Переориентация на Восток
Отвечая на внешние вызовы, российские производители осваивают рынки Китая и Индии
В Новосибирске завершился X Международный Сибирский транспортный форум. За три дня для гостей и участников было проведено 28 мероприятий, выступили 208 спикеров. Посетили форум чуть больше пяти тысяч человек, а около 20 тысяч побывали на нем онлайн.
На форуме обсуждались вопросы логистики, импортозамещения, взаимодействия власти и бизнеса, основные тренды развития транспортной отрасли, качество работ и проблемы экологии. Одной из центральных тем для дискуссий на многих площадках стала подготовка специалистов. Производители и научное сообщество фиксируют падение интереса к профессиям, связанным с дорожным строительством. В отрасли наметился серьезный кадровый кризис.
— Только по количеству спикеров мы на уровне прошлого года, по всем остальным показателям цифры больше, — отметил глава регионального министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский. — Многие мероприятия делового формата проходили одновременно. К сожалению, не смогли все обсудить, остались вопросы, поэтому будем продолжать работать в рамках других площадок.
Логистические коридоры
Центральным событием форума стало пленарное заседание «Вызовы и перспективы транспортной отрасли России — 2035. Трансформация и усиление роли Сибири в формировании новой отраслевой и экономической реальности». В нем приняли участие 15 спикеров — представители власти, бизнеса и научного сообщества.
Обсуждались вопросы логистики, развития новых транзитных направлений, импортозамещение, экономика и кадровые вопросы.
Ключевой темой пленарного заседания стала переориентация грузовых потоков на Восток. В этом вопросе Сибирь играет ключевую роль, являясь крупным транспортным узлом.
Фото: Андрей Заржецкий
— Сибирь — это макрорегион, который лучше всех чувствует масштабы страны, — заявил глава Новосибирской области Андрей Травников, открывая заседание.
Участники отметили, что за последние несколько лет транспортная отрасль была вынуждена отвечать на внешние вызовы и переориентироваться на рынки Китая, Индии и других стран Азии.
В пленарном заседании участвовали пятнадцать спикеров — представители региональной и федеральной власти, науки, производители, перевозчики, проектировщики. Они обсуждали вопросы отраслевых приоритетов развития России и Сибири до 2035 года. Фото: Андрей Заржецкий
— В прошлом году в условиях санкций были определены приоритеты — увеличение пропускных способностей и видов транспорта. Теперь ищем увеличение объема транспортных перевозок и возможности наращивания экономики, — рассказал Помощник Президента Российской Федерации Игорь Левитин.
Сегодня значительная часть грузов проходит через Сибирь. Только за последний год транзит на Восток увеличился на 12 процентов.
— Это очень высокий темп. И у нас появляются новые возможности по взаимному сотрудничеству со странами БРИКС, Юго-Восточной Азии. Все наши переговоры направлены на увеличение логистических коридоров, которые до настоящего времени не имели достаточного внимания. Очень важно, что новосибирский транспортный узел сегодня не задерживает грузы. Инфраструктуры пока хватает, но этого недостаточно, и все планы по развитию таких узловых центров необходимо выполнять в срок, потому что объем будет только расти, — отметил Игорь Левитин.
Новосибирский узел
Андрей Травников, в свою очередь, рассказал, какие направления развиваются в Сибири.
Масштабный макет четвертого моста занял на выставке 64 квадратных метра. Мостовое полотно проходило на высоте 2,5 метра, но самой высокой точкой был семиметровый пилон в форме буквы «Н». Гости на месте могли посмотреть 3D-визуализацию проекта, а с помощью VR-оборудования виртуально перенестись на высоту уже построенного пилона — 114 метров. Фото: Андрей Заржецкий
— Новосибирск — крупнейший логистический транспортный узел страны. За год мы увидели растущую транзитную роль региона за счет нахождения на основных автомобильных и железнодорожных путях нашего государства.
Создание коридора Запад — Восток было стратегическим проектом. Это не ответ на текущие вызовы. Потенциал нашей страны не исчерпан, в это нужно вкладываться.
Глава региона отметил, что локальные проекты для Новосибирской области — это развитие автомобильной сети в обход Новосибирска, строительство Восточного обхода, расширение трассы «Иртыш», которая соединяет Новосибирск с Омском. В отношении железнодорожной структуры важным остается строительство пролета на центральном железнодорожном мосту, который позволит увеличить пропускную способность для транзитных грузов, минуя станцию Инскую. Также важным проектом является реконструкция «двухпутки» железнодорожного направления Новосибирск — Барнаул, по ней с нарастанием идут грузы с юга.
Фото: Андрей Заржецкий
Губернатор Новосибирской области отметил, что для региона важна не только транзитная составляющая.
— Мы занимаемся перегрузкой, сортировкой и формированием собственных грузов. Все, что касается контейнеризации, — это про нас. Три логистические транспортные группы, которые реализуют свои проекты по увеличению мощностей контейнерных терминалов, — это «Евросиб», «Трансконтейнер» и ТЛЦ «Сибирский».
