USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Доступное здравоохранение: на селе, как в городе

Инна ВОЛОШИНА
Поликлиника на улице Татьяны Снежиной в Октябрьском районе, которая возводится на принципах ГЧП, будет принимать жителей быстро растущего Плющихинского жилмассива. Фото: Андрей Заржецкий
Поликлиника на улице Татьяны Снежиной в Октябрьском районе, которая возводится на принципах ГЧП, будет принимать жителей быстро растущего Плющихинского жилмассива. Фото: Андрей Заржецкий

Медуниверситет и колледж готовят целевиков для районов и первичного звена Новосибирска

Пандемия отступила, что дает возможность активнее заняться решением текущих задач в системе здравоохранения.

Неслучайно появились медицинские чаты в Телеграм, где, как на ладони, выявляются основные проблемы пациентов, в первую очередь — трудности с записью на прием даже к участковому терапевту, не говоря об узких специа­листах, а также на бесплатные обследования, к примеру на тот же томограф. Его предлагают ждать несколько месяцев или сходить в частный кабинет. На самом деле вопрос можно решить быстрее — это в компетенции руководства поликлиники.

Очередной прямой эфир главы региона Андрея Травникова на телеканале ВГТРК был посвящен именно здравоохранению. По традиции к общению со зрителем приглашается и профильный министр. Глава областного минздрава Константин Хальзов рассказал немало интересного, в том числе о том, когда и как будет искоренен дефицит кадров в государственной медицине. Ведь технически, благодаря нацпроекту, муниципальное здравоохранение сегодня ничем не уступает коммерческому.

017-04-02.jpg

Губернатор Андрей Травников убежден: чтобы система здравоохранения работала нормально, мало строить поликлиники, покупать аппаратуру и готовить кадры — надо менять отношение врачей к пациентам. Фото: vk.com

Важный нюанс, почему мы с вами и после пандемии продолжаем чаще обычного посещать поликлиники. Привычка тут, конечно, не при чем. А при чем все тот же треклятый ковид, а точнее постковид. Сегодня на первый план выходит устранение последствий пандемии, и в первую очередь реа­билитация пациентов, чьему здоровью коварный вирус нанес серьезный урон. И таких людей очень много.

«Корону» проводили, но про маски не забываем

— Конечно же, не стоит забывать о правилах безопасности, — подчеркнул губернатор Андрей Травников. — Я лично с глубоким уважением отношусь к людям, которые, если плохо себя чувствуют, по-прежнему носят маски, чтобы не заражать других, хотя это и необязательно. Думаю, это хорошая привычка, от которой не надо отказываться.

Наглядный пример: не успели мы все «отойти» от коронавируса, как на горизонте замаячила новая угроза — корь. Вспышки этого заболевания в конце прошлого года наблюдались по всей России, и Новосибирская область не исключение. Как рассказал министр здравоохранения региона Константин Хальзов, медики совместно со специа­листами Рос­потребнадзора провели большую работу, выявляя контакты заболевших людей. Дело в том, что корь очень заразна: по статистике, заболевает 95 процентов тех, кто был в контакте с больным. Естественно, при отсутствии прививок.

— Единственной надежной мерой защиты от кори является вакцинация, — сообщил глава регионального минздрава. —  Поэтому в регионе сейчас идет подчищающая вакцинация от кори. Самый простой способ узнать, есть в организме защитный титр или нет, — сдать тест. Напомню, что в группе риска по кори находятся те, кто работает с людьми — медики, педагоги, работники торговли, транспорта и так далее.

А теперь о наболевшем. Как показывают опросы, далеко не все жители Новосибирска и области сегодня довольны тем, как работает система здравоохранения региона. Безусловно, в последние годы было много сделано для ее совершенствования, но узкие места все равно остаются. И главное из них — доступность медицинской помощи. Многие пациенты жалуются, что не могут попасть к врачу: ждать порой приходится неделями, особенно если речь идет об узких специалистах. При этом Новосибирская область не входит в перечень 22 российских регио­нов, где сегодня наблюдается дефицит медицинских кадров.

017-04-03_M.jpg

Студенты-медики обучаются на современных тренажерах: важно, чтобы они не растеряли интерес к профессии на рабочем месте. А для этого нужны хорошие условия труда, служебное жилье и достойные зарплаты. Фото: архив ИД «Советская Сибирь»

— Ситуация с врачами и средним медицинским персоналом у нас достаточно стабильная, дефицит составляет 10–12 процентов, — рассказал Константин Хальзов. — Медицинский университет и колледж осуществляют подготовку специалистов для районов и первичного звена в Новосибирске.

