USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Андрей Травников: «Натренируем и воспитаем всех»

Инна ВОЛОШИНА
Скриншот из специального выпуска «Вести Новосибирск» от 07.06.2023. Сайт https://vk.com/video/@nsktv_ru
Скриншот из специального выпуска «Вести Новосибирск» от 07.06.2023. Сайт https://vk.com/video/@nsktv_ru

Контроль качества дорожных ремонтов в регионе ужесточается год от года — теперь подрядчики переделывают огромные объёмы за свой счёт

Пришло жаркое лето — горячая пора для дорожников. Ежегодно в ремонт и строительство дорог вкладывают огромные деньги, но всегда ли жители региона довольны результатом? В прямом эфире специального выпуска новосибирских «Вестей» губернатор Андрей Травников рассказал о том, как сегодня организован контроль над работой подрядчиков, как наказывают тех, кто незаконно экономит и хитрит при ремонте трасс, и каковы итоги проверок.

Как известно, в Новосибирской области стали значительно строже следить за тем, как выполняются работы по текущему и капитальному ремонту дорог. Отбор проб и комплекс лабораторных испытаний теперь проходит только под прицелом видеокамер. Насколько такие меры действенны, покажет время, но пока что недовольных состоянием трасс предостаточно, и претензии людей по большей части справедливы. А как руководство области оценивает состояние дорог?

Федеральные ещё ничего, а вот местные...

По мнению губернатора Андрея Травникова, качество федеральных трасс на территории региона сегодня достаточно неплохое, проблема скорее в их пропускной способности: на многих участках неплохо было бы увеличить количество полос, хотя бы с двух до четырех. Что же касается областных и муниципальных дорог, то тут нареканий гораздо больше, однако они в большей степени касаются не ремонта, а текущего содержания. Но это уже тема для отдельного разговора.

Тем не менее в последнее время региону удалось значительно ускориться в плане приведения магистралей в нормативное состояние.

— За последние пять лет только из областного бюджета Новосибирск стал получать в 2,5 раза больше средств, — подчеркнул глава региона. — Если в 2018 году на дороги города регион выделял почти два миллиарда рублей, то в 2023 году — почти пять миллиардов рублей выделяется только из областного бюджета. Опять же, с приростом по сравнению с 2022 годом. Причем даже при утвержденном бюджете, как только появляются дополнительные доходы, мы стараемся городу добавлять средства, что было сделано и в этом году — почти 250 миллионов рублей мы довели поправками.

А полвека без ремонта — слабо?

Как рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства региона Анатолий Костылевский, участки дорог, где надо произвести ремонт, выбирают с учетом их состояния. Специалисты профильного министерства совместно с главами муниципальных районов, депутатами Законодательного собрания и собственниками дорог выезжают на место, производят осмотр, обсуждают, что именно нужно сделать, расставляют приоритеты. В первую очередь, как правило, в порядок приводят трассы, по которым проходят школьные и социально значимые маршруты. Также приоритет отдается опорной сети дорог — в нынешнем году это Ленинск-Кузнецкая трасса и дорога Татарск — Карасук, где асфальтового покрытия не было вообще никогда. А между прочим, она проходит через несколько районов и соединяет немало населенных пунктов.

024-05-02_M.jpg

Октябрьский мост через реку Обь уже много лет нуждался в ремонте — сейчас работы на этом важнейшем для города объекте идут полным ходом, а закончить ремонт здесь планируют в 2024 году. Фото: Андрей Заржецкий

— Перед нами стоит масштабная задача к концу 2024 года довести половину региональных и муниципальных дорог до нормативного состояния, а если говорить о новосибирской агломерации, то 85 процентов, — отметил глава областного минтранса. — В нынешнем году ремонт охватывает все районы области. Всего предстоит привести в порядок около 400 км, объем дорожного фонда составляет 30 миллиардов рублей.

При этом виды работ на каждом объекте определяет проектно-сметная документация. Если взять, к примеру, Ленинск-Кузнецкую трассу, то там сегодня идет масштабная модернизация, после которой количество полос увеличится с двух до четырех. Кроме того, дорожное покрытие там укладывают с применением современной технологии «Суперпейв» — если верить экспертам, оно может стоять десятилетиями. Ленинск-Кузнецкая трасса — «вылетная» магистраль, движение по ней очень интенсивное: идет огромный поток грузов в Кузбасс, из поселка Горный, где сегодня формируется кластер по производству строительных материалов, везут щебень, кроме того, в этом направлении расположено огромное количество дачных обществ. Аналогичным образом сейчас модернизируют Ордынскую трассу.