В прошлом году в Новосибирской области была анонсирована стимуляция перевозки грузов с помощью контейнеров.
— Проект совместно с Западно-Сибирской железной дорогой — это станция Барабинская. Она определена как станция для контейнерных поездов, для отгрузки зерна из этого района. В прошлом году проект был реализован. Из Барабинска прямым направлением контейнеры с продукцией нашего агропромышленного комплекса уходили в Китай. Следующий узел — станция Карасук, юг области, надеемся запустить проект в этом году, — рассказал Андрей Травников.
Фото: Андрей Заржецкий
Сегодня Новосибирская область является лидером в области грузовых перевозок за Уралом. Но, по мнению главы региона, есть куда стремиться.
— Недостаточное внимание уделяется коридору с выходом через наш регион на Монголию и Китай, и особенно через Казахстан в страны Центральной Азии: Узбекистан, Афганистан, Пакистан и так далее. Один из крупных инфраструктурных проектов — это Чуйский тракт, четыре полосы до границы с Монголией. Эти коридоры нам необходимы. Разворот на Восток очевиден, мы от этого вектора не уйдем.
Губернатор Новосибирской области отметил, что у Сибири есть серьезное преимущество перед другими регионами — это собственный рынок, производимые на территории товары, которые позволяют формироваться экономике внутреннего потребления.
— Большой рынок Сибири будет более привлекательным, чем рынок Востока. У нас под боком центральноазиатские страны. Как пример, Афганистан — там живут люди, им нужно кушать, и они потребляют новосибирскую пшеницу. Наша продукция через Казахстан попадает также на рынок Пакистана. Три перспективных направления — Запад, Восток, страны Азии — дают преимущество и позволяют наращивать производство, — сказал Андрей Травников.
Дороги и направления
Сейчас Сибирь проходит этап становления в качестве узлового транзитного центра, и в данном свете очень актуальны реализуемые проекты магистральных транспортных коридоров. Одна из задач, которая сегодня стоит перед регионом, — расширение до четырех и шести полос федеральных трасс. Данная мера необходима для участков на трассе Р-254 «Иртыш», на Чуйском тракте, на трассе Р-255 «Сибирь». Кроме того, актуальным для транзита остается продолжение строительства Восточного обхода, развязок на Бердском шоссе и в Академгородке.
Спикеры также отметили важность развития транспортного коридора Север — Юг: именно он должен решить проблему ограниченной пропускной способности Транссибирской магистрали.
На экспозиции Западно-Сибирской железной дороги были представлены инновационные разработки. Кроме того, компания оборудовала фотозону, где посетители могли сфотографироваться за столом дежурного по станции 1940-х годов. Фото: Андрей Заржецкий
Сегодня в Азии создается 70 процентов мирового ВВП. Российские грузы и товары должны быть там, взамен потребитель получит продукцию, произведенную в Азии. Усилия и прорывы, которые были сделаны за последнее время для начала работы коридора Север — Юг, — это очень важно и сравнимо по значимости с запуском Транссиба или с первым маршрутом по Севморпути.
Сегодня при поддержке Минтранса в стране формируется сеть узловых транспортно-логистических центров. К 2024 году она позволит нарастить существующие мощности в 2,6 раза.
На пленарном заседании отметили, что в рамках данного проекта в Новосибирской области идет модернизация контейнерного терминала «Клещиха», вместимость которого вырастет на 30 процентов, а перерабатывающая мощность — на 40. Также процесс модернизации проводится в центре «Евросиб — Терминал — Новосибирск», кроме того, строится транспортно-логистический центр «Сибирский».
Тренды в перевозках и образовании
Актуальные тренды в развитии железнодорожных перевозок в свете сформированных вызовов обозначил начальник Западно-Сибирской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» Александр Грицай.
— Сегодня в тренде контейнеризация грузов. За последние пять лет ни единого года не было, чтобы он принял отрицательное значение. За 2023 год прирост составил порядка 35 процентов.
Участники выставки представили посетителям различные виды спецтехники: маневренные мини-погрузчики для эксплуатации в строительстве, коммунальном, сельском хозяйстве, многофункциональные погрузчики. Фото: Андрей Заржецкий
Еще один важный тренд — увеличение сельскохозяйственной погрузки. Кроме этого, в Сибири растет объем перевозок грузов с высокой добавленной стоимостью, таких как нефтепродукты например.
Затронули на пленарном заседании и проблему подготовки кадров для отрасли. Тему поднял ректор ФГБОУ ВО РУТ (МИИТ) Александр Климов.
Он отметил, что на данный момент есть существенная проблема в формировании бюджетных групп профильных вузов. Для решения этой задачи, по мнению спикера, необходимо работать со школьниками, объясняя им необходимость выбора полезных для страны специальностей.
Александр Климов заявил, что в ближайшей перспективе самыми востребованными станут специалисты по управлению беспилотными аппаратами, архитекторы интеллектуальных транспортных систем и специалисты в области экологии и декарбонизации транспорта.16+