Но достаточно ли этих специалистов? Во время пандемии коронавируса, когда надо было спасать людей любой ценой, государство приняло беспрецедентные меры по поддержке медиков, работавших в красных зонах. Зарплаты их существенно выросли, люди пошли в медицину. Что немаловажно, вырос и престиж профессии — сразу подскочил проходной балл в медицинский университет. А как обстоят дела теперь?

— Оттока кадров из медицинских учреждений региона мы не наблюдаем, но, конечно, нам сегодня требуется больше врачей и среднего медицинского персонала, — отметил руководитель области. — По большому счету сегодня все начинается с профессиональной ориентации, мы специально ищем ребят, которые настроены на медицинский колледж и вуз. Но большое значение имеют и бытовые условия, в которых будут жить молодые специалисты. И в первую очередь это жилье, особенно на селе. Да, есть программы «Земский доктор», «Земский фельдшер», но полностью они проблему не решают. Поэтому в 2018 году мы запустили региональную программу по строительству служебного жилья, чтобы молодой специалист приехал работать в ЦРБ и сразу получил квартиру. В прошлом году построили 32 служебные квартиры и еще 36 закупили.

Тут следует отметить, что сегодня у терапевтов выросла нагрузка: вместо пяти часов на приемы определено шесть часов, на пациента — шесть минут. Пара десятков первичных приемов, плюс вторичные, плюс экстренные. А потом — по вызовам, сколько их выпадет. Титанический труд. Помните об этом, когда дежурный участковый из последних сил взбирается к вам на пятый этаж. Терапевт тоже человек, и ему есть на что пожаловаться. И он очень нужен вам в этот момент. Дай бог ему здоровья. Смогут ли доктора в пенсионном возрасте выдержать этот режим дня, трудно сказать. Есть ли резерв?

Работа, жильё, зарплата

Действительно, привлечение специалистов в региональную систему здравоохранения — это большая и важная тема.

По мнению Андрея Травникова, ее можно разложить на несколько составляющих. Во-первых, это хорошие условия труда.

В течение последних лет регион немало сделал для укреп­ления материальной базы образовательных учреждений, где готовят медицинских работников. И очень важно, чтобы их выпускники, придя на работу, не чувствовали разочарования. Сегодня область закупает самое современное оборудование для поликлиник и больниц, и, по словам губернатора, это имеет эффект. Так, например, студенты вуза и колледжа, побывавшие на практике в Тогучинской, Маслянинской, Коченевской ЦРБ, выразили желание вернуться туда на работу.

— Во-вторых, как я уже говорил, это жилье, — отметил глава региона. — Мы обязательно будем развивать региональную программу возведения служебного жилья. Недавно я говорил с главами муниципальных районов и призвал их строить больше. Ведь дело не столько в деньгах — они в бюджете есть, — сколько в отсутствии в районах домов и квартир. И еще надо иметь в виду, что со временем молодой специалист, приехавший в район, захочет создать семью. А значит, ему понадобится не служебная, а своя квартира. Так что, полагаю, самое время подумать о льготной ипотеке. Ну и в-третьих, для сохранения и привлечения специалистов необходимы достойные зарплаты. К сожалению, не все категории бюджетников подпадают под майские указы президента — им мы в прошлом году дважды проиндексировали зарплаты.

Иными словами, кадровый вопрос в регионе решается, пускай и не так быстро, как хотелось бы. Кстати, о зарплатах: по словам министра здравоохранения региона, сегодня средний заработок для среднего медицинского персонала по области составляет 42 тысячи рублей, для врачей — 88 тысяч рублей.

Тяжёлая «артиллерия»

При этом стоит отметить, что в регионе продолжается масштабная работа по созданию и совершенствованию инфраструктуры здравоохранения. Причем упор делается именно на первичное звено.

017-04-04_M.jpg

Сегодня медицинские учреждения, в том числе и в районах, оснащают самым современным оборудованием, в частности тяжелой техникой: КТ, МРТ, рентгеновскими аппаратами, флюорографами, маммографами. Фото: Андрей Заржецкий

Вспомним хотя бы семь поликлиник, которые возводятся в Новосибирске на принципах государственно-частного партнерства. Некоторые из них представляют собой настоящие многопрофильные амбулаторные центры — например, поликлиника на тысячу посещений в смену, которая строится на Южно-Чемском жилмассиве Кировского района. Сейчас строители возводят стены, осенью они должны будут перейти к отделочным работам. На цокольном этаже нового центра разместят тяжелое медицинское оборудование — КТ, МРТ, флюорограф, маммограф, рентгеновский аппарат.

— Все семь поликлиник находятся в стадии активного строительства, — рассказал Андрей Травников. — Три из них будут сданы в эксплуатацию в нынешнем году: две — летом, одна — осенью. Сдача остальных четырех поликлиник состоится в 2024 году. Кадровый резерв для них уже создан: кто-то перейдет из существующих поликлиник, кто-то учится по целевому набору — коллеги из областного мин­здрава и НГМУ это предусмотрели.

