USD 100.6798 EUR 106.0762
 

«Маячок» для Гекльберри Финна

Наталья ИВАНОВА
Принять меры по обеспечению безопасности детей на транспорте рекомендует Федерация. Парламенту региона инициативу озвучила Уполномоченный по правам ребенка Новосибирской области Надежда Болтенко. Фото: Андрей Заржецкий
Принять меры по обеспечению безопасности детей на транспорте рекомендует Федерация. Парламенту региона инициативу озвучила Уполномоченный по правам ребенка Новосибирской области Надежда Болтенко. Фото: Андрей Заржецкий

Несовершеннолетних «бегунков» предполагается находить с помощью школьных транспортных карт

Найти сбежавшего или потерянного ребенка за три часа — дело непростое, но весьма желательное. Как это сделать? К решению головоломки подключились депутаты Заксобрания, минцифры региона, активисты-поисковики и правоохранители.

В прошлом году в Новосибирской области из дома сбежали 382 подростка и еще 156 — из госучреждений. За два месяца 2023 года самовольные уходы совершили уже 108 подростков, из них 84 ушли из семьи и 24 — из приютов. Половина «бегунков» воспользовалась услугами общественного транспорта и пригородных поездов, причем некоторые дети успели добраться до соседних с Новосибирской областью регионов.

Одни бегут от неблагоприятных условий проживания, обид и непонимания, других влечет тяга к путешествиям. И те и другие подвергаются опасности: чем дольше подросток в неизвестности, тем больше рисков. Поэтому законодателем определены сроки оптимального поиска — три часа. Хотя, что и говорить, можно попасть в переделку за считанные минуты и пропасть насовсем. В любом случае делать что-то нужно, истории с такими вот Гекльберри Финнами (юный персонаж одной из книг Марка Твена — Прим. ред.) порой заканчиваются трагично.

Причин много, и это понятно

Участники дискуссии на заседании транспортного комитета Заксобрания решили сосредоточиться на системе поиска путем отслеживания локации: где и с помощью чего можно зафиксировать появление пропавшего? Кстати, вариант с банковской картой — тоже хорошо, хотя не у всех детей таковая имеется. Но это, как говорится, на заметочку родителям о пользе выдачи карманных денег на «детский пластик», а не наличными.

Законодатели понимают, что решить одним махом проблему «бегунков» не получится. Попытка отследить — не лечение болезни, а борьба с последствиями.

— Поставить сегодня точку в этом вопросе, конечно, будет неправильным, — считает председатель комитета Валерий Ильенко. — Нужен целый комплекс мероприятий, все заинтересованные лица видят эту проблему, готовы подключиться и решать. А проблема простая: на сегодняшний день восемь ребятишек находятся в розыске — думаю, что все будет хорошо и их найдут, — но тем не менее хотелось бы, чтобы цифра сократилась в два-три раза, и это был бы хороший показатель. Уполномоченный по правам ребенка в Новосибирской области Надежда Болтенко любезно согласилась проинформировать нас на следующем совещании о причинах побегов и так далее, этим вопросом тоже нужно заниматься.

Начать с биометрии

Кстати, инициатива обсуждения проблемы на комитете исходила именно от детского омбудсмена. Депутаты намерены действовать на межведомственном уровне и, как отметила заместитель председателя комитета Елена Тырина, предпринять все меры, направленные «на профилактику пропажи детей». Причем непосредственно депутат Тырина минимум раз в квартал будет собирать специально созданную парламентскую рабочую группу.

