Ни рубить, ни охранять ни-ни?
«Заколдованный вопрос» вокруг академического леса требует внимания федеральной власти
Почему Новосибирск и Бердск просят областных депутатов инициировать изменения федерального законодательства в интересах населения? Тема созвучна в том числе благоустройству муниципалитетов: местные власти не могут поставить лавочку для отдыха горожан или туалет, если речь идет о городских лесах. Впрочем, получается, что муниципалитеты ограничены также и в полномочиях защитить эти территории от браконьеров.
Проблему озвучили на круглом столе «Применение геотехнологий в мониторинге лесных ресурсов» в рамках XIX Международной выставки и научного конгресса «Интерэкспо ГЕО-Сибирь», организованном при поддержке правительства Новосибирской области на минувшей неделе. Главной темой была охрана лесов и мониторинг ситуации при помощи новых космических и цифровых технологий. Об этом ниже.
Что не так в пределах мегаполиса?
На самом деле проблема сохранения и управления состоянием лесного фонда не ограничивается только спасением природных ресурсов от пожара и посадками. Мы помним, сколько вопросов возникает по поводу дикой вырубки деревьев в городах, сколько возмущения вызывает это у жителей, как почему-то долго и затруднительно складывается решение проблемы. О трудностях лесного контроля рассказал представитель департамента жилищно-коммунального хозяйства города Новосибирска Андрей Шарикалов.
Чиновник напомнил, что в границах мегаполиса располагается Новосибирское академическое лесничество. Защитные леса относятся к федеральной собственности и занимают 873 гектара.
— Леса Сибирского отделения Российской академии наук не могут контролировать ни органы местного самоуправления, ни федеральные и региональные власти, — отметил Андрей Шарикалов. — Абсурдность ситуации состоит еще и в том, что лесохозяйственный регламент Новосибирского академического лесничества утвержден муниципалитетом, а вот контролировать его соблюдение, получается, не может никто, и даже прокуратура не в состоянии привлекать за несоблюдение требований. Надо отметить, что до 2018 года данная территория контролировалась комитетом охраны окружающей среды и, соответственно, меры реагирования по ней принимались.
Еще одним узким местом для мэрии Новосибирска остается правовая коллизия, из-за которой в городских лесах не допускается возводить не только объекты капитального строительства, но и те, которые бы помогли организовать досуг горожан: площадки для установки мусоросборников, веранды, туалетные кабины, лыжные трассы.
— Таким образом, получилось, что все начинания, которые заходят на муниципальную экспертизу проектов освоения лесов в настоящее время, получают исключительно отрицательные заключения, — рассказал Андрей Шарикалов. — Необходимость корректировки норм действующего законодательства была озвучена и в региональном министерстве природы, и депутатам Законодательного собрания Новосибирской области, и депутатам Государственной Думы. Вопросы также обсуждались на совещании Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, и очень большую поддержку по данному поводу нам выражает город Бердск.
Поджигатели — среди нас
А теперь о пожарах и борьбе с ними. На территории Сибирского федерального округа неизменно растет количество возгораний, что, по мнению специалистов, связано не только с изменением климата, но и с состоянием систем пожаротушения. Увеличивается средняя площадь одного пожара. Если в 90-е годы ХХ века таковая составляла 15 гектаров, то теперь огонь может распространяться на площади от 300 до 500 гектаров.
Основной причиной распространения пожаров по-прежнему остаются антропогенные факторы, то есть человек и его деятельность, однако в течение последних десяти лет фиксируется и неуклонный рост пожаров из-за такого природного явления, как грозы.
Интересные результаты, которые в какой-то степени идут вразрез с данными официальной статистики, представила Юлия Петренко из общественной организации «Люди леса». По космическим снимкам она исследовала ситуацию с ландшафтными пожарами в зонах лесозаготовки в Приангарье. Удалось проанализировать 777 термических аномалий, из которых более 500 представляли собой пожары. Причины их возникновения проверены в экспедициях, где для изучения применялись беспилотные летательные аппараты, аэрофотосъемка, наблюдение с вертолета. Полевые исследования позволили выявить случаи несоблюдения правил пожарной безопасности, а также установить факты поджогов.
— В результате получилось, что большая часть пожаров в лесу появляется именно от антропогенных воздействий. Все пожары, которые мы проверили и которые по статистике шли как грозовые, произошли именно на лесосеке, когда там работали люди, — рассказал Александр Сухов из Добровольческого экологического противопожарного отряда Западной Сибири, который выполнял полевые исследования. — Почему можно провести такой анализ в любом регионе и почему его надо провести в Новосибирской области? Потому что причинами пожаров указываются либо грозовые, если находятся в недоступных местах, либо переход с земель сельхозназначения. На самом деле космический дистанционный мониторинг в Новосибирской области текущего года показывает, что на землях сельхозназначения и на бесхозных землях пожары только набирают силу, а начинаются они рядом либо с дорогами, либо с населенными пунктами. То есть у нас пожар приходит в населенный пункт не из леса, как принято считать, не с поля, а из другого населенного пункта.
Успели проверить на практике
С 2023 года регион использует, в том числе и для мониторинга пожаров, специальную геоинформационную систему. На основе данных, предоставленных министерством природных ресурсов и экологии региона, ее разработал Центр цифровой трансформации Новосибирской области.
— Здесь можно увидеть координаты самой термоточки, идентификационный номер пожара, его состояние — действующий или уже ликвидированный, — рассказал представитель центра Дмитрий Скляров. — Сведения обновляются примерно три раза в сутки, то есть министерство природных ресурсов и экологии располагает актуальной информацией о действующих пожарах на территории Новосибирской области и о тех пожарах, которые происходили в течение последних нескольких суток, а также статистикой за все время работы системы.
Интерактивная карта позволяет не только увидеть, где находится пожар, но и понять, к чьей зоне ответственности он относится — министерства чрезвычайных ситуаций, областного министерства природы или муниципалитета. В региональной геоинформационной системе также размещены сведения обо всех лесопожарных станциях Новосибирской области и местоположении видеокамер, установленных в рамках системы «Лесохранитель». Они позволяют наблюдать за обширной территорией в режиме реального времени и выявлять пожары в момент их возникновения.
А еще на карте есть данные о местоположении служебного транспорта. Таким образом, можно оперативно контролировать, какая техника уже занята на тушении пожара и какая может быть привлечена дополнительно, если окажется, что пожар невозможно погасить силами, которые были задействованы в настоящий момент.