Андрей Травников: «Натренируем и воспитаем всех»
Контроль качества дорожных ремонтов в регионе ужесточается год от года — теперь подрядчики переделывают огромные объёмы за свой счёт
Пришло жаркое лето — горячая пора для дорожников. Ежегодно в ремонт и строительство дорог вкладывают огромные деньги, но всегда ли жители региона довольны результатом? В прямом эфире специального выпуска новосибирских «Вестей» губернатор Андрей Травников рассказал о том, как сегодня организован контроль над работой подрядчиков, как наказывают тех, кто незаконно экономит и хитрит при ремонте трасс, и каковы итоги проверок.
Как известно, в Новосибирской области стали значительно строже следить за тем, как выполняются работы по текущему и капитальному ремонту дорог. Отбор проб и комплекс лабораторных испытаний теперь проходит только под прицелом видеокамер. Насколько такие меры действенны, покажет время, но пока что недовольных состоянием трасс предостаточно, и претензии людей по большей части справедливы. А как руководство области оценивает состояние дорог?
Федеральные ещё ничего, а вот местные...
По мнению губернатора Андрея Травникова, качество федеральных трасс на территории региона сегодня достаточно неплохое, проблема скорее в их пропускной способности: на многих участках неплохо было бы увеличить количество полос, хотя бы с двух до четырех. Что же касается областных и муниципальных дорог, то тут нареканий гораздо больше, однако они в большей степени касаются не ремонта, а текущего содержания. Но это уже тема для отдельного разговора.
Тем не менее в последнее время региону удалось значительно ускориться в плане приведения магистралей в нормативное состояние.
— За последние пять лет только из областного бюджета Новосибирск стал получать в 2,5 раза больше средств, — подчеркнул глава региона. — Если в 2018 году на дороги города регион выделял почти два миллиарда рублей, то в 2023 году — почти пять миллиардов рублей выделяется только из областного бюджета. Опять же, с приростом по сравнению с 2022 годом. Причем даже при утвержденном бюджете, как только появляются дополнительные доходы, мы стараемся городу добавлять средства, что было сделано и в этом году — почти 250 миллионов рублей мы довели поправками.
А полвека без ремонта — слабо?
Как рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства региона Анатолий Костылевский, участки дорог, где надо произвести ремонт, выбирают с учетом их состояния. Специалисты профильного министерства совместно с главами муниципальных районов, депутатами Законодательного собрания и собственниками дорог выезжают на место, производят осмотр, обсуждают, что именно нужно сделать, расставляют приоритеты. В первую очередь, как правило, в порядок приводят трассы, по которым проходят школьные и социально значимые маршруты. Также приоритет отдается опорной сети дорог — в нынешнем году это Ленинск-Кузнецкая трасса и дорога Татарск — Карасук, где асфальтового покрытия не было вообще никогда. А между прочим, она проходит через несколько районов и соединяет немало населенных пунктов.
Октябрьский мост через реку Обь уже много лет нуждался в ремонте — сейчас работы на этом важнейшем для города объекте идут полным ходом, а закончить ремонт здесь планируют в 2024 году. Фото: Андрей Заржецкий
— Перед нами стоит масштабная задача к концу 2024 года довести половину региональных и муниципальных дорог до нормативного состояния, а если говорить о новосибирской агломерации, то 85 процентов, — отметил глава областного минтранса. — В нынешнем году ремонт охватывает все районы области. Всего предстоит привести в порядок около 400 км, объем дорожного фонда составляет 30 миллиардов рублей.
При этом виды работ на каждом объекте определяет проектно-сметная документация. Если взять, к примеру, Ленинск-Кузнецкую трассу, то там сегодня идет масштабная модернизация, после которой количество полос увеличится с двух до четырех. Кроме того, дорожное покрытие там укладывают с применением современной технологии «Суперпейв» — если верить экспертам, оно может стоять десятилетиями. Ленинск-Кузнецкая трасса — «вылетная» магистраль, движение по ней очень интенсивное: идет огромный поток грузов в Кузбасс, из поселка Горный, где сегодня формируется кластер по производству строительных материалов, везут щебень, кроме того, в этом направлении расположено огромное количество дачных обществ. Аналогичным образом сейчас модернизируют Ордынскую трассу.
