«Единая модель обязует иметь полномочия и нести ответственность»
«Мэрский вопрос» отправлен парламентариями на сессию, которая ожидается в предстоящий понедельник
В Новосибирске обсуждается изменение в системе выборов глав двух муниципалитетов, в том числе одного из крупнейших в стране — Новосибирска. Вопрос рассмотрел профильный комитет Законодательного собрания региона.
Рассмотрению законопроекта на заседании комитета по госполитике предшествовало обращение, поступившее в Заксобрание от Общественной палаты региона, и многократное обсуждение вопроса на заседаниях рабочих групп.
Это выбор не между добром и злом
Законопроект, который ранее внесла для рассмотрения инициативная группа из десяти депутатов, представляющих разные политические силы, предлагает избирать руководителей Новосибирска и Кольцово из числа кандидатов, отобранных конкурсной комиссией.
Член инициативной депутатской группы, председатель комитета Игорь Умербаев, представил участникам заседания законопроект.
— Законопроектом предлагается изменить способ избрания глав городских округов города Новосибирска и рабочего поселка Кольцово, установив единый подход, согласно которому глава муниципального образования Новосибирской области, наделенного статусом муниципального района, муниципального округа или городского округа, избирается соответствующим представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, сроком на пять лет и возглавляет местную администрацию. Установление данного безальтернативного способа соответствует требованиям федерального законодательства, что подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы, — констатировал депутат Умербаев.
В поддержку выступили представители различных фракций.
В частности, заместитель председателя комитета Александр Щербак акцентировал внимание: «мы сегодня не делаем выбор между добром и злом, светом и тьмой. Мы делаем выбор между двумя моделями. При этом предлагаемая модель многократно уже доказала свою эффективность во всем мире и у нас в стране, и в Новосибирской области. Все муниципальные районы, три городских округа используют такие модели, все сельсоветы. И мы видим, что ничего не рухнуло. Мы накопили достаточный опыт, чтобы делать вывод, что система работает и работает достаточно эффективно».
Вице-спикер Заксобрания Ирина Диденко высказала свою точку зрения:
— Я являюсь одним из тех депутатов, которые выступили с данной инициативой. Хочу обратить внимание на то, что способ этой модели обязует нас не только иметь полномочия по принятию решения, но и нести ответственность. Что это даст? Разделение ответственности между теми, кто принимает решение, и по вертикали власти. Основные аргументы — усиление контроля и повышение ответственности не только перед жителями, но и перед вертикалью власти. Считаю, что этот законопроект стоит поддержать, — подчеркнула депутат.
Главное — государственный подход
В своем выступлении зампред комитета Константин Антонов отметил:
— Мы сегодня обсуждаем технический вопрос: как будет формироваться даже не управляющий орган, а как будет назначаться или выбираться глава исполнительной власти, который по-прежнему остается подотчетен и представительному органу власти. Который по-прежнему руководствуется законами, регулирующими деятельность органов местного самоуправления, — высказался депутат. — Но только к этому институту добавляется еще и набор конкретных мер ответственности и оценки эффективности. Это важный вопрос!
Решение о поддержке законопроекта об изменениях в закон «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области», предусматривающего смену порядка избрания глав города Новосибирска и рабочего поселка Кольцово, поддержано большинством голосов членов профильного комитета. После голосования свою позицию озвучил председатель регионального парламента Андрей Шимкив.
Спикер отметил: «Хочу поблагодарить все партии, все фракции. Мы получили порядка сотни обращений в Заксобрание на эту тему и много рабочих групп проводили, много дискутировали. Но я считаю, что не самое важное — выбранный мэр или назначенный. Если нет государственного подхода, то ничего и не будет. Основное все-таки, чтобы был государственный подход», — уверен законодатель.
Отметим, что, исходя из требований федерального законодательства, в случае принятия законопроекта установленный им порядок избрания главы муниципального образования применяется только после истечения срока полномочий глав, избранных до дня его вступления в силу. Законопроект предлагается рассмотреть на ближайшей сессии регионального парламента.
Это общефедеральный тренд
Тема возникает не впервые. Когда-то рассматривали даже, что в Новосибирске будут два руководителя — мэр и сити-менеджер. Последний — по хозяйственным вопросам. Очередной виток обсуждения.
О важности единой управленческой вертикали в современных условиях одним из первых в своих соцсетях напомнил первый вице-спикер Заксобрания Андрей Панфёров: «В нынешнее непростое время для России власть должна работать как единый механизм, слаженно, без конфликтов. А для этого нужна единая управленческая вертикаль, укрепить которую поможет в том числе и новая система конкурсного назначения главы города».
Экономическая и политическая обстановка в стране и мире такова, подчеркнул первый зампред парламента, что только совместными усилиями всех ветвей власти можно решить проблемы и задачи, которые ставит перед обществом сама жизнь. По мнению политика, назначение глав городов — общефедеральный тренд. Практически во всех крупных городах сити-менеджеры становятся частью эффективной управленческой команды на уровне «регион — город».
— Думаю, Новосибирску нужно ориентироваться на опыт российских регионов, где перешли к процедуре назначения глав городов. В большинстве случаев эта модель себя полностью оправдала, доказала свою эффективность, в том числе в новых экономических и политических условиях, — резюмирует Панфёров.
Мнение о пересмотре системы поддержал ветеран парламента, экс-глава облсовета, ныне — председатель Новосибирской областной общественной организации ветеранов-пенсионеров войны, труда, военной службы и правоохранительных органов Виктор Леонов. По его словам, существующее законодательство в виде прямых выборов мэра давно надо адаптировать к российским экономическим условиям. Необходимость перехода от всеобщей модели избрания градоначальника к конкурсной обусловлена общефедеральным трендом. На сегодняшний день прямые выборы мэра остались лишь в шести из 89 региональных центров равноправных субъектов России — в Хабаровске, Абакане, Анадыре, Улан-Удэ, Якутске и в нашем городе.
— Выборное законодательство в виде прямых выборов мэра, созданное на основе партийной соревновательности, стало неинтересно избирателям и населению города в целом, — уверен Виктор Леонов. — Об этом говорит их участие в этом процессе. В 2009 году явка на выборы была 50 процентов, в 2019-м — чуть более 20. Вот он, уровень участия горожан в выборах мэра от числа всех избирателей. Очевидно, что надо что-то менять.