Лучше «ширше»?
Как Новосибирску не задохнуться в пробках и сохранить дорожное полотно от «нашествия» транзитных фур?
Как остановить незаконный проезд большегрузов по дамбе Новосибирской ГЭС и улице Софийской? Мизерные штрафы не пугают нарушителей, которым наказание обходится куда дешевле затрат на объезд.
Напомним, тему «Советская Сибирь» уже поднимала несколько номеров назад, опубликовав обращение Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков к градоначальству мегаполиса. На тот момент уже было известно, что деньги на «убитую» транзитными большегрузами улицу Софийскую в микрорайоне ОбьГЭС будут выделены. Однако дальнейшая судьба и этой улицы, если не поставить заслон бесконтрольному движению перегруженных фур, и других дорог, страдающих от транзита, не внушает оптимизма: можно до бесконечности вкладывать деньги в асфальт... Все эти непростые вопросы обсуждались на круглом столе Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков в минувший вторник.
Узкое место
Двухполосная улица Софийская на южной окраине города уже давно одно из самых больных мест Новосибирска. Как не раз писала «Советская Сибирь», несмотря на свои, прямо скажем, маловыдающиеся пропускные способности, по интенсивности движения она скоро догонит Бердское шоссе, а дорожное полотно стремительно стирается. По мнению специалистов, его можно сохранить только в том случае, если улицу реконструируют.
Как заявил в начале заседания круглого стола президент ассоциации перевозчиков Вячеслав Трунаев, у общественности сложилось неверное мнение о том, что перевозчики добиваются от властей права проезда через спальный район ОбьГЭС на Чуйский тракт.
— Я хочу вас разочаровать: у нас абсолютно противоположные цели, — сказал он. — Наша цель состоит в том, чтобы все граждане, в том числе и представители нашей ассоциации, были добросовестными исполнителями свода законов и постановления Правительства Российской Федерации — я имею в виду правила дорожного движения.
Вячеслав Трунаев еще раз напомнил, что улица в последнее время вынужденно превратилась в магистраль для транзитного грузового транспорта. Грузовики, идущие с федеральной трассы «Иртыш» в южном направлении, в последние годы нашли для себя комфортный короткий путь: через Верх-Тулу на улицу Софийскую и дальше по дамбе Новосибирской ГЭС в сторону Чуйского тракта.
— По данным территориального управления автомобильных дорог нашей области, если в 2018 году по этой дороге проехали 1 миллион 807 тысяч автомобилей, то в 2022-м — уже 2 миллиона 792 тысячи. За пять лет интенсивность движения увеличилась на 54 процента. Если посмотреть отдельно на трафик грузовиков, то рост еще внушительней: в 2018 году по дороге проехало 162,3 тысячи грузовиков, в 2022-м — уже 276,6 тысячи. В сегменте большегрузных автомобилей интенсивность движения растет быстрее. Например, с 2020 по 2022 год интенсивность движения грузовиков по этой артерии увеличилась на 81 процент, — рассказал Вячеслав Трунаев.
Дорожные знаки запрещают движение большегрузных автомобилей по дамбе ГЭС и участку улицы Софийской. Но штраф за незаконный проезд ничего, кроме смеха, не вызывает: 500 рублей. А если учесть «льготный период», и вовсе 250 рублей.
— Получается, что недобросовестным перевозчикам выгодней заплатить штраф, но сократить путь, — комментирует Вячеслав Трунаев. — Большое количество транзитно-грузового транспорта на городских улицах создает дополнительные проблемы с безопасностью дорожного движения, увеличивает риск образования заторов на дорогах нашего города. Без таких магистралей, как Восточный обход и Юго-Западный транзит, Новосибирск просто задохнется в пробках, а местным региональным бюджетам не хватит никаких денег на восстановление городских улиц, которые быстро разрушаются от запредельной на них нагрузки.
Магистральный «прикол»
Месяц назад представители ассоциации перевозчиков обратились к мэру Новосибирска с предложением реконструировать улицу Софийскую на ОбьГЭСе в магистраль или вовсе запретить трафик грузового транспорта через спальный район.
— Понятно, что первый вариант невозможен, поскольку дорога проходит по спальному району, — уточнил Вячеслав Трунаев. — Ответа, к сожалению, мы до сих пор не получили.
Впрочем, принятый в 2021 году Генплан Новосибирска как раз и предусматривает реконструкцию Софийской до 2025 года.
Компания «АРХИГРАД» еще в 2018 году по заказу властей разработала проект планировки территорий. По этому плану предусмотрено расширение улицы Софийской до шести полос движения — по три полосы в каждом направлении.
— Это расширение обусловлено не увеличением трафика грузовых автомобилей, а увеличением трафика пассажирского из-за растущих близлежащих микрорайонов, — уточнил директор компании Дмитрий Носков.
На ремонт же дороги по улице Софийской в этом году потратят больше 100 миллионов рублей. Еще 136 миллионов — на приведение в порядок дороги по дамбе ГЭС. Однако отремонтированные участки могут быстро прийти в негодность, если власти не смогут прекратить движение там грузового транспорта.
Как доложил Борис Глумов, госинспектор дорожного надзора ГИБДД Управления МВД России по Новосибирску, за прошлый год на Софийской зарегистрировано всего три ДТП, зато четыре человека в них получили травмы различной степени тяжести, а также произошло 38 столкновений с материальным ущербом.
Начальник управления автомобильных дорог мэрии города Новосибирска Сергей Эпов напомнил, что еще при экс-губернаторе Василии Юрченко уже рассматривался вопрос о реконструкции улиц Софийской и Варшавской с целью создания транспортного коридора. Но проект приостановили.
— Останавливает реализацию этого проекта то, что проезд через дамбу ГЭС сейчас запрещен, — уточнил он. — Согласен, реконструкция Софийской нужна и целесообразна. Но мэрия находится в поиске решения, ведь нужно реконструировать не только Софийскую, но и Варшавскую.
Нужен весовой контроль
Еще одна проблема: весогабаритный контроль сейчас, увы, не осуществляется на территории города. Раньше была такая попытка, но сейчас нет, в итоге наблюдается массовое нарушение требований действующего законодательства. Многие присутствовавшие на круглом столе высказались о необходимости увеличения суммы штрафа — не меньше пятидесяти тысяч рублей.
Министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский, в свою очередь, подчеркнул, что для собственника дороги и контролирующих органов ключевое — обеспечение сохранности дороги.
— Нужно обеспечить соблюдение знаков грузовиками. Правильное предложение — внесение изменений в кодекс правонарушений по увеличению штрафов при нарушении этого знака. Есть предложение и к мэрии Новосибирска — рассмотреть вопрос ограничения передвижения грузовиков по общей массе: там уже немного другие штрафы идут, — отметил министр.
А по словам председателя комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Законодательного собрания Новосибирской области Валерия Ильенко, таких проблемных улиц, как Софийская, по Новосибирску достаточно много.
— Если город принимает решение о реконструкции, я с полной ответственностью говорю: деньги на это есть, — подытожил Валерий Ильенко. — Но у нас стратегический объект — ОбьГЭС, и мы обязаны и на него обратить внимание. Думаю, городу нужно категорически пересмотреть маршруты движения. Он не обойдется без автобусов малого класса, которые могут работать на подвозе к узловым станциям. Так что, если город примет решение о реконструкции, законодательными инициативами мы займемся в ближайшее время.