Ошибки на уровне среднего звена

Понятно, что современные технологии требуют соответствующих кадров. А с ними дела обстоят не очень хорошо. В прошлом номере «Советская Сибирь» рассказывала, какие меры применяют власти для того, чтобы ликвидировать кад­ровый дефицит в строительстве. По словам Анатолия Костылевского, в дорожной отрасли положение несколько лучше, но не особенно. В регио­не есть профильный вуз, который выпускает необходимых специалистов, — это СГУПС, а также колледж автосервиса и дорожного хозяйства. Выпускники этих учебных заведений сегодня очень востребованы — дорожно-строительные организации буквально «дерутся» за них. Крупные компании сами организуют обучение в процессе работы.

— Мы тесно взаимодействуем с районами и сельсоветами, организуем курсы, на которых специалисты изучают требования, которые сегодня предъявляют к проектно-сметной документации, правила контроля качества выполнения дорожных работ и так далее, — рассказал Анатолий Костылевский. — Наши специалисты провели анализ дефектов, выявленных после проведения ремонтных работ, и выяснили, что большая часть ошибок, приведших к их возникновению, происходит на уровне среднего звена. Предприятия-подрядчики сделали из этого выводы, и в 2023 году уже провели обучение 135 человек — прорабов, лаборантов, машинистов катков. Обучение проводилось либо силами самих организаций, либо в коммерческих образовательных центрах. Мы же сейчас работаем со СГУПСом, чтобы они подготовили несколько таких образовательных программ.

Не можешь — научим, не хочешь — заставим

Каким же образом сегодня осуществляется контроль качества выполнения ремонтных работ на дорогах? Как рассказал губернатор Андрей Травников, система выстраивалась на протяжении последних пяти лет, причем требования ужес­точали год от года. Так, например, в 2018 году от заказчиков стали требовать внедрять в проектно-сметную документацию новые технологии, чтобы дороги не ремонтировали по старинке. Одновременно увеличивали гарантийные сроки и повышали штрафы. Потом на отремонтированных объектах внедрили тотальный контроль — выявляли даже незначительные дефекты. Затем проверять начали не только готовые объекты, но и соблюдение технологий на каждом этапе ремонта или строительства, а также качество строительных материалов, причем до начала работ. Все это дало ощутимые результаты.

— За последние два года доля объектов, на которых выявляются дефекты, снизилась до 50 процентов, а то и меньше, — подчеркнул глава региона. — Причем сегодня мы не только выясняем причины, по которым возникают дефекты, но и обучаем людей. К нарушителям применяются достаточно жесткие санкции: от устранения выявленных недостатков за свой счет до занесения в черный список. Нарушения выявляются самые разные, например довольно часто на объект привозят уже остывшую асфальтовую смесь. Чтобы решить эту проблему, в регионе было дополнительно запущено два асфальтобетонных завода.

024-05-01_M.jpg

Два года назад улицу Станиславского привели в порядок, но ремонт продержался недолго — нынешней весной асфальт сошел вместе со снегом. Теперь подрядчик за свой счет переделывает шесть километров оживленной городской магистрали. Фото: Андрей Заржецкий

Как пример нерадивого подрядчика можно привести организацию, два года назад ремонтировавшую улицу Станиславского в областном центре, где асфальт сошел вместе со снегом. Сейчас компания, некачественно выполнившая работу, за свой счет переделывает 38 тысяч квадратных метров дорожного полотна — фактически заново строит двухполосную дорогу длиной 6 км.

— Формула хороших дорог проста — это необходимые объемы финансирования и постоянный контроль качества выполняемых работ. К сожалению, сегодня еще далеко не все подрядные организации в полной мере осознают, что некачественно ремонтировать дороги выходит себе дороже. Но у нас есть инструменты, чтобы их воспитывать, пример тому — улица Станиславского, где подрядчик все переделывает за свой счет. А пять лет назад, скорее всего, все спустили бы на тормозах и снова отремонтировали бы улицу за бюджетный счет. Постепенно мы натренируем и воспитаем всех, — резюмировал губернатор Андрей Травников.