Ошибки на уровне среднего звена
Понятно, что современные технологии требуют соответствующих кадров. А с ними дела обстоят не очень хорошо. В прошлом номере «Советская Сибирь» рассказывала, какие меры применяют власти для того, чтобы ликвидировать кадровый дефицит в строительстве. По словам Анатолия Костылевского, в дорожной отрасли положение несколько лучше, но не особенно. В регионе есть профильный вуз, который выпускает необходимых специалистов, — это СГУПС, а также колледж автосервиса и дорожного хозяйства. Выпускники этих учебных заведений сегодня очень востребованы — дорожно-строительные организации буквально «дерутся» за них. Крупные компании сами организуют обучение в процессе работы.
— Мы тесно взаимодействуем с районами и сельсоветами, организуем курсы, на которых специалисты изучают требования, которые сегодня предъявляют к проектно-сметной документации, правила контроля качества выполнения дорожных работ и так далее, — рассказал Анатолий Костылевский. — Наши специалисты провели анализ дефектов, выявленных после проведения ремонтных работ, и выяснили, что большая часть ошибок, приведших к их возникновению, происходит на уровне среднего звена. Предприятия-подрядчики сделали из этого выводы, и в 2023 году уже провели обучение 135 человек — прорабов, лаборантов, машинистов катков. Обучение проводилось либо силами самих организаций, либо в коммерческих образовательных центрах. Мы же сейчас работаем со СГУПСом, чтобы они подготовили несколько таких образовательных программ.
Не можешь — научим, не хочешь — заставим
Каким же образом сегодня осуществляется контроль качества выполнения ремонтных работ на дорогах? Как рассказал губернатор Андрей Травников, система выстраивалась на протяжении последних пяти лет, причем требования ужесточали год от года. Так, например, в 2018 году от заказчиков стали требовать внедрять в проектно-сметную документацию новые технологии, чтобы дороги не ремонтировали по старинке. Одновременно увеличивали гарантийные сроки и повышали штрафы. Потом на отремонтированных объектах внедрили тотальный контроль — выявляли даже незначительные дефекты. Затем проверять начали не только готовые объекты, но и соблюдение технологий на каждом этапе ремонта или строительства, а также качество строительных материалов, причем до начала работ. Все это дало ощутимые результаты.
— За последние два года доля объектов, на которых выявляются дефекты, снизилась до 50 процентов, а то и меньше, — подчеркнул глава региона. — Причем сегодня мы не только выясняем причины, по которым возникают дефекты, но и обучаем людей. К нарушителям применяются достаточно жесткие санкции: от устранения выявленных недостатков за свой счет до занесения в черный список. Нарушения выявляются самые разные, например довольно часто на объект привозят уже остывшую асфальтовую смесь. Чтобы решить эту проблему, в регионе было дополнительно запущено два асфальтобетонных завода.
Два года назад улицу Станиславского привели в порядок, но ремонт продержался недолго — нынешней весной асфальт сошел вместе со снегом. Теперь подрядчик за свой счет переделывает шесть километров оживленной городской магистрали. Фото: Андрей Заржецкий
Как пример нерадивого подрядчика можно привести организацию, два года назад ремонтировавшую улицу Станиславского в областном центре, где асфальт сошел вместе со снегом. Сейчас компания, некачественно выполнившая работу, за свой счет переделывает 38 тысяч квадратных метров дорожного полотна — фактически заново строит двухполосную дорогу длиной 6 км.
— Формула хороших дорог проста — это необходимые объемы финансирования и постоянный контроль качества выполняемых работ. К сожалению, сегодня еще далеко не все подрядные организации в полной мере осознают, что некачественно ремонтировать дороги выходит себе дороже. Но у нас есть инструменты, чтобы их воспитывать, пример тому — улица Станиславского, где подрядчик все переделывает за свой счет. А пять лет назад, скорее всего, все спустили бы на тормозах и снова отремонтировали бы улицу за бюджетный счет. Постепенно мы натренируем и воспитаем всех, — резюмировал губернатор Андрей Травников.
