать. Поэтому приходится делать час­тичные перекрытия — выполнять весь цикл работ и только тогда переходить на следующий объект. Для обывателя это, может быть, и не видно, но ремонт происходит не только на верхней части моста. Основной ремонт — это все-таки конструкции, которые находятся внизу моста. А обыватель под мост, к сожалению, не заглядывает.

По словам Олега Клемешова, ежедневно мэрия получает отчет о количестве людей, задействованных на том или ином объекте.

— Не скажу, что здесь все так благополучно, — отметил чиновник. — Есть у нас на сегодняшний день два подрядчика, которых приходится постоянно «пинать». Но на остальных восьми объектах работы организованы и выполняются в соответствии с теми графиками, которые были ранее представлены и утверждены.

Однако Валерий Ильенко позволил себе не согласиться с Олегом Клемешовым.

— Есть же объекты стратегического характера — тот же мост, — подчеркнул он. — Тогда нужно определяться с подрядчиком, искать тех, кто будет работать круглые сутки и эти сроки сократит. Как пример, приведу Краснозёрку. Подрядчик должен был сдать дорогу в 2024 году, но первого сентября 2023 года она будет уже закончена. Спрашиваю, как так получилось? А мне объяснили: в шесть утра уже рабочие на дороге и в 12 ночи — еще на дороге. Хотя по контракту могут приходить с 8:00 до 18:00. Думаю, тот же винаповский (в районе оловозавода — Прим. ред.) мост можно было сделать не до 10 октября, а до 1 сентября или вовсе до 1 августа.

Ответственный подход важен и на отдельном объекте, и в целом к реализации планов дорожного строительства и ремонта. Об этом неоднократно говорил в ходе рассмотрения вопроса Валерий Ильенко.

— Сегодня решение комитета, может, непопулярное и вызовет какой-то негатив. Но мы рекомендовали региональному министерству транспорта в случае несвоевременного проведения конкурсных процедур в муниципальных образованиях в целях эффективного использования бюджетных ассигнований предусмотреть перераспределение средств на объекты, обеспеченные проектно-сметной документацией. И рекомендовать министерству транспорта не рассматривать бюджет 2024 года в случае отсутствия проектно-сметной документации, — резюмировал председатель транспортного комитета Заксобрания.