За кого голосовать рублём?
Куда движется торговля, почему не всё «деревенское» мясо на прилавках выросло в деревне, а «фермерская» продукция таковой является только на этикетке
Как сделать, чтобы потребитель получил все, что душа пожелает, с полки магазина, и какое место уготовано фермерской продукции в крупных сетях? Ответить на многие вопросы такого рода позволило масштабное событие «Ритейл-2023: новые вызовы — новые возможности в интересах покупателей». Площадкой для обсуждения стала Новосибирская область.
Форум состоялся при поддержке министерства промышленности, торговли и предпринимательства Новосибирской области на минувшей неделе.
Фуд-корты и другие тренды
В нашей стране и в мире вообще за последние три года изменилось многое. И минувший год также для ритейл-рынка выдался непростым. Пандемия, осложнение внешнеполитических связей, санкции и откровенное противостояние нам западного блока стран, мобилизация всех сил и средств на импортозамещение — все это стало очевидными вызовами для торговли в том числе. Да и потребители начали куда рациональнее подходить к своим покупкам.
— Сегодня торговлю можно разделить на две ключевые точки: опт и розницу, — заявил, открывая обсуждение, заместитель министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Максим Останин. — По опту в 2022 году оборот составил два триллиона рублей. Это минус 13 процентов от уровня 2021 года. Тем не менее наш регион по данному показателю лидирует в Сибирском федеральном округе и занимает 10-е место в стране. В рознице оборот составил 770 миллиардов рублей, сейчас мы также занимаем первое место в СФО и 15-е по стране. Если сегодня дать оценку торговому сетевому ритейлу, то в общем обороте он занимает порядка 60 процентов. Причем 40 процентов — это местная продукция. В структуре оборота преобладает непродовольственная группа — порядка 53 процентов, — сообщил заместитель министра.
Говоря о трендах в отрасли, Максим Останин отметил развитие рынков.
Ярмарочные события в Новосибирске и по области стали визитной карточкой региона. Специализированные, оптово-розничные — здесь можно купить качественный товар по цене ниже, чем в магазине, и познакомиться с уникальными предложениями от местных производителей из разных регионов Новосибирской области. Фото: Андрей Заржецкий
— Мы помним время, когда рынки становились ярмарками, но смотрите, что происходит с нашим Центральным рынком, например, — отметил чиновник. — Когда там появился фуд-корт, то есть «ресторанный дворик», многие думали, что у нас будет свое новосибирское «Депо» (есть такой фуд-молл в Москве, в котором размещено множество ресторанов; считается, что это самая крупная из подобных площадок в Европе — Прим. авт.)! Сегодня мы понимаем, что фуд-корт — это точка притяжения для рынков. Конечно, для Октябрьского и Ленинского рынков будет тяжеловато войти в такую концепцию, потому что они находятся в системе потребительской кооперации, но тем не менее и у них это направление есть. Еще один тренд: сегодня многие крупные торгово-сетевые компании, и не только они, начинают строительство своих распорядительных центров в нашем регионе, таких как «Озон». Еще один тренд — интеграция торговли в индустрию гостеприимства. Также важный тренд-риск — все, что связано с сельской торговлей, потому что у нас порядка 300 населенных пунктов с населением менее 100 человек, где вообще нет никакой торговли. Благодаря программе «11 километр» мы компенсируем доставку в отдаленные территории. Еще один тренд — все, что связано с местным товаропроизводителем. С одной стороны, он говорит: «У нас нет местной коммуникации, никто не дает обратную связь», а с другой — есть торговая сеть, которая отвечает: «Зачем нам пятисотый сорт печенья, когда нам нужна баранина или рыба?»
Экономно и доступно
В сфере продаж сформировался тренд на экономичные покупки.
— С одной стороны, эксперты говорят, что падают доходы населения. С другой стороны, в 2022 году люди активно начали копить: согласно банковской статистике, на семь процентов увеличились накопления. Как люди будут использовать эти накопления? По мнению специалистов, это покупка сезонных и непродовольственных товаров, — оценил заместитель министра.
Фото: архив ИД «Советская Сибирь»
Также он сообщил, что очевидна трансформация малого и среднего бизнеса, который работает на фронт. В регионе сейчас порядка 400 таких предпринимателей.
— Очень многие предприятия мы переориентировали на нужную нам продукцию, начиная от консервации до пошива спальных мешков, — сообщил замминистра. — Предприятия начинают увеличивать мощности. Но в какой-то момент заказ от государства может сократиться, а мощности будут так же работать. И здесь ритейл (и не только сетевой) должен прийти на помощь, чтобы подхватить этих предпринимателей. Что касается освобожденных территорий, тут есть важный момент: в Луганске я встречался с крупным сетевым ритейлом. Увидел там товары наших местных производителей. И когда я позвонил собственникам этих предприятий, они даже не знали, что их товаром там торгуют. Поэтому в ближайшее время мы будем запускать в Луганске свой магазин новосибирских продуктов. А еще мы собрали потребности торговых сетей ЛНР, чтобы сориентировать наших сибирских товаропроизводителей. Это сократит цепочку попадания товара на витрину магазина. А покупатель выиграет с точки зрения цены.
Лучше два, чем один
Еще один тренд: предприниматели постепенно уходят с «насиженных мест», например со страничек в социальных сетях, и начинают открывать классические интернет-магазины.
— Помните нашумевшую в соцсетях и СМИ историю о том, что федеральный минпромторг дал рекомендацию региону на площадках перед торговыми центрами открывать киоски (ларьки)? Мы отнеслись к этому серьезно. Давайте возьмем два разных формата. С точки зрения безопасности такое нельзя открыть на площадке, например, ТЦ «Галерея». А вот рядом с «Континентом» есть стритфуд, и вполне прилично все сделано. Постоянно какие-то ярмарки проходят. И это все органично смотрится. Поэтому к любым рекомендациям нужно подходить разумно, — сказал Максим Останин.
Факторы же, которые будут определять развитие торговли в 2023 году, в первую очередь предполагают рост импортозамещения.
— Отток западных брендов дает место нашему товаропроизводителю, — комментирует Максим Останин. — Что касается рисков, сейчас риск один, и вы его прекрасно понимаете: все будет зависеть от санкционного давления, и мы будем вынуждены в связи с этим снова трансформироваться.
Что готовят сетевики?
Конечно, региональные власти поддерживают работу действующих сельхозпроизводителей и стимулируют желающих организовать новые бизнесы в сфере АПК. Сегодня 32 процента продуктов на полках магазинов региона — это продукция местного товаропроизводителя. И, по словам Максима Останина, одна из сетей, которые охотно размещают товары новосибирских марок, — «Магнит».
Как сообщила директор Сибирского округа ПАО «Магнит» Алёна Рыбалко, фермерство — это растущий тренд, набирающий обороты.
— У нас мультиформатная модель, позволяющая подстраиваться под изменяющиеся потребности покупателя, — сообщила она.
Фото: архив ИД «Советская Сибирь»
Недавно в сети появился формат «магазин у дома», дискаунтеры, магазины на станциях метро и привокзальные. В частности, подобный магазин открывается на территории новосибирского аэропорта. «Цены в таком формате незначительно выше, чем в обычном магазине у дома. Поэтому в аэропорту теперь можно не только качественное кофе выпить, но еще и дешевое. Местные производители там тоже, кстати, будут представлены», — прокомментировала Алёна Рыбалко.
По ее словам, сетевым магазинам интересны фермеры, потому что они интересны покупателю.
— Мы придумали уже и упрощенную схему договора, — комментирует Алёна Рыбалко. — В больших магазинах выделяем им отдельную полку — называем ее «Фермерская полка», брендируем. Действительно, наша матрица не предполагает, что у нас будет свежее мясо в магазине, или свежая выпечка, или домашний сыр. Но мы можем предложить это как дополнительную услугу: пустим того фермера, который готов сам эту услугу оказывать и свои продукты предоставлять.
Заработать имя или проще ЛПХ?
Однако далеко не все фермеры сейчас готовы работать с сетями: придется конкурировать с крупными производителями. Скажем, вот крупняк — «Дары Ордынска». Гендиректор Шакир Сулейманов сообщил, что его предприятие последние четыре года работает с «Магнитом» по агроконтрактам.
— Могу сказать, что это очень полезно для производителя. Но для этого нужно заработать имя. В первый год сотрудничества у нас был контракт всего на 11 миллионов рублей, второй год принес контракт более чем на 50 миллионов, в 2022-м — уже 250 миллионов, а 2023 год — 450 миллионов, — сообщил предприниматель. — Мы работаем и с другими сетями, но основная часть нашей продукции уходит в «Магнит».
По словам Шакира Сулейманова, агроконтракт очень полезен для фермера: «Это даже лучше, чем льготный кредит: ты получаешь под посадки деньги, выращиваешь продукцию, и когда сдаешь в сети, они списывают с тебя от 30 процентов. Очень удобно для любого фермера, любого производителя», — подчеркнул предприниматель.
Однако, как комментирует директор Центра компетенций в сфере сельхозкооперации и поддержки фермеров Константин Терещенко, проблемы небольших фермерских хозяйств часто остаются за кадром. Увы, фермерская продукция бывает неконкурентоспособна, потому что крупные сети ориентированы на продукцию масс-маркета. Но это только часть проблемы.
— Государство поддерживает производителей при соблюдении регистрации, наличии сертификации. Но есть такое понятие, как личное подсобное хозяйство (далее — ЛПХ). Такое хозяйство никак не зарегистрировано, ведется хозяйственная книга, сельсовет ведет учет поголовья, следит за состоянием животных ветеринар, а дальше человек как может, так и крутится. При этом в таком ЛПХ может быть не только одна красивая коровка на лугу, но и стадо в 50–100 голов. Такие хозяйства в регионе тоже есть. С одной стороны, назвать их ЛПХ сложно… Но почему такой фермер не регистрируется? Потому что ему придется работать уже с документацией, отчитываться и платить налоги. То есть ЛПХ-шником быть проще. И часто крупные ЛПХ не попадают на глаза и переработчикам продукции, и торговым сетям. А молодому фермеру, который только что зарегистрировался как КФХ, то есть перешел из личного подсобного хозяйства в крестьянско-фермерское, в легальную зону, и согласился платить налоги, — ему очень сложно будет взаимодействовать со всеми инстанциями, в том числе финансово. Еще одна проблема: далеко не вся продукция, которая в магазинах называется фермерской, таковой является на деле. Часто мы троллим продавцов: заходим в магазин, где написано «деревенское мясо», и уточняем, из какой оно деревни. Продавец теряется, потому что происхождение этой продукции очень сложно определить. И мы видим единственный путь для взаимодействия фермера, государства и сетевых магазинов — классический путь кооперации. Над этим сейчас трудятся и минсельхоз, и центр компетенций, и минпромторг, — резюмирует Константин Терещенко.