USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Доколе волонтёры будут убирать за «алкашами»?

Светлана ФРОЛОВА

Субботники не помогут очистить берега новосибирских рек и леса от мусора, оставленного отдыхающими

В Новосибирской области в последнее время отдых стал настолько диким, что волонтеры уже не справляются с мусорными последствиями пикников. Как с этим быть и что делать, обсуждали на минувшей неделе на заседании комиссии Законодательного собрания Новосибирской области по экологии.

Так что же такое происходит сейчас на наших берегах? По словам президента Новосибирской областной Федерации рыболовного спорта Ольги Чернавиной, происходит там настоящий мусорный коллапс.

Те, которые никогда

Представители общественной организации и привлеченные волонтеры, в том числе студенты разнообразных региональных вузов, занимаются сейчас уборкой всего этого народного добра. Но их усилий уже явно недостаточно.

— Убирают все это дело те люди, которые никогда не мусорят, — подчеркнула Ольга Чернавина. — Проблема эта из года в год — а я занимаюсь уборкой уже 15 лет — нисколько не уменьшается. Каждый год мы просто огромное количество мусора вывозим! Последний пример — уборка под Бугринским мостом в Новосибирске: буквально за час работы 30 доб­ровольцев собрали 180 мешков бытовых отходов с маленького пятачка.

025-05-03.jpg

Причем ситуация эта типична не только для города, но и для области.

— Это все территории, не оборудованные для отдыха, а у нас турпоток в регион стал большим, и в том числе в диких местах. Такие же примеры есть и в Ордынском, и в Спирино, и в других районах области. В Караканском бору 23 июня опять тоже будет субботник, два КамАЗа заказали, чтобы вывозить, но это не решение проблемы, — подчеркнула Ольга Чернавина. — Субботники все-таки носят просветительский характер. Мы растим новое поколение с «зелеными» вузами, но основная масса людей ведет себя все так же.

Ольга Чернавина предложила установить в местах «дикого» отдыха «перехватывающие» контейнеры на время основного турпотока — с мая по октябрь.

— Я разговаривала с муниципалитетами, но вы, как депутаты, знаете, какие в том же Спирино скромные бюджеты положены на вывоз отходов. Там на вывоз еще и «туристического» мусора просто средств не хватит. Предложение такое: внести на рассмотрение на следующий год строку в бюджеты этих муниципалитетов на вывоз «туристического» мусора, — сообщила Ольга Чернавина. — А труд наших волонтеров направить на что-то другое — садить елочки, помогать пожилым людям, а не убирать пустые бутылки за алкоголиками на берегах.

«Они же не на мусорщиков учатся!»

Председатель комитета охраны окружающей среды мэрии Новосибирска Мария Сидорова добавила от себя, что основная проблема — это неразграниченная муниципальная территория.

025-05-04.jpg

— В каждом муниципальном образовании она есть, — сообщила руководитель комитета. — И, по сути, да — это зона ответственности муниципалитета: пожалуйста, решайте. В Новосибирске есть бюджет на несанкционированные свалки. Но такие территории, как Бугринский мост или озеро Спартак, мы не можем отнести к несанкционированной свалке. Это место отдыха, но неорганизованное. Это не парк, где вы можете поставить баки и у вас будет организация, чтобы вывозить мусор. То есть получается, что эта территория фактически муниципальная, но не предназначена для какой-то организации отдыха. Возникает резонный вопрос: как там поставить бак и кто за него будет платить? Этот вопрос будет у всех муниципальных образований, а не только отсутствие денег. Даже если мы найдем деньги в нашем бюджете, но как организовать и кто будет платить?

Мария Сидорова также уточнила, что дети-волонтеры за год задействованы в десятках субботников. Добавим: это и правда дети, потому что в целом, говоря об экологических волонтерских акциях, нужно вспомнить не только о студентах, но и о школьниках, которые ходят, например, «спасать уток» на Тулу. И там выгребают с берегов автопокрышки, металлолом и много что еще, слава богу, кроме трупов. И между прочим, рискуют травмироваться, что и происходит. Акции хорошие, но не детские.

