USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Загарпунить «Синего кита»

Инна ВОЛОШИНА
Кто знает, может быть, именно сейчас ваш ребенок просматривает в интернете что-то такое, чего ему видеть ни в коем случае не следует. Фото: Андрей Заржецкий
Кто знает, может быть, именно сейчас ваш ребенок просматривает в интернете что-то такое, чего ему видеть ни в коем случае не следует. Фото: Андрей Заржецкий

В проблемных ситуациях к семьям с детьми будут выезжать мобильные бригады

«Всемирная паутина» может нести как благо, так и зло, но уберечь детей от пагубного влияния негативного контента все же можно. Как это сделать, обсудили на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав под председательством замгубернатора Сергея Нелюбова.

Сегодняшние дети получают в руки гаджеты, едва выбравшись из пеленок, а года в три-четыре уже лихо управляются с ними: ставят себе мультики, играют в игры и даже серфят по сети. Хорошо это или плохо, сказать трудно, но такова объективная реальность — технический прогресс не остановить. Да и вечно занятым взрослым, чего греха таить, электронные устройства весьма облегчают жизнь: дал драгоценному чаду смартфон и занимайся спокойно своими делами.

Справедливость и честь или насилие и убийства?

Да только вот в волнах электронного океана водятся не только золотые рыбки, но и злобные чудовища, которые воздействуют на неокрепшие детские умы. Взять хотя бы игру «Синий кит», которая несколько лет назад привела к волне суицидов среди детей и подростков. Сейчас на фоне других событий об этом несколько подзабыли, но проблема никуда не делась — в социальных сетях несовершеннолетних по-прежнему вовлекают в «группы смерти», вот только названия у них другие: «Разбуди меня в 4.20», «Киты плывут вверх», «#Тихий дом», «Ня.пока», «50 дней до моего…», «Рина» и прочее.

Или взять, к примеру, популярный сегодня среди подростков сериал «Чёрная весна», российский, между прочим. Аннотация к нему на одном из крупных кинопорталов выглядит вполне невинно: «Возродив старую и опасную традицию, подростки создают закрытый клуб «Чёрная весна», существующий по законам справедливости и чести». А, между тем, речь идет о насилии и убийствах. И таких примеров множество.

Количество психотравм растёт

— Действительно, есть риски получения ребенком вреда, вплоть до стрессовых расстройств, по причине негативного контента, который он наблюдает в интернете, — отмечает психотерапевт Игорь Лях. — Поэтому во всем мире, не только в России, существуют ограничения по возрастным категориям, а также родительский контроль. Если ребенок обладает ранимой психикой, очень впечатлителен и от этого возникают проблемы, то, конечно же, его необходимо защищать от негатива, который он может получить в сети.

Но, к сожалению, в XXI веке мы столкнулись с тем, что системы родительского контроля не слишком-то эффективны. Дети находят способы и средства его обойти, а зачастую сами гораздо лучше разбираются в том, как работают различные устройства. И в итоге они получают доступ к тому, что хотят от них скрыть, вопреки всем ухищрениям родителей, которые порой даже не знают, что, скажем, какая-нибудь игровая приставка выходит в интернет. В связи с этим психологическое сообщество очень обеспокоено.

— И подростки, и родители обращаются ко мне по этому поводу, — рассказывает Игорь Лях. — Бывает, что дети становятся объектами атак со стороны разного рода мошенников, от элементарного «пришлите денег» до раскручивания на фото и видео и последующего шантажа. Детей достаточно часто используют для сбора информации о родителях. Все это очень серьезно, но не все это понимают — почему-то многие родители думают, что уж с их-то детьми такого никогда не произойдет. Но риски есть. И число обращений, связанных с психотравмами от коммуникации в интернете, неуклонно растет.

Главное — разговаривать

Как же понять, что с сыном или дочерью что-то не так? По словам Игоря Ляха, родители обязательно должны обращать внимание на то, насколько эмоционально ребенок реагирует на гаджет, сколько времени он проводит с ним и может ли вообще жить без интернета. Если подросток может сам себя занять, например почитать книгу или пообщаться с друзьями, причем очно, а не через соцсети, то, скорее всего, все в порядке. Но если ребенок начинает что-то скрывать, стыдиться, смущаться, ставить пароли на свои устройства, то это уже повод задуматься. Возможно, происходит что-то такое, от чего он не может избавиться без помощи родителей. Компьютерную и игровую зависимости даже Всемирная организация здравоохранения признала серьезными расстройствами, и, чтобы справиться с ними, необходимо обращаться к специалистам соответствующего профиля.

— Единственный реально работающий способ защитить ребенка от разного рода деструктивных воздействий — это проводить с ним больше времени, обсуждать с ним то, что его интересует, — подчеркивает Игорь Лях. — И еще один важный момент: фактически, участвуя в социальных сетях, ребенок, сам того не понимая, просто пересылая посты и участвуя в группах, становится в каком-то смысле средством массовой информации. Более того, если он начинает репостить запрещенный контент, он может оказаться под преследованием вплоть до уголовного. И ответственность вместе с ребенком будут нести его родители.

Сети доверять нельзя

Но что же делать, если подросток уже попал в какую-то неприятную ситуацию? По мнению эксперта, исправить ситуацию можно. Для этого нужно составить доверительный разговор с ребенком, объяснить ему, что вы, как родитель, не хотели бы оказаться в глупой ситуации, когда устройство, которое вы же и подарили, начинает управлять его жизнью и вредить вашим отношениям. К тому же родители и за интернет платят. Большинство детей и подростков понимают, что что-то идет не так. А тем, кто не понимает, помогут психологи.

— Я думаю, сегодня на всех уровнях надо популяризировать идею, что через любые средства связи, в том числе через интернет, может быть оказано как позитивное, так и негативное влияние, — считает Игорь Лях. — Интернет — замечательная штука, там много есть ценного и полезного. Поэтому люди начинают доверять интернет-пространству, не думая, что там есть мошенники, готовые отнять средства, профессиональные политологи, вербовщики различных сект — то есть те, кто представляет реальную опасность, особенно для детей. Если пользователь достаточно информирован и обучен правилам интернет-безопасности, то с большой долей вероятности его дети тоже будут серьезно относиться к подобным вещам. В компетенции властей сделать две вещи: проводить информирование и предотвращать преступления в сети. И, конечно же, как можно шире освещать в средствах массовой информации предотвращенные правонарушения.

Вместо негатива — позитив

Распространением негативного контента среди детей и подростков озабочено не только психологическое сообщество, но и власти. Недавно эту проблему обсуждали на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории региона, прошедшем под председательством заместителя губернатора Сергея Нелюбова.

С докладами выступили министр образования региона Сергей Федорчук и глава областного минтруда Елена Бахарева. Как отмечалось в ходе заседания, мобильная рабочая группа комиссии адресно выезжает для работы по конкретным ситуациям, для рассмотрения и выявления причин, способствовавших совершению преступлений в отношении детей, а также совершению ими суицидов.

— В регионе активно внедряются новые формы и технологии работы с несовершеннолетними, — подчеркнул Сергей Нелюбов. — Так, ведется работа по распространению позитивного контента среди несовершеннолетних в интернете, в том числе анализ поисковыми информационными системами заданных запросов и выдача вместо негативной информации положительного контента. Такой инструмент призван стать средством профилактики распространения сведений о суицидах, пропаганды другой запрещенной информации, а также навязывания интерпретаций геополитических событий, — подчеркивает Сергей Нелюбов.