USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Что за горе нам от кори?

Мария БОЯРКИНА
Фото: архив ИД «Советская Сибирь»
Фото: архив ИД «Советская Сибирь»

«Ошибка — считать, что ею болеют только приезжие. Один заболел, и пошло-поехало по дому…»

В распространении кори в мегаполисе обвиняются антипривочники.

Нынче участковые поликлиник в левобережье Новосибирска говорят: проблема гораздо серьезнее, чем это представляют горожане, ориентируясь на сухую информацию в СМИ.

Вызванный к пациенту на дом в Ленинском районе молодой терапевт на вопрос: «Сейчас много с ОРВИ?» отреагировал эмоционально:

— Да что там ОРВИ! Гораздо серьезней проблема — корь, вот это сейчас сильно добавляет работы. В СМИ, на удивление, не придают этой вспышке особого внимания, — посетовал доктор. — Ошибка — считать, что ею болеют только приезжие. Один заболел, и пошло-поехало по дому.

Ну что тут такого страшного?

Список наставлений участкового врача по поводу лечения простуды оказался короче его рекомендаций на тему «Как распознать корь, что делать и как не заболеть».

По данным Роспотребнадзора, в Новосибирске лечение от кори прошли уже 52 человека, 27 продолжают противостоять болезни. Кажется, ну что тут такого страшного? На самом деле тревожит не только болезнь, а она тяжело протекает у взрослых, оборачиваясь пневмониями и менингитами, но и легкомысленное отношение со стороны граждан.

011-12-02.jpg

Как выяснилось, молодежь почти ничего не знает о «пятнистой угрозе». Носители памяти о рисках — старшее поколение, к слову, привитое. Поколение, выросшее в антиваксерских условиях, — слабое звено в цепочке эпидемиологического благополучия. Чтобы это понять, нам достаточно было побеседовать с несколькими подростками. Взяли наугад один из торговых центров в левобережье Новосибирска.

«Привит или нет, не знаю»

«Мне попадались новости о вспышке кори, но особого внимания им не уделил. Привит или нет, я не знаю, как проявляется болезнь — тоже. Чтобы не заболеть, нужно просто соблюдать правила гигиены, например, мыть руки», — уверен 15-летний Матвей. Из всей компании сопровождавших его друзей только двое признали себя вакцинированными от кори. Но совершенно не в курсе, что это за напасть такая.

Из 23 человек, опрошенных в возрасте до 16 лет, 80 процентов уверены, что ситуация с корью «умышленно раздувается, чтобы загнать людей в поликлиники и заставить бояться». Чувствуется лобби родителей-антиваксеров и интернет-блогеров, которых даже статистика смертей от коронавируса, как и динамика снижения заболеваемости и летальности с ростом доли привитого населения, не переубедили в пользу прививки. Как говорится, Баба-яга против, и все тут. Между тем привиться стоит именно молодым людям — до 35 лет.

011-12-03.jpg

Те, кто постарше, скорей всего прошли иммунизацию.

— Чтобы понимать, есть ли у вас защитные антитела или нет, нужно сдать сыворотку крови на наличие антител. Процедура, аналогичная той, которую многие проходили при ковиде, — объясняет главный инфекционист Новосибирской области Лариса Позднякова. — Если антител нет, нужно обязательно вакцинироваться, для того чтобы создать защитный титр.

Кто виноват и что делать?

Молодежная среда, как зеркало, отражает и по сей день, увы, существующее, правда, уже в неагрессивной форме противостояние прививочников-антипрививочников. И как раз антиваксеров сейчас отчасти винят в истории со вспышкой кори в сибирской столице. Да, к нам приехали граждане из государств, где также существует этот пробел, но у нас самих ситуация располагает к негативному сценарию. Руководитель лаборатории по изучению особо опасных инфекций Федерального исследовательского центра фундаментальной и трансляционной медицины Александр Чепурнов в беседе с журналистами подтвердил, что, когда в коллективном иммунитете возникает брешь, пробелы заполняют опасные патогены. Эту истину хорошо знает старшее поколение.

Вера Андреевна, пенсионерка, идет нам навстречу по торговому центру в медицинской маске: «Симптомов никаких нет, маску ношу на всякий случай. Сейчас уже не знаешь, какой болезни бояться больше. Про корь знаю, что передается воздушно-капельным путем, лучше всего переболеть в детстве, так как взрослые тяжелее ее переносят».

Еще одна наша собеседница: «Мы с мужем привиты от кори, я переболела ей еще в семь лет. Корь похожа на ветрянку из-за образования сыпи в виде пятен», — поделилась знаниями Нина Васильевна.

Позаботьтесь о своем здоровье сейчас. Вакцинироваться проще, чем перенести на себе тяжелую болезнь и поставить под угрозу окружающих.

Новосибирская область располагает достаточными запасами вакцины против кори.

Роспотребнадзор предупреждает

— Для вакцинации от кори нужно обратиться в амбулаторно-поликлинические учреждения по месту жительства, учебы или работы.

— Детей нужно вакцинировать в 1 год и ревакцинировать в 6 лет.

— Взрослые могут привиться до 35 лет.

— До 55 лет могут вакцинироваться люди из группы риска, то есть работники лечебно-профилактических учреждений, образовательных учреждений, социальной сферы и — коммунального обслуживания, работники транспорта, торговли и лица, работающие вахтовым методом.

— Если вы не привиты и контактировали с больным, Роспотребнадзор советует вакцинироваться в ближайшие 72 часа.

— Длительность иммунитета после вакцинации составляет не менее 20 лет.

— От кори необходимо поставить две прививки, так как после первой иммунитет формируется только в 69-81 проценте случаев, вторая же дает гарантию на 95 процентов.

КОММЕНТАРИЙ
Лариса Поздникова, главный инфекционист Новосибирской области:
— У взрослых как сама корь, так и осложнения могут протекать тяжелее: в виде вирусной пневмонии, с развитием коревых менингоэнцефалитов. Если посмотреть, насколько серьезно протекало оно у взрослых, которые были госпитализированы, то в основном это среднетяжелые пациенты, у двух из них было развитие вирусно-бактериальной пневмонии, и у одного — развитие коревого менингоэнцефалита, которые закончились, к счастью, выздоровлением. Вообще-то, это инфекция, управляемая вакцинами. И я не знаю, что должно было произойти с обществом (и мы это видим на протяжении последних лет), чтобы это все происходило теперь. В советское время в календаре прививок у нас дети вакцинируются в год, а затем в шесть лет — мы среди старшего поколения не имели случаев распространения кори.