025-05-02.jpg

Однако вернемся к разговору в стенах парламента о студенческих экодесантах к местам отдыха «диких» туристов. «Они же не на мусорщиков учатся, извините, и это не смешно! — грустно пошутила представитель мэрии. — В плане воспитания практика хорошая — они, может, и не будут мусорить. А убирают они за кем? За теми людьми, которые пришли отдох­нуть. И не на себе этот мусор принесли, а привезли его. Так что нужно серьезно подумать о штрафах. А еще, как показала практика Чемского бора — я имею в виду городской лес, излюбленное место отдыха наших горожан, — пока не поставили бункер, который не должен там стоять, потому что это лес, мы вывозили за летний сезон по три-четыре КамАЗ­а. А в конце сезона там такой кошмар был, вы себе не представляете. Я таких свалок нигде не видела. А все потому, что люди там устраивают палаточные городки. Они приезжают из других регионов, потому что там не надо платить сто рублей за въезд. Это дикое место отдыха. И таких мест только в черте города можно насчитать порядка десяти. Поэтому одно из предложений, конечно, экологическое просвещение продолжать. Но нам нужно совместно прорабатывать тему штрафов».

Была машина ваша, стала наша

Депутат Дмитрий Козловский, председатель общественного совета федерального партийного проекта «Чистая страна», добавил, что в этом году не раз участвовал в экологических субботниках. И подчерк­нул, что «штрафы, на самом деле, нормальные».

— Очень серьезный вопрос, — акцентировал он. — На самом деле, и штрафы значительные! Для физлиц — от 10 до 15 тысяч, для должностных — от 20 до 30 тысяч, для юридических — от 30 до 50 тысяч рублей. Самое интересное, при повторном нарушении, если это было сделано с помощью транспортного средства и у нас есть доказательства, мы можем конфисковать это транспортное средство. А презумпция невиновности на эти статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не действует. Если мы доказали видео­фиксатором, что кто-то вывалил мусор с помощью машины, на второй раз мы эту машину конфискуем. Это все прописано в законе. Самый главный вопрос: кто это должен делать? Ответ: полиция и лесная охрана. Я бы хотел услышать от полиции и от охраны, сколько штрафов они наложили за 2022 год? Ведь никто не скажет. А тем не менее закон позволяет нам это делать!

По словам депутата, отдельная болезненная тема — строи­тельный мусор: с помощью видеофиксации также можно фиксировать таких нарушителей и направлять штрафы, как сейчас направляют за превышение скорости.

025-05-05.jpg

— Но наши юристы говорят, что полиция это может делать только при оперативной работе. Поэтому хотелось бы обратиться в полицию, к лесной охране, чтобы они активизировались в этом ключе. И если не хватает камер, их нужно просто поставить, — уточнил Дмит­рий Козловский. — А ведь есть еще места, где строительный мусор сваливают. Я знаю, что в бюджете минцифры миллиарда два есть. Пускай они найдут деньги и для экологии! И тогда мы до нарушителей доберемся и машины ликвидируем.

Как отметил парламентарий, в Москве, Казани, Красноярске сейчас целенаправленно борются с несанкционированными свалками с помощью камер и путем видеофиксации и достигают зримых результатов.

— Причем во всех трех городах камеры отлично работают, — уточнил Дмитрий Козловский. — А мы просто ленимся и жалеем деньги на экологию.

Заместитель председателя комиссии Законодательного собрания по экологии Ярослав Фролов заключил, что вопрос своевременный и пересекается с тем, который уже поднимал депутат Николай Мочалин. А также обозначил рекомендации всем заинтересованным сторонам: сформулировать свои предложения по данному вопросу и внести их в комиссию. При необходимости будут сделаны запросы должностным лицам и организациям. Каждое предложение проработают и обсудят снова через месяц.