USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Главная угроза пассажирских перевозок — несоблюдение правил

Алёна КОВРОВА
Фото: архив ИД «Советская Сибирь»
Фото: архив ИД «Советская Сибирь»

Кто контролирует безопасность путешествий в небе, на земле и на воде?

Передвигаясь на любом виде транспорта, человек хотя бы раз в жизни задумается о безопасности путешествия.

Для обычного пассажира сообщения о серьезных авариях — это причина появления новой фобии, а для целой группы профессионалов — сигнал о нарушении ряда правил и повод для расследования, усовершенствования методов работы. Выводы, сделанные из серьезных происшествий, ложатся в основу норм поведения для водителей, пилотов, машинистов, техников, обслуживающего персонала корпораций, осуществляющих пассажирские перевозки.

Расширение полномочий и зон контроля

Люди, чаще всего остающиеся в тени и занимающиеся обеспечением комфортных условий для пассажиров в пути, — сотрудники Ространснадзора или Межрегионального территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Сибирскому федеральному округу (МТУ Ространснадзора по СФО).

Ранее ведомство контролировало деятельность гражданской авиации и называлось Гос­авианадзором. Сегодня полномочия расширены, управление стало единицей большой структуры и отслеживает правильную работу воздушных судов, поездов, автомобилей, речного и морского транспорта.

026-09-02_M.jpg

Фото: Андрей ЗАРЖЕЦКИЙ

— В задачи входит контроль за соблюдением обязательных требований, которые направлены на минимизацию угрозы причинения вреда жизни и здоровью пассажиров и охраняемым законом ценностям, — рассказывает начальник управления Юрий Гри­горьевич Рожко.

Ространснадзор был создан в 2004 году. С тех пор в зоне его ответственности обеспечение безопасности транспорта, предот­вращение происшествий и аварий, контроль за соблюдением требований законодательства.

Управление имеет отделения в различных регионах страны и тесно сотрудничает с другими государственными органами, включая ГИБДД, МЧС, Росавиацию и Федеральную службу безопасности.

Специалисты управления проверяют, как работает подвижной и воздушный транспорт, персонал, вокзалы и аэро­порты. Это ответственная и трудная работа, но проблем с набором кадров не возникает. Для членов коллектива есть возможность профессионального роста и совершенствования.

— Постоянно проводится учеба, повышение квалификации. У человека расширяется круг общения. Во время проверки, чтобы понять, соблюдает ли компания все требования, говоришь и с простыми работниками, и с руководителями, — отмечает Рожко.

Безопасность в небе

Сегодня пристальное внимание уделяется состоянию отечественной авиации. После введения санкций в воздухе висит вопрос: безопасно ли летать? Юрий Григорьевич утверждает, что поводов для беспокойства нет.

— Парк самолетов находится в состоянии, пригодном для полетов. Все воздушные суда регулярно допускаются к работе только после проверки, которую осуществляет сертифицированный персонал. Сложность заключается в обеспечении техники запчастями, но они все же поступают, просто логистика поставок изменилась и время в пути увеличилось. Часть комплектующих производится и в России.

По оценке специалистов МТУ Ространснадзора по СФО, гражданская авиация развивается: строятся и открываются новые аэропорты. Как пример, новый аэровокзал в Новосибирске, реконструкция аэропортового комплекса в Кемерове. Кроме того, открываются новые маршруты, развивается региональное сообщение. Люди активнее стали летать из Новосибирска в Барнаул, Томск, Омск. Это удобно и выгодно, сокращается время в пути. Направления оказались очень востребованы — за неделю до вылета билетов нет. А между тем авиакомпания «Сибирь», например, совершает рейсы два раза в день.

На данный момент основные авиаперевозки в стране осуществляются на воздушных судах семейства Boeing и Airbus, находящихся в хорошем техническом состоянии. Кроме них, в воздух поднимаются около сотни самолетов «Сухой Суперджет». Количество отечественной техники растет, специалисты обещают пополнять ею парки. Также в обозримом будущем планируется строительство и освоение российских воздушных судов МС-21.

Ответственные перевозчики — в зоне «низких рисков»

В конце июня в Новосибирске состоится X Сибирский транспортный форум. Представители МТУ Ространснадзора по СФО примут в нем участие и обсудят тему безопасности осуществления авиационных, автомобильных, речных и железнодорожных пассажирских перевозок.

— Наша деятельность направлена на безопасное осуществление работы в транспортном комплексе. Необходимо свести до минимума угрозу всяких автодорожных, железнодорожных, речных и авиационных происшествий. Основная угроза — нарушение предписанных правил, когда компания в угоду экономической выгоде идет на нарушение закона, делает вид, что нет возможности и ресурсов направить на подготовку персонал, поддерживать в исправном техническом состоянии транспортные средства.

Механизм решения один — постоянный контроль, особенно в тех случаях, когда поставщик услуг уже стал виновником негативного события, приведшего к угрозе или причинению вреда пассажирам.

Специалисты отмечают, что сегодня выгодно иметь статус транспортной компании с низким риском создания опасных ситуаций. Чем ниже показатель аварийности, тем меньше внимания проверяющих органов, и визиты к добросовестным поставщикам услуг становятся скорее профилактическими.