Научная среда: про книги, удивительные открытия, индустриальное кино и «Адреналин»
Февральские диалоги действующих учёных с их последователями на полях публичной библиотеки Сибирского отделения РАН всегда проходят нескучно
В ГПНТБ 8 февраля как всегда зрелищно и многолюдно — в основном школьники и студенты, на которых и рассчитана программа. Их внимание хочется привлечь максимально, чтобы они пришли в дальнейшем в стены НИИ, стали инноваторами, загорелись желанием творить научно-технический прогресс. И на этот раз события сменяли друг друга с утра до вечера, хоть не уходи.
Ребята смогли побывать в книгохранилище ГПНТБ СО РАН — такая возможность выпадает далеко не каждому. А в День науки можно! Фото: Андрей Заржецкий
Кстати, отличная линейка тематических книжных выставок представляет интерес для посетителей разного возраста. Все же фонды библиотеки — поистине богатейшая за Уралом кладовая знаний. Вот стеллажи, посвященные русским музеям, дальше — книги ежегодного конкурса «Сибирь — Евразия», за ними — история книгопечатания на Руси. Наконец, старинные фолианты, порой даже и рукописные, которые далеко не каждый сможет прочесть — настолько изменился наш язык и написание за прошедшие столетия.
Первая площадка — с первым лицом
Дни науки в регионе проходят при поддержке и активном участии правительства Новосибирской области. Разумеется, с ученой молодежью встретился губернатор Андрей Травников.
Губернатор Андрей Травников на встрече с молодыми учеными озвучил ряд важных решений и ответил на заданные вопросы. Фото: пресс-служба губернатора и правительства НСО
— Еще один федеральный инструмент, который уже доказал свою востребованность и эффективность, — молодежные лаборатории, — сообщил участникам встречи глава региона. — Хочу напомнить, что в 2021 году благодаря национальному проекту «Наука и университеты» в России было создано 120 молодежных лабораторий. В 2022-м — еще 207. По условиям конкурсного отбора, для получения государственной субсидии на создание научной молодежной лаборатории ее руководитель и две трети коллектива должны быть не старше 39 лет. В Новосибирской области сегодня работает уже десять молодежных лабораторий. Но запрос со стороны ученых на них гораздо больше. В итоге региональными властями было принято решение о создании молодежных лабораторий не только в рамках нацпроекта, но и за счет средств регионального бюджета. Просто скопировать федеральную программу было бы неправильно. Я принципиально готов поддержать региональный конкурс на молодежные лаборатории, но со специализацией. Направление специализации — дальнейшее развитие внутрирегиональной кооперации. Конкурс на создание двух новых молодежных лабораторий в рамках СиббиоНОЦ объявит министерство науки и инновационной политики региона.
Неформальная, откровенная беседа продолжалась более полутора часов. Говорили на самые разные темы: от взаимодействия научных учреждений с промышленными предприятиями, межрегиональных проектов, поддержки молодых ученых до рассказов о конкретных историях успеха, алгоритмов получения господдержки на инновационные стартапы.
Андрей Травников озвучил ряд решений, которые были сформированы по итогам встречи на «Технопроме» в августе и на втором конгрессе молодых ученых в образовательном центре «Сириус» в декабре 2022 года. В частности, напомним, тогда стало известно о запуске регионального проекта «Пушкинская карта» для аспирантов, который состоится, предположительно, уже в мае текущего года.
От лекций до экскурсий
Отдельный блок программы был посвящен научно-популярным лекциям, которые читали ведущие сибирские ученые. Открыло лекционный блок интервью вице-председателя РАН, председателя СО РАН, академика Валентина Пармона. Ввиду его высокой занятости оно прозвучало в записи.
У школьников и студентов, пришедших на День российской науки в ГПНТБ, получилось полное погружение в научную среду, в том числе и благодаря «Советской Сибири». Фото: Андрей Заржецкий
Другие лекции были посвящены происхождению мира и человека, совмещению науки и практики в медицине, истории скифов в Сибири и ряду других, не менее интересных тем. Кроме того, для желающих демонстрировали фильмы фестиваля научного и индустриального кино «Кремний», который прошел в прошлом году в рамках международного технологического форума «Технопром».
«Трутни» и «Миньоны»
На Днях российской науки посетителям предложили поиграть. Ясно, что в интеллектуальную игру. С говорящим названием «Адреналин». Руководитель Информационного центра по атомной энергии Наталья Пашагина пояснила происходящее: «Школьников старших классов и студентов колледжей легче всего заинтересовать научными проблемами в игровой форме. Мы делали рассылки по школам и колледжам, захотели принять участие очень многие. Провели две игры с аудиторией в общей сложности не меньше 120 человек, не считая болельщиков».