«Суперпейв» для столицы Сибири
Сегодня для ремонта улиц Новосибирска применяют самые передовые технологии — хочется верить, что новый асфальтобетон выстоит не только гарантийные пять лет, но и дольше.
По словам начальника управления автодорог Новосибирска Сергея Эпова, плохое состояние улиц сибирского мегаполиса связано в том числе и с тем, что дорожная сеть города формировалась в шестидесятых-семидесятых годах прошлого века, когда нагрузка на ось не превышала пяти-шести тонн. Сейчас она намного больше. Соответственно, и дорожное покрытие разрушается сильнее.
По-хорошему, чтобы довести все дороги Новосибирска до ума, ежегодно надо приводить в порядок не менее 300 км. На нынешний год запланировано сделать 50 км. Сейчас в работе 230 объектов, не считая ямочного ремонта, который производят в рамках текущего содержания дорог.
— В этом году, помимо дорог, ремонтируется сразу десять искусственных сооружений, мостов — беспрецедентная цифра, — отметил Сергей Эпов. — В числе крупных объектов Октябрьский мост, который будет полностью отремонтирован в 2024 году, три моста на Советском шоссе, мост через реку Тулу на улице Сибиряков-Гвардейцев, мосты на проезде Энергетиков, на улице Фабричной. Более 30 лет на территории Новосибирска искусственные сооружения не ремонтировались вовсе. Последний значимый ремонт выполнялся в 90-е годы.
Что особенно важно, при ремонте городских дорог и мостов сегодня применяют самые современные технологии. Как рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства региона Анатолий Костылевский, если раньше при изготовлении дорожного покрытия просто смешивали асфальт и щебень, то теперь используют технологию «Суперпейв» — она предполагает объемное проектирование асфальтобетонных смесей, в которых частицы щебня расположены как можно плотнее друг к другу, что значительно продлевает жизнь покрытия. Так его кладут, к примеру, на Гусинобродском шоссе и на проспекте Дзержинского. А при ремонте мостов и путепроводов применяют, в частности, прямое напыление битумно-латексной смеси, технологию устройства деформационных швов с резиновыми вставками и так далее.
Муниципалитеты получили указание поторопиться с исполнением
Минтрансу и мэрии Новосибирска Андрей Травников поручил реализовать решение о выделении городу дополнительных средств на ремонт участков дорог по улицам Связистов и Пермской до улицы Оборонной, а также участка дороги между улицей Большой и конечной остановкой маршрутного транспорта на улице 2-й Портовой.
Как подчеркнул министр транспорта и дорожного хозяйства Анатолий Костылевский, поправки в бюджет по этому поручению будут сегодня подготовлены.
Напомним, на выездном совещании по объектам нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в Новосибирске губернатор Андрей Травников поручил главам областных минтранса и минцифры внедрить электронную карту дорожных работ. С ее помощью жители смогут увидеть, когда и кто ремонтировал конкретный участок дороги.
Как подчеркнул глава региона, важно не просто выявлять гарантийные дефекты, а предупреждать их на каждом этапе работ.
КОММЕНТАРИЙ
Валерий Ильенко, заместитель председателя Законодательного собрания Новосибирской области:
— Я очень много езжу за рулем как по Новосибирску, так и по области и убежден, что в последние годы в сфере дорожного ремонта, несомненно, возникли позитивные тенденции, и что особенно важно, они продолжают сохраняться. Тем не менее, когда на заседаниях транспортного комитета мы обсуждаем различные вопросы ремонта, строительства и текущего содержания дорог, порой приходится слышать, что, мол, на это нет денег. Я считаю, подобные рассуждения, как говорится, от лукавого — с деньгами у нас все в порядке. Но должен работать и административный ресурс.
Хочу отметить, что за последние пять лет в разы выросло финансирование дорожной отрасли и качество производимых работ тоже значительно улучшилось. Вообще, я считаю, что дороги и транспорт — это визитная карточка региона, и тут я бы нам твердую четверку поставил смело. Но самое главное, подрядчики сегодня приходят к пониманию, что некачественно ремонтировать дороги себе дороже. И тем не менее порой приходится видеть, что подрядчик и заказчик не находят общего языка, а страдают от этого жители. Скажем, на объекте с напряженным движением работает два-три человека — конечно же, это неприемлемо.