Новый пласт работы

Как рассказал Андрей Травников, еще до старта нацпроектов в регионе задумывались о региональных программах по борьбе с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями.

— Долго мы спорили со специалистами: все-таки медицинское сообщество достаточно консервативное и не любит быстрых перемен, — сказал губернатор. — И все же мы пришли к общему мнению, что медицинскую помощь, в том числе высококвалифицированную, и диагностику, особенно высокотехнологичную, нужно приближать к пациенту. Поэтому уже сегодня у нас некоторые районные больницы оборудованы не хуже, чем областной стационар. Например, региональные сосудистые отделения и центры амбулаторной онкологической помощи (далее — ЦАОП) имеют такие аппараты, как МРТ, КТ, УЗИ экспертного класса, эндоскопическое оборудование. И людям уже не нужно ездить в Новосибирск, чтобы получить необходимую помощь. Если еще пять лет назад мы были озабочены тем, как обеспечить транспортную доступность Новосибирска, то сегодня звучат вопросы, как доехать до центральной районной больницы.

017-04-05.jpg

Губернатор Андрей Травников лично осмотрел новые машины скорой помощи для районных больниц и пришел к выводу, что российские автомобили ничуть не хуже импортных. Фото: nso.ru

По словам Андрея Травникова, то же самое происходит и в самом Новосибирске. Кроме онкологического диспансера, у нас есть современные центры, где можно пройти диагностику и получить лечение, в том числе лучевую терапию. На этом правительство региона останавливаться точно не будет, стратегия приближения медицинской помощи самых разных уровней к пациентам будет реализовываться. И создание ЦАОП тоже часть этой стратегии. Теперь человеку, чтобы пройти необходимую диагностику и сдать анализы, не надо на неделю ложиться в стационар — достаточно прийти на день в такой центр и сделать все необходимое.

— Но есть еще одна актуальная тема — это отношение врачей к пациентам, — подчерк­нул руководитель области. — Ведь зачастую негативное впечатление от посещения поликлиники связано не с тем, что пришлось долго ждать приема — кстати, две недели ожидания — это общемировой стандарт, — а с тем, как к пациенту отнеслись: внимательно или невнимательно, убедили ли его в необходимости тех или иных препаратов или методов лечения. И это целый пласт работы.

КОММЕНТАРИЙ
Игорь Маринкин, ректор НГМУ:
— Наш университет — федеральная структура, но он находится в Новосибирской области, и одной из важнейших наших задач является подготовка кадров для региона. Сегодня в НГМУ по целевому набору учатся 1339 студентов, что составляет примерно 70 процентов от общего числа бюджетных мест. Причем 80 процентов всех целевиков после окончания вуза будут работать в медицинских учреждениях Новосибирской области.
Министерство здравоохранения региона четко квотирует количество целевых мест для центральных районных больниц, так что, можно сказать, в ЦРБ со специалистами более-менее нормально. То есть сегодня мы готовим целевиков для первичного звена системы здравоохранения Новосибирска — это примерно 70 процентов от общего числа. Хочу отметить, что такая система подготовки работает. В прошлом году мы выпустили 180 молодых врачей, которые учились по целевому набору, и 90 процентов из них выполняют свои обязательства. Отличники сразу идут в целевую ординатуру.
Последние пять лет мы активно занимаемся формированием медицинских классов в школах, причем работа со школьниками ведется совсем не так, как раньше. Ученики не только более углубленно изучают химию, физику, биологию, но и посещают стационары, хосписы, бывают в реанимации и так далее. Студенты должны быть мотивированными, то есть понимать, что значит быть врачом, что такое здравоохранение, а не просто иметь высокий балл по профильным предметам. Тогда и процент отчисления будет минимальным.
В нынешнем году мы решили пойти еще дальше и предложить выпускникам медицинского колледжа, окончившим его с красными дипломами, сразу пойти к нам на целевые бюджетные места. Но с условием, чтобы эти ребята потом пошли работать туда, где сегодня наблюдается дефицит кадров. Если они из районов — то на малую родину, если из Новосибирска — то в городские поликлиники.
Чтобы привлекать и удерживать кадры, необходимо учесть много факторов, и один из них — привлекательность региона для жизни. В этом смысле Новосибирская область, безусловно, обладает определенными преимуществами. Помню, к нам поступала девушка из Томска с 298 баллами по ЕГЭ. И это при том, что в Томске есть свой медицинский университет с давней и славной историей. Но эта абитуриентка хотела связать свою жизнь именно с нашим регионом.