Фото: Андрей Заржецкий
Стоит отметить, что те, кто играет в «Адреналин», — ребята серьезные. Многие из них, несмотря на юный возраст, уже сегодня ставят перед собой достаточно конкретные цели. Например, капитан команды, студент колледжа информатики СибГУТИ Александр Самаковский. Саша учится по специальности «Информационные технологии и технологии связи», интересуется наукой — читает много специальной литературы, например по машиностроению и астрономии. В «Адреналине» участвовал впервые, команду набрал из студентов колледжа и университета. Будущее свое он тоже представляет достаточно четко.
Фото: Андрей Заржецкий
— Думаю, я буду связистом, — рассказал Александр. — Окончу колледж, пойду в армию, полагаю, там мои знания и навыки очень пригодятся. Сегодня, с учетом всех обстоятельств, такие специалисты очень востребованы.
В утреннем «Адреналине» приняли участие десять команд по шесть человек. Ребята проявили креатив, еще придумывая им названия. Среди них были «Мы — трутни», «Миньоны», «Штопор», «Бобр добр», «Акуан» — так слово «наука» читается наоборот. Правила интеллектуальной игры были довольно простыми. Участникам предложили 11 вопросов по разным темам. Каждая команда изначально получила по 100 баллов и перед тем, как отвечать, должна была сделать ставку, скажем, 20 или 30 баллов. Если ответ правильный, баллы добавляются, если нет — снимаются.
Интеллектуальная игра получилась азартной и смешной — участники делали ставки, как в настоящем казино. Фото: Андрей Заржецкий
А вот вопросы, в отличие от правил, были довольно-таки заковыристыми. Несмотря на то, что командам давали четыре варианта ответов, выбрать правильный, пользуясь логикой и общей эрудицией, было невозможно, надо было знать наверняка. Ну, например, ребят спросили, из чего томские ученые собираются производить полноценный белок — пищу будущего. Варианты ответов: божьи коровки, дождевые черви, рыжие слизни или лесные муравьи. Правильный ответ: слизни. Ну кто бы мог подумать... Или вот еще. Известная компания «Мишлен», производитель автомобильных шин, предложила инновацию для судов-контейнеровозов. Какую? Оказывается, это надувной резиновый парус площадью 100 квадратных метров — уже в будущем году инновационный контейнеровоз отправится в первое плавание. При таких вопросах немудрено, что некоторые команды почти сразу же укатились в минус. Ну да ничего, зато абсолютно все участники узнали много нового.
Читать быстрее... ещё быстрее
Не меньший интерес у гостей площадки вызвал мастер-класс по скорочтению. Что, впрочем, вполне логично: чтобы заниматься наукой, надо перерабатывать огромные массивы информации, а для этого нужно уметь быстро читать, запоминая при этом прочитанное. Читать придется как с экрана компьютера или смартфона, так и обычную бумажную литературу — далеко не все еще оцифровано.
Оказывается, желающих научиться быстро читать очень много, и от возраста это не зависит. Фото: Андрей Заржецкий
Желающих посетить мастер-класс по скорочтению набралось столько, что удивились сами организаторы. Сначала его хотели провести в пресс-центре, но очень быстро стало понятно, что все там просто не поместятся: люди шли толпами, причем независимо от возраста — не только школьники, готовящиеся к ЕГЭ, но и те, кто давно уже встал со студенческой скамьи. Оказывается, умение быстро читать очень востребовано в наши дни. Пришедших разделили на два потока и разместили в конференц-зале.
Фото: Андрей Заржецкий
Итак, что же нужно, чтобы научиться быстро читать? Как рассказала нейротренер, педагог по скорочтению Олеся Фролова, для начала нужно избавиться от привычек, которые мешают это делать. Например, не надо проговаривать слова про себя или «тормозить» на незнакомых терминах. Не стоит также повторно просматривать то, что уже прочитано.
— Отличный способ — закрывать прочитанный текст «шторкой», например любой бумажкой, причем обязательно сверху вниз. Наш мозг прекрасно умеет усваивать информацию с первого раза, — отметила Олеся Фролова. — Также отлично помогает указка, которой надо водить по строчкам. Причем не указка должна следовать за глазами, а наоборот. Не бойтесь — чем быстрее движется указка, тем быстрее вы читаете.
Педагог объяснила и про внимание. Очень важно уметь его переключать, а также при необходимости концентрироваться и расслабляться. Поговорили и про многозадачность, которой сегодня придают такое большое значение. Оказывается, ее не существует — наш мозг способен одномоментно решать только одну проблему. А те, кто якобы решает несколько задач одновременно, просто умеют быстро переключаться. От теории участники мастер-класса перешли к практике — каждый должен был как можно быстрее прочитать вслух несколько столбиков слов. Самые шустрые управились за минуту — по словам Олеси Фроловой, отличный результат.
Фото: Андрей Заржецкий
— По роду деятельности мне приходится много читать, но порой я не могу точно воспроизвести полученную информацию, — поделилась участница мастер-класса Елена Профорук. — Думаю, что продолжу заниматься скорочтением — я уже вижу, что эта методика помогает не просто увеличить скорость чтения, но развивает память и внимание.