«Суперпейв» для столицы Сибири

Сегодня для ремонта улиц Новосибирска применяют самые передовые технологии — хочется верить, что новый асфальтобетон выстоит не только гарантийные пять лет, но и дольше.

По словам начальника управления автодорог Новосибирска Сергея Эпова, плохое состояние улиц сибирского мегаполиса связано в том числе и с тем, что дорожная сеть города формировалась в шестидесятых-семидесятых годах прошлого века, когда нагрузка на ось не превышала пяти-шести тонн. Сейчас она намного больше. Соответственно, и дорожное покрытие разрушается сильнее.

По-хорошему, чтобы довести все дороги Новосибирска до ума, ежегодно надо приводить в порядок не менее 300 км. На нынешний год запланировано сделать 50 км. Сейчас в работе 230 объектов, не считая ямочного ремонта, который производят в рамках текущего содержания дорог.

— В этом году, помимо дорог, ремонтируется сразу десять искусственных со­оружений, мостов — беспрецедентная цифра, — отметил Сергей Эпов. — В числе крупных объектов Октябрьский мост, который будет полностью отремонтирован в 2024 году, три моста на Советском шоссе, мост через реку Тулу на улице Сибиряков-Гвардейцев, мосты на проезде Энергетиков, на улице Фабричной. Более 30 лет на территории Новосибирска искусственные сооружения не ремонтировались вовсе. Последний значимый ремонт выполнялся в 90-е годы.

Что особенно важно, при ремонте городских дорог и мостов сегодня применяют самые современные технологии. Как рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства региона Анатолий Костылевский, если раньше при изготовлении дорожного покрытия просто смешивали асфальт и щебень, то теперь используют технологию «Суперпейв» — она предполагает объемное проектирование асфальтобетонных смесей, в которых частицы щебня расположены как можно плотнее друг к другу, что значительно продлевает жизнь покрытия. Так его кладут, к примеру, на Гусинобродском шоссе и на проспекте Дзержинского. А при ремонте мостов и путепроводов применяют, в частности, прямое напыление битумно-латексной смеси, технологию устройства деформационных швов с резиновыми вставками и так далее.

Муниципали­теты получили указание поторопиться с исполнением

Минтрансу и мэрии Новосибирска Андрей Травников поручил реализовать решение о выделении городу дополнительных средств на ремонт участков дорог по улицам Связистов и Пермской до улицы Оборонной, а также участка дороги между улицей Большой и конечной остановкой маршрутного транспорта на улице 2-й Портовой.

Как подчеркнул министр транспорта и дорожного хозяйства Анатолий Костылевский, поправки в бюджет по этому поручению будут сегодня подготовлены.

Напомним, на выездном совещании по объектам нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в Новосибирске губернатор Андрей Травников поручил главам областных минтранса и минцифры внедрить электронную карту дорожных работ. С ее помощью жители смогут увидеть, когда и кто ремонтировал конкретный участок дороги.

Как подчеркнул глава региона, важно не просто выявлять гарантийные дефекты, а предупреждать их на каждом этапе работ.

КОММЕНТАРИЙ
Валерий Ильенко, заместитель председателя Законодательного собрания Новосибирской области:
— Я очень много езжу за рулем как по Новосибирску, так и по области и убежден, что в последние годы в сфере дорожного ремонта, несомненно, возникли позитивные тенденции, и что особенно важно, они продолжают сохраняться. Тем не менее, когда на заседаниях транспортного комитета мы обсуждаем различные вопросы ремонта, строительства и текущего содержания дорог, порой приходится слышать, что, мол, на это нет денег. Я считаю, подобные рассуждения, как говорится, от лукавого — с деньгами у нас все в порядке. Но должен работать и административный ресурс.
Хочу отметить, что за последние пять лет в разы выросло финансирование дорожной отрасли и качество производимых работ тоже значительно улучшилось. Вообще, я считаю, что дороги и транспорт — это визитная карточка региона, и тут я бы нам твердую четверку поставил смело. Но самое главное, подрядчики сегодня приходят к пониманию, что некачественно ремонтировать дороги себе дороже. И тем не менее порой приходится видеть, что подрядчик и заказчик не находят общего языка, а страдают от этого жители. Скажем, на объекте с напряженным движением работает два-три человека — конечно же, это неприемлемо.