013-18-02_M.jpg

Уполномоченный по правам ребенка Новосибирской области Надежда Болтенко. Фото: Андрей Заржецкий

— На сегодняшний день отсутствует оперативность обмена информацией о пропавших детях между ведомствами и поисковыми отрядами «ЛизаАлерт», — озвучила результаты предварительной совместной работы и выявленные проблемы Надежда Болтенко. — Нет единого алгоритма действия работников транспортной инфраструктуры — это водители, кондуктора, диспетчеры — при обнаружении потерявшегося или самовольно ушедшего ребенка. Имеет место недостаточность оснащения транспортных средств системами видеонаблюдения или их непригодность. А еще это отсутствие должной просветительской деятельности и профилактической работы с населением по обеспечению безопасности детей на транспорте и, наверное, одной из самых важных мер — биометрии на проездных документах несовершеннолетних, то есть на транспортных картах школьника.

Последнее предложение уполномоченного оценил министр цифрового развития Новосибирской области Сергей Цукарь: «На создаваемой сегодня платформе «Карта жителя Новосибирской области», в связи с планируемой сменой подхода к определению оператора транспортной системы, есть возможность предусмотреть и выдачу именных карт школьника, для того чтобы можно было отслеживать, где, в какой момент он произвел транзакцию (операцию — Прим. ред.) по своей карточке. То есть, по сути, это возможность отслеживания пребывания ребенка на транспортных средствах».

Пойти на опережение

Одним из вариантов обес­печения безопасности детей на транспортных объектах, по мнению участников заседания комитета, может стать оперативный доступ поисковых отрядов «ЛизаАлерт» к системе видеонаблюдения наземного транспорта.

Напомним, в Новосибирской области функционирует аппаратно-программный комплекс «Безопасный город». За обеспечение передачи видеосигнала в систему — а это порядка тысячи видеокамер в парках, скверах, других общественных пространствах, а также в метро, на вокзалах, в аэропорту «Толмачёво» — отвечает технический оператор — министерство цифрового развития Новосибирской области. В 2023 году на 60 объектах планируется установить еще 328 видеокамер. При содействии министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области рассматривается вопрос по заведению в систему «Безопасный город» сигналов из таких мест массового пребывания людей, как торговые центры. Регион продолжает обновлять парк общественного транспорта. Согласно требованиям, он оснащен оборудованием, видеопотоки с которого можно также передавать в систему «Безопасный город» в режиме онлайн.

— Хотелось бы отметить поддержанную инициативу со стороны Законодательного собрания по внесению изменения в федеральный закон о транспортной безопасности относительно обязанности передачи видеопотоков в систему «Безопасный город». Сейчас эта законодательная инициатива находится в Государственной думе, — сообщил Сергей Цукарь. — Тем не менее, не дожидаясь ее принятия и в соответствии с указом президента, по распоряжению губернатора Новосибирской области собственникам объектов транспортной инфраструктуры рекомендовано передавать видеопотоки в «Безопасный город». Достигнута договоренность, подписаны соглашения с названными субъектами транспортной инфраструктуры. Процесс находится в завершающей стадии, то есть картинка с основного массива видеокамер уже попадает в «Безопасный город».

Плюсы видеоаналитики

Функционал «Безопасного города», напомнил министр, позволяет выполнять задачи не только по розыску преступников, но и по поиску пропавших, в том числе несовершеннолетних. В частности, возможно распознавание лиц. После того как фотографию человека загружают в систему, его можно искать как по архивам изображений видеокамер, так и в режиме онлайн, когда просматриваются все видеокамеры, и в момент совпадения выдается соответствующее уведомление. Здесь приглашенные на заседание представители правоохранительных органов выразили мнение, что не все родители могут согласиться на размещение фотографии ребенка в базе данных разыскиваемых лиц.

— Мы уже поднимали этот вопрос, дополнительно его проработали, — ответил Сергей Цукарь. — Но предварительно у нас итоги такие, что да, требуются заявление и согласие на обработку персональных данных от законных представителей и дополнительно согласие на то, что фотография будет размещена в целях поиска.

Начальник департамента по правовым вопросам Законодательного собрания Татьяна Варда уточнила, что пока речь идет о создании общей стратегии, механизмы реализации которой будут разработаны в